Память нужно тренировать с раннего детства.
Причем делать это можно незаметно для самого ребенка, в игровой форме.
Начинать можно как только ребёнок научился разговаривать предложениями, примерно с 1,6-2-3 лет.
«Я беру с собой в поход…»
Количество игроков – не ограниченно. Но чем больше будет участников, тем состязание будет интереснее и веселее. «Я беру с собой в поход… котелок для каши» – говорит первый участник. Следующий ребенок называет другую незаменимую вещь в походе. И так далее, пока участник игры не иссякнет или не ошибется, сказав, например, что в походе необходима кошка. Победителем, таким образом, становится тот, кто обладает более широким запасом слов, хорошим кругозором, сообразительностью. Игра тренирует слуховую память.
«Что пропало?»
Зрительную память, в свою очередь, можно развивать, предложив детям игру «Что пропало?» Разложите перед малышом различные предметы: куклу, кубики, пирамидку, кружку, соску, расческу и т. д. Ребенку дается 30-40 секунд на то, чтобы запомнить, какие предметы лежали перед ним. Потом он закрывает глаза, а ведущий убирает одну или несколько вещей. Задача маленького игрока: понять, что именно исчезло со стола. Игру можно модернизировать, не убирая предметы совсем, а заменяя их на другие. В зависимости от возраста ребенка, можно увеличивать количество исчезающих предметов.
«Айда за покупками!»
Попросите ребенка купить в «магазине», роль которого будет возложена на ящики с игрушками, две машинки, красную и синюю, три вилки и сковородку, куклу и мячик. В процессе выполнения этого задания, малыш тренирует слуховую память. С каждый новым походом по «магазинам» количество покупок следует увеличивать.
Кстати, в эту игру можно сыграть и по-настоящему. Собираясь в магазин, напишите на листочке список необходимых товаров, проговорите их вслух, чтобы малыш слышал. А в магазине попросите его напомнить, что же надо было купить, так как список, якобы, забыт дома.
«Танцуем вместе»
Обычно дети очень любят танцевать. Они еще не скованы страхом возможной негативной реакции общества, и потому они максимально свободны в своих действиях и проявлениях. Для того, чтобы танцы развивали ребенка не только физически, но и интеллектуально, нужна система движений, которой малыш должен следовать. Придумайте сами или воспользуйтесь уже сформированными уроками по танцам. Двигайтесь вместе с ребенком. Такая игра учит ребенка следовать правилам, концентрироваться на конкретной задаче, развивает зрительную память.
«Учим стихи»
Пусть малыш учит стихи как можно чаще, не только на Новый год или 8 марта. Благодаря ритмической структуре, стихи легко запоминаются, расширяют словарный запас малыша, тренируют память. Можно даже устраивать поэтические батлы в кругу семьи. А чтобы у ребенка был стимул к заучиванию, определите для победителя ценный приз.
Хорошая память – это, своего рода, формула успеха для человека. От способности запоминать информацию во многом зависят достижения в карьере, самореализации. Правда, они же подчеркивают, что, помимо упражнений на развитие памяти, важен полноценный, здоровый сон и качественное, сбалансированное питание.
«Времена года»
Взрослый рисует разные картинки, представляющие времена года, вырезает их и раскладывает перед ребенком. Дальше берется чистый лист, и взрослый просит малыша выбрать картинки, которые напоминают ему о том или ином времени года. Например, на один лист выложить все картинки, которые говорят о зиме, на другой – о лете, и так далее. Обсудите с ребенком каждую картинку, спросите его, почему она напоминает ему о данном времени года, и почему он ее выбирает. Не страшно, если малыш вдруг ошибется, у него ведьеще не очень большой опыт смены времен года, которые он воспринимал сознательно.
Все картинки должны быть крупные и понятные – например, зиму могутотображать картинки, на которых нарисованы большие снежинки, домики с сугробами, санки, снежные бабы, а лето – бабочки, цветы; весна можете характеризоваться солнышком и сосульками, с которых капает вода; осень – красными и желтыми листьями на деревьях, дождем и т. п.
Если ребенок постарше, можно предложить ему самому нарисовать картинки по временам года.
«Строительство»
Практически у каждого ребенка есть конструктор, независимо от того, кто в семье растет – мальчик или девочка. Конструкторы пригодятся любые – от серьезных с различными элементами домов до стилизованных «кирпичиков». Для начала взрослый рассказывает малышу о строителях, вместе вспоминают, где видели стройки, что делали строители, какой материал использовали. Затем ребенку нужно объяснить, что для начала дом рисуют, создают чертеж. Предложите сделать ему рисунок дома, а потом вместе с малышом придумайте, каким образом можно собрать такой дом, применяя конструктор.Если у вас не хватает деталей для крыши, то ее можно сделать из бумаги, ступеньки, проемы дверей и окон также можно заполнить сделанными из бумаги стилизованными под строительный элемент деталями.
Если нет конструктора, то «дом» можно построить из подручных средств – кубиков, коробочек и так далее.
Если есть маленькие игрушки –.это могут быть игрушки из «киндер-сюрпризов», например, то можно даже создать маленький микрорайон из «домиков», сделанных из конструктора.
«Рынок»
Игры подобного рода обычно очень нравятся детям, так как моделируют ситуацию, в которой они оказываются сами, когда попадают с родителями на рынок.Заодно дети получают навыки понятий, что такое «фрукты», «овощи», «зелень», «саженцы» и так далее. Нарисуйте вместе с ребенком разные овощи и фрукты, другие продукты, которые продают на рынке. Разложите их на «прилавке» — столе. «Продавец» может подчеркнуть свою профессию, надев, например, фартук. «Покупателем» может быть взрослый. Можно попросить у «продавца» какой-нибудь фрукт из «ассортимента» прилавка.
Если ребенок еще затрудняется сам выбрать, можно показать ему на нужную картинку или начать перечислять признаки фрукта – каков продукт по цвету, форме, на вкус, чтобы малыш догадался сам.
Для детей постарше можно включить в игру и счет – то есть написать ценники на каждый «товар», «платить» более крупной купюрой, чтобы ребенок мог «сдать сдачу». Для начала, это должны быть, конечно, небольшие деньги –.в пределах десяти рублей, и чтобы сдача была круглой суммой.
«Ложь — истина»
Для начала — простые: например, спросить истина или ложь утверждение, что люди летают. Нужно приготовиться к тому, что дети могут ответить, что люди летают на самолетах, и в таком случае это утверждение тоже оказывается истиной, как и ответ, что люди не умеют летать.
Даже более очевидные вопросы, подразумевающие однозначные ответы могут получить разные ответы: красного ли цвета, к примеру, мышь. Если у ребенка очень развито воображение, то он может ответить, что если на мышь посветить фонариком с красной лампой, то она приобретет красный цвет.Не стоит гасить фантазии ребенка, можно поддержать его.
Для того, чтобы ребенок мог видеть результаты игры, можно сделать несколько красных, зеленых и желтых карточек. Если ответ верный – выдавать зеленую карточку, если ответ неверный – красную, а если ответ был дан, исходя из дополнительных условий, как в предыдущих примерах, то – желтую.
Для старших детей можно использовать и более сложные вопросы. К примеру, рассказать детям о каком-то явлении, а потом по рассказу высказывать утверждение и спрашивать – оно верно или нет. К примеру, рассказать детям о птицах: тех, которые живут постоянно на одном месте и тех, которые улетают на юг зимовать. Потом можно высказать несколько утверждений, и пусть некоторые из них будут забавными и вызовут смех у детей. К примеру, можно предположить, что сороки имеют четыре ноги или что синицы не летают, а.ползают, как змеи. Затем можно спросить, являются-ли голуби перелетными птицами и т. д.
Хорошая память – очень важное качество для успешной учебы. Заучивание стихов и песенок развивает, в основном, память механическую, а щас хочется остановиться на умении запоминать, нужном для выполнения реальных заданий, в данном случае – для решения игровых задач.
«Развитие памяти»
Для игры нам понадобится несколько (4-7) игрушек примерно одинакового размера. Например: кукла, мячик, мишка, домик, машинка, лошадка, кубик.
Важно:
Выбирайте знакомые малышу игрушки, он должен не только знать их названия, но и употреблять их в своей речи. Кроме того, нужно, чтобы все предметы «назывались» по-разному. Например, нельзя, чтобы в игре участвовали две разные куклы, если ребенок зовет их обеих именно куклами, а не мишкой, обезьянкой или еще как-то.
Правила игры:
1. Самый простой вариант игры, с которого обычно начинают с двухлетками: берутся три игрушки и кладутся в ряд. Вместе с ребенком нужно «вспомнить» названия всех трех игрушек и проговорить перед началом игры.
2. Теперь водящий (сначала это взрослый) просит малыша закрыть глаза, и прячет за спину одну из игрушек. Важно: на этом первом этапе в ряду игрушек, на месте спрятанной, остается как бы «дырка»: пробел, пустое место. Это позволит ребенку задействовать дополнительно зрительную память.
3. Водящий разрешает малышу открыть глаза и спрашивает: «Что я спрятал? Какая игрушка у меня за спиной? Чего у нас тут не хватает? Что тут (показывает на пустое место в ряду) было, а теперь пропало?».
Когда малыш усвоит правила игры, обязательно меняйтесь с ним местами. Пусть он, по очереди с вами, «водит» и прячет от вас игрушку. Открыв глаза, подробно рассказывайте вслух, как вы «вспоминаете»:«Ага, тут что-то было… Что же тут было у нас? Мишка на месте… Кукла на месте… Знаешь, наверное, это мячик? Да? Покажи...».
4. Интуитивно родители усложняют эту игру, увеличивая количество предметов в ряду. Это правильно, но этого не достаточно. Начиная с четырех предметов в ряду, можно добавлять сложность и иным способом.
Во-первых, убрав игрушку, не оставлять «пустого места» там, где она была: сдвигать соседние предметы так, чтобы сделать расстояние между всеми оставшимися игрушками было одинаковым. Это более сложная задача, потому что ребенок не может опираться на зрительную память в той же степени, что раньше, а уже должен больше включать смысловую, хотя ему все еще помогает неизменный порядок расположения игрушек.
5. Во-вторых, на более сложном этапе, порядок игрушек в ряду можно менять после того, как одну из них спрятали. Теперь зрительная память ребенку не поможет, и ему придется задействовать более абстрактный механизм: смысловой, словесный.
6. Обратите внимание: каждый раз, когда вы хотите усложнить игру, делайте это только одним из способов. То есть: либо — увеличивайте количество игрушек, либо — усложняйте задание, меняя расположение игрушек. Не стоит торопиться.
7. И еще одно важное условие. На следующий день лучше взять для участия в игре несколько другой набор игрушек. Например, если вы играли с куклой, домиком и мячиком, назавтра можно взять куклу, домик и машинку. Ребенок должен понять, что приобретенные им навыки не зависят от конкретных предметов.
Источник: baby.ru