Что нужно делать и чего не делать, чтобы вырастить настоящего мужчину, ответственного отца семейства с малых лет? Трудно найти родителей, которые не хотели бы счастья своему ребёнку, и в этом деле, как и в любом другом, необходимы знания и опыт.
- Все делать для того, чтобы у сына был полноценный отец. Если у женщины никак не получается совместная жизнь с мужчиной, но он не обременен серьезными нравственными пороками и вредными привычками, всецело способствовать интенсивным контактам сына с отцом и его родственниками.
- Беречь авторитет окружающих мужчин, не подрывать его почем зря пренебрежительными репликами и грубыми окриками, особенно по незначительным поводам.
- Всячески поощрять общение с истинными мужчинами чести, по-настоящему уважающими себя.
- С сыном разговаривать по-взрослому, уважительно, исходя из понимания, что перед вами — полноценный человек, только мало проживший.
- Не отмахиваться досадливо от вопросов, относиться к ним серьезно и по возможности обстоятельно на них отвечать. Исходить из того, что у мальчишек не бывает наивных или преждевременных вопросов, бывают некомпетентные, невразумительные, высокомерные ответы.
- Выслушивать сына внимательно, но и не поощрять излишнюю болтливость.
- Не сюсюкать. Не опекать сына чрезмерно.
- С каждым годом поручать как можно больше операций по самообслуживанию, а потом и во благо семьи.
- Не пресекать деловую инициативу, даже если это грозит некоторым ущербом (например, разбитой чашкой).
- Не отгонять мальчика от занимающихся каким-нибудь делом мужчин (отца, дедушки, старшего брата и т.д.), наоборот, по возможности приобщать к простым операциям в домашнем хозяйстве и в работе с техникой.
- Следить за соблюдением баланса между похвалами и критическими замечаниями.
- Не охать при виде у сына (внука) царапин, ссадин, ушибов и прочих мелких травм, не ругать за них, а спокойно обработать рану, приговаривая что-нибудь вроде «до свадьбы заживет».
- С 4–5-летнего возраста отучать спешить к сиденьям в общественном транспорте, наоборот, уступать места женщинам и пожилым пассажирам, в том числе маме.
- Еще в дошкольном возрасте начинать вводить сына в курс своих дел и проблем, вызывая сочувствие и сопереживание. Вырастет ли из парня хороший отец, можно судить и по тому, какой он сын.
- Каждый день с младенчества — физзарядка с постепенным усложнением, сначала в квартире, потом по возможности на улице. Освобождать от уроков физкультуры в школе лишь при явной угрозе здоровью. До школы научить плавать, ходить на лыжах, ездить на двухколесном велосипеде, играть в волейбол или другую игру с мячом.
- Всецело поощрять правдивость: в случае честного признания в совершенном проступке наказание сводить до минимума или до нуля, приучая к мысли: честность выгоднее обмана.
- С малых лет культивировать деловитость, жизнь по расписанию; нарушение режима — по уважительным причинам. Учить рассчитывать время с небольшим запасом, чтобы выходить из дома вовремя (настоящий мужчина прибывает в нужное место точно в срок и не опаздывает).
- Приучать к правилу: не давши слово крепись, а давши — держись. Здесь особенно важен личный пример: все обещания, данные сыну, строго выполнять.
- Не высмеивать, не оскорблять, не унижать сына; никогда не употреблять эпитеты и реплики типа «идиот», «тупица», «олух», «подонок», «щенок», «глуп еще», «молоко на губах не обсохло» и т.п. Они обладают способностью западать в память на всю жизнь.
- В то же время прививать терпимость к людям, их поведению, мнениям, особенно к ошибкам, промахам и недостаткам. Сдержанно, но твердо останавливать насмешливое, заносчивое, высокомерное проявление отношения к людям. Снисходительность — очень мужское качество.
- С 6–7 лет включать в обсуждения общесемейных вопросов (расстановка мебели в квартире, очередность крупных покупок, организация летнего отдыха и т.д.).
- Как можно раньше начать выявлять деловые и творческие наклонности, но не навязывать свой выбор занятий насильно; не пугаться переключения с одного рода занятий на другой: многие не сразу находят свое призвание.
- Накупить побольше разнообразных инструментов, простейших механизмов, приспособлений, деталей и материалов для ремонтных работ и поделок, осваивать вместе с сыном все эти инструменты и устройства.
- Показывать пример умения управлять собой: делаю то, что не хочется, но надо; не делаю того, что хочется, но вредно.
- Не попрекать по мелочным поводам крышей своего дома, содержанием, едой, одеждой и т.д. Такой разговор может иметь место только в исключительных случаях, должен быть начат серьезным тоном без излишних эмоций.
- Способствовать активному общению сына со сверстниками, зарекомендовавшими себя с положительной стороны и ничем серьезным себя не скомпрометировавшими. Приветствовать визиты его друзей в дом.
- Поощрять туристские походы, поездки в спортивно-оздоровительные лагеря, оставлять дома лишь при явных признаках болезни.
- Приветствовать любую возможность честно заработать, если это не вредит учебе.
- Начать приучать заботиться о женщинах с малого возраста (за мамой, сестрой и т.д.), например, подавать тапочки, вместе с сыном выбирать подарки женщинам, поощрять изготовление подарков своими руками и пр.
- Не чинить препятствий, не отговаривать сына в его желании кому-то помочь, что-то подарить, кого-то выручить, вообще уделить внимание какому-нибудь человеку, даже если это потребует чем-то поступиться, пожертвовать своим. Оказать помощь человеку в трудную минуту, подставить плечо — одно из главных мужских качеств.
Конечно, этим списком рекомендаций не исчерпывается программа превращения младенца мужского пола в настоящего мужчину. Даже неукоснительное следование им не даст гарантии, что в итоге вырастет истинный мужчина: ребенка делают человеком не только действия родителей, но и масса других факторов.
Уместно ставить вопрос так: все ли возможное мною сделано для становления у сына мужского характера?
Очень много значит личный пример, собственная позиция мужчин старшего поколения. Готовность проявлять настоящие мужские качества заложена и в современных ребятах. Надо только их надоумить, подтолкнуть к благородным действиям.
Очень важно понять, что когда мальчик в семье, то воспитывается мужчина. Поэтому, если мать строит отношения с сыном, то нужно понять, что она строит отношения с мужчиной. Что значит «я строю отношения с мужчиной», несмотря на то, что ему 7 лет? А все то же самое. Я просто говорю ему: «Помоги мне! Я, просто, слабая, и я устала, а ты – мужчина, ты – сильный. Я нуждаюсь в твоей помощи!». Если мать принимает некую жесткую позицию: «Я сказала — сделай!», это означает, что она разрушает его мужское Эго, женское начало ставит выше мужского. Возникает, просто, тряпка-человек, который не способен брать ни за кого ответственность. Таков принцип.
При этом есть вещи, которых нужно избегать.
- Все "настоящие мужчины" разные, единственные поддельные мужчины - те, которые притворяются "настоящими". Помогите мальчику выбрать тот вариант комплекса мужских свойств, который ему ближе и в котором он окажется успешнее.
- Не обязательно делать упор на воспитание воина и защитника отечества. Исторические судьбы современного мира, частью которого является Россия, решаются не на полях сражений, а в сфере научно- технических и культурных достижений. Если ваш мальчик вырастет достойным человеком и гражданином, умеющим отстаивать свои права и выполнять связанные с ними обязанности, он справится и с защитой отечества. Если же он привыкнет видеть кругом врагов и решать все с позиции силы, ничего, кроем неприятностей, ему в жизни не светит.
- Не учите его отличаться от женщин. Во- первых, он и так от них отличается. Во- вторых, "не быть девчонкой" его обязательно и жестоко, даже вопреки вашей воли, научат сверстники. Зачем вам петь в этом громком, но безголосом хоре? Родители уникальны и должны быть солистами.
- Не пытайтесь формировать сына по собственному образу и подобию, гораздо важней помочь мальчику стать самим собой.
- Не заставляйте мальчика реализовать ваши не сбывшиеся мечты и иллюзии. Вы не знаете, какие черти сторожат тропинку, с которой вы когда- то свернули, и существует ли она вообще. Единственное, что в вашей власти- помочь мальчику выбрать оптимальный для него вариант развития, но право выбора принадлежит ему.
- Не пытайтесь изображать из себя строго отца или ласковую мать, если эти черты вам не свойственны. Во- первых, обмануть ребенка невозможно. Во- вторых, на него влияет не абстрактная "полоролевая модель", а индивидуальные свойства родителя, его нравственный пример и то, как он к сыну относится.
- Не верьте психологам, утверждающим, что в неполных семьях вырастают неполноценные мальчики. "Неполные семьи"- не те, в которых нет отца или матери, а те, где недостает родительской любви. Материнская семья имеет свои дополнительные проблемы и трудности, но она лучше, чем семья с отцом- алкоголиком или где родители живут как кошка с собакой.
- Не пытайтесь заменить сыну общество сверстников, избегайте конфронтации с мальчишеской средой , даже если она вам не нравится. Единственное, что вы можете сделать- это смягчите связанные с нею неизбежные травмы и трудности. Против "плохих товарищей " лучше всего помогает доверительная атмосфера в семье. А стопроцентную гарантию от всех неприятностей, если верить старой рекламе, дает только страховой полис.
- Не злоупотребляйте запретами и по возможности избегайте противоборства с мальчиком. Если на вашей стороне сила, то на его- время. Краткосрочный выигрыш может легко обернуться долгосрочным поражением.
- Не применяйте телесных наказаний. Тот, кто бьет ребенка, демонстрирует не силу, а слабость. Кажущийся педагогический эффект полностью перекрывается долгосрочным отчуждением и неприязнью.
- Не пытайтесь навязать сыну определенный род занятий и профессию. К тому времени, когда он будет делать свой выбор, ваши предпочтения могут морально и социально устареть. Единственный путь - с раннего детства обогащать интересы ребенка, что бы у него был возможно более широкий выбор вариантов и возможностей.
Источник: http://www.kramola.info/