«Тетя смотрит на тебя… и ей не нравится, как ты себя ведешь. Так что перестань капризничать и будь хорошим мальчиком». Общественное мнение – сильный дисциплинарный аргумент. Но стоит ли прибегать к нему, воспитывая самостоятельную и независимую личность?
С одной стороны, в педагогике такой прием не приветствуется – считается манипулятивным и жестким. С другой, на практике без него не обойтись. Без «тети, которая смотрит» почти невозможно воспитать у ребенка общественное сознание. Понятно, что любая самостоятельная, независимая личность должна понимать границы своей независимости. Должна чувствовать, где ее независимость входит в противоречие с независимостью других людей, и строить свое поведение с учетом компромисса интересов. Но тема эта очень сложная.
И во взрослом возрасте далеко не все владеют ею уверенно и всесторонне. Что же говорить про детей, которым в силу эмоциональности бывает так трудно отказаться от своих желаний и сиюминутных потребностей? «Не стучи мячом по полу, еще рано, все спят» – «Ничего не рано, я уже проснулся»; «Посмотри, мороженое в автобусе никто не ест» – «Наверное, купить не успели, поэтому и не едят»…
Чтобы прояснить такие социальные тонкости (почему не всегда мы можем делать то, что, в общем-то, не запрещено), мы и обращаемся к тете, дяде, другим мальчикам и девочкам. Мы наделяем их соответствующими ситуации мыслями и чувствами, и именно так, через эмоции, воспитываем уважение к социальным нормам и правилам. Однако важно, чтобы тетя реагировала адекватно и, кроме того, вообще была личностью нормальной, без акцентуаций в поведении.
Бдительность прежде всего
Некоторые «тети» смотрят на ребенка постоянно, почти круглосуточно. Следят, как он ест, спит, сколько гуляет и как разговаривает с бабушкой. Они, вроде бы, никаких конкретных санкций не применяют, но присутствуют незримо повсюду. И именно в этом их опасность. Такие «тети» формируют внешнюю мотивацию поступков, приучают к мысли, что надо постоянно думать, как выглядит ситуация в глазах окружающих.
«Бабушка с папиной стороны в свое время была против свадьбы родителей. И моя мама всегда ждала ее визита так, как будто это проверка ревизионной комиссии. «Посиди спокойно, надо везде пыль вытереть, а то бабушка придет. Давай я заплету косички получше. Когда в дверь позвонят, садись и рисуй, а не бегай по дому». Пока мы жили в одном с бабушкой городе, мама была в постоянном напряжении (я это чувствовала, хотя была еще маленькой), и это, видимо, стало привычкой. Потому что и потом подобные предостережения слышала очень часто. «Соседка должна зайти – переоденься», «Тебе надо больше читать, а то не возьмут в хороший класс. Что я тогда знакомым скажу?». Тема «что люди подумают» вообще звучала в доме очень часто. Например, когда мы собирались летом отдыхать, то главным при обсуждении был именно вопрос, куда кто из знакомых ездил».
В подростковом возрасте я мечтала жить одна и никогда не думать, что обо мне скажут. Но странное дело – сейчас тоже заставляю детей переодеваться, когда кто-нибудь должен прийти. И тоже говорю «что люди подумают». Чаще всего метод воспитания «бдительная тетя» передается по наследству. Тем более что он опирается еще и на личностные качества. Такие, как робость, нерешительность, пугливость, стеснительность. Но бывает, что таким образом взрослые просто стремятся облегчить себе жизнь. Например, воспитанием занимается бабушка. Ей, с одной стороны, хочется беспрекословного соблюдения дисциплины со стороны внуков. С другой – не нравится роль строгой воспитательницы. Поэтому она и прибегает к помощи той самой тети. Которая, вроде бы, ничего и не делает, но постоянно контролирует. Результат будет все равно одинаковым. Высокая социальная тревожность, невозможность по-настоящему самостоятельного мышления и низкий уровень внутренней мотивации.
Со всей строгостью
Есть «тети», которые следят только за серьезными нарушениями поведения, зато уж, если такое случилось, просто недовольством дело не ограничивается. «Сейчас она тебя возьмет и отведет в полицию / жалобу напишет / себе на воспитание заберет (…и тогда узнаешь, как себя вести)». Взрослые, которые практикуют такой метод, не видят в нем никаких слабых мест. Наоборот, считают, что это способствуют пониманию ребенком неотвратимости наказания. Чужое брать нельзя, это наказывается обществом, и в Уголовном кодексе есть соответствующая статья. Ее ребенку читать еще рано, зато можно сказать: «Вот увидит кто, что ты на чужом велосипеде катаешься, и полицейскому расскажет».
Позже, когда ребенок становится старше, родители никак не могут понять, почему же любовью к дисциплине он не отличается. Думают, что мало угрожали злой тетей. На самом деле наоборот. Так много и последовательно, что ребенок сделал свои выводы. Первый: надо вести себя хорошо, если рядом есть люди, которые могут за это наказать. Второе: если не уверен, хорошо поступаешь или плохо, надо сделать так, чтобы никто не узнал. Такие дети прекрасно разбираются в людях, умеют почувствовать все тонкости ситуации и очень рано учатся использовать все это в своих целях. Часто говорят неправду, манипулируют и взрослыми, и своими ровесниками. «Я ехала в одном купе с девочкой пяти-шести лет. Она так тихо сидела, я даже подумала: «Надо же, какие спокойные дети бывают». Потом ей, видимо, стало скучно, и она начала открывать-закрывать дверь купе.
Мама ее тут же отозвала в коридор и тихо сказала: «Смотри, как тетя недовольно смотрит. Еще раз хлопнешь дверью – она тут же начальнику поезда скажет, чтобы тебя высадили». Я даже не сразу поняла, что это про меня. Я что, произвожу такое страшное впечатление? Но на девочку подействовало, и она стала сидеть тихо. Когда поезд прибыл и все стали выходить, она с такой силой хлопнула дверью соседского купе, что у другой девочки упали игрушки. Та заплакала, а моя попутчица быстренько отбежала в сторону и сделала вид, что она тут ни при чем…».
Дети, воспитываясь в условиях угроз, бывают более агрессивны. Иногда это проявляется по отношению к более слабым – например, к домашним животным, более младшим детям. Иногда агрессия направляется на самого себя. Ребенок грызет ногти, сам себя щиплет, дергает волосы. Кроме того, формируется вообще неправильное представление о взаимодействии с другими людьми. Что для ребенка означает предупреждение: тебя этот человек отругает, накажет? То, что чужой человек имеет на это право.
Понять, пожалеть
Есть «тети», которые никаких претензий вроде бы не имеют. Они слишком добродушны, порядочны и слабы, чтобы на чем-то настаивать. Могут только обижаться, грустить, переживать. К таким тетям обращаются родители эмотивные, склонные к состраданию. Им бывает трудно сказать что-то резкое, настаивать на чем-либо, поэтому в воспитании большую роль они отводят жалости. «Бедный мальчик, он так хочет играть твоими игрушками, у него, наверное, таких хороших нет», «Сидишь и ешь конфеты. Угости тетю, а то ей обидно». Само по себе все это вроде бы неплохо. Должны же мы стремиться к доброте, взаимопониманию в обществе.
Воспитание внимательного отношения к другим людям, умения отказаться от своих интересов ради интересов другого человека должно этому способствовать. Да, это так – способствует. Если, конечно, не переходит границы необходимого. Если человек может сострадать, но не живет с этой мыслью постоянно. Если испытывает жалость, но не мучается при этом чувством вины. «Недавно мы переехали. В первый же вечер пришла соседка – пожилая дама – и попросила не стучать с двух до четырех.
Нам это, конечно, было неудобно (ремонт же надо делать), но она так жалостливо рассказывала о своих проблемах, что мы обещали не шуметь. Потом был день рождения у сына. Дети только начали играть, идет она – Валентина Петровна. «Вы умные детишки, должны меня понять. Я старая и больная», – сказала она. Где-то через месяц она сообщила, что пугается, когда мы поздно вечером возвращаемся домой. Потом – что ее собачка плохо себя чувствует от моего парфюма. Ну ладно, одинокая женщина, без единого родственника – жаль ее. А потом ее положили в больницу, и у ребенка случилась истерика.
Он решил, что это все-таки из-за него ей стало так плохо. Старушка-то, оказалось, в пластической хирургии лежала. Веки себе подтягивала. В общем, в следующий раз, когда она позвонила и сказала, что ей рекомендован полный покой, я сказала: «Ничем не могу помочь, к сожалению. Нам рекомендован полный шум». Чувство вины опасно тем, что бывает незаметным. Не все дети открыто делятся своими переживаниями. Чувство вины тогда может стать чертой характера, оказывает влияние на все поступки. Одно дело быть способным на заботу, участие, жалость, уметь проявлять эти чувства. Другое – испытывать постоянно.
Так что воспитательный прием «тетя смотрит» не так прост, как кажется. И при неправильном применении имеет много нежелательных последствий. Особенно если учесть, что позитивный его вариант («Как все смотрят на тебя и радуются!») не распространен. Так что применять следует с осторожностью, не слишком часто. Лучше – как дополнение к объяснениям и личному примеру.
Источник: http://babyplanet.com.ua/