В глазах малыша родительский авторитет неоспорим, поэтому любые решения мамы и папы он принимает как абсолютную истину. Но, к сожалению, сами взрослые далеко не всегда могут внятно ответить на вопрос, как именно они собираются воспитывать своего ребенка. Конечно, мы все желаем детям самого лучшего, но усталость и лень порой вынуждают нас совершать довольно серьезные педагогические ошибки. О самых распространенных из них мы и поговорим.
Ошибка №1 Непоследовательность.
Как это ни странно, маленький ребенок – существо консервативное и очень логичное. Если три дня подряд солнце просыпалось на востоке, то и завтра оно просто обязано встать там же. В противном случае малыш немедленно впадет в панику и начнет мучительно искать новую точку опоры. Родители по сути дела – то же солнце. Взрослые действуют по строго определенным правилам: жарят котлеты, покупают бакуганов и запрещают есть мороженое в холодную погоду. Да, мир не всегда бывает справедлив, но это не самое страшное – главное, чтобы жизнь текла по одним и тем же законам. Каждый день, когда мама усаживается смотреть любимый сериал, чаду разрешается поиграть в ее мобильник. И тут вдруг родительница отбирает телефон, страшно ругается и грозит лишением мультиков на годы вперед. Понять, почему сегодня ему запретили делать то, что всегда было разрешено, не сможет ни один ребенок. На самом деле и взрослые вряд ли сумеют найти верный ответ на этот вопрос. Вчера нас умиляло, что карапуз нахватался от старших детей разных интересных слов, а сегодня мы ставим его в угол за «расширение словарного запаса» и грозимся вымыть рот с мылом.
Непоследовательность – бич усталых родителей. Мам и пап в принципе можно понять: иногда они просто не в силах вовремя реагировать на детские шалости. Зато потом – в самый неожиданный момент – на взрослых нападает педагогическое вдохновение, и ребенок разом огребает за все свои «ужасные и непоправимые» прегрешения.
Комментарий психолога.
Непоследовательность в воспитании приводит к возникновению сразу двух серьезных проблем, решать которые ребенку придется в течение всей своей жизни. Первая – недоверие к мнению родителей. Если реакции взрослых постоянно меняются, то есть ли хоть какой-нибудь смысл на них ориентироваться? Правильно, ровным счетом никакого! Куда важнее научиться спокойно пережидать бури и через пять минут выкидывать все произошедшее из головы. Что, собственно, ребенок и делает.
Вторая проблема: благодаря нелогичному поведению мамы с папой карапуз прекрасно понимает, что всегда может добиться от них желаемого. «Если вчера было можно, а сегодня нельзя, то скорее всего тоже можно», – решает малыш и начинает настаивать на своем до тех пор, пока родители не сдадутся. В ситуации, когда непоследовательность вызвана банальной усталостью, взрослым необходимо договориться друг с другом о распределении ролей: например, сегодня вы «злой полицейский», завтра – муж. Такое «разделение труда» позволит вам придерживаться единой воспитательной линии.
Ошибка №2 Унижение.
Трудно предположить, чего именно добиваются взрослые, постоянно рассказывающие малышу о том, какой он неуклюжий, глупый и, например, скандальный тип. Единственное, чего могут достичь родители, ведущие себя подобным образом, – это испортить собственную карму примерно на сто реинкарнаций вперед. Воспитательного эффекта такие речи не приносят, а вот на психическом состоянии карапуза сказываются крайне отрицательно. Малыш все принимает за чистую монету: «Я хуже всех! Я снова расстроил мамочку!» Ситуация у ребенка безвыходная: ему остается только горько плакать и покорно сносить очередные унижения – «снова нюни распустил, слабак».
Комментарий психолога.
Как правило, основная (пусть и не всегда осознаваемая) цель унижения ребенка – это удовлетворение собственного самолюбия. На работе – проблемы, свекровь упрекает в непрактичности, теща оскорбленно поджимает губы, а воспитательница в садике говорит о ваших педагогических промахах. Самый простой способ поднять самооценку – унизить того, кто не сможет дать достойный ответ. Ребенок беспомощен перед взрослыми и поэтому нередко выступает в роли «боксерской груши». Постарайтесь посмотреть на детские прегрешения под другим углом: на самом деле проблема не в малыше, а в том, что вы недостаточно хорошо контролируете свои эмоции. Подумайте об этом перед тем, как сказать детке что-нибудь обидное. И постарайтесь вспомнить, как вели себя в подобных ситуациях ваши родители. Доказано, что более 70% мам и пап, осуществляющих психологическое насилие (именно так трактуется специалистами систематическое унижение ребенка), сами подвергались ему в детстве. Если ребенок снова пролил чай – самое время исправить заложенную в детстве установку. Не надо спрашивать малыша, откуда у него растут руки, лучше просто показать ему, как правильно пользоваться тряпкой.
Ошибка №3 Угрозы.
«Если ты еще когда-нибудь...», – грозно начинает мама, и ребенок в ужасе цепенеет… Уже даже не важно, чем его напугают в очередной раз – страшен сам факт угрозы. Малыш пока не знает, что шантаж – это уголовное преступление, и потому не может ткнуть родителей носом в соответствующую статью. Взрослые же напрочь забывают об уголовном кодексе и вовсю наслаждаются иллюзией всевластия. Но через определенное время ребенок привыкнет к угрозам и поймет, что большинство из них никогда не будут выполнены. И в больницу просто так не отдадут, и игрушки не отберут, и даже запрещенные на всю жизнь мультики спокойно включат через пару дней. Страха больше нет, а вот иронии по отношению к взрослым сколько угодно. «Говорите-говорите, вы мне теперь совершенно не мешаете», – думает карапуз.
Комментарий психолога.
Идея всемирного равенства и братства, к сожалению, относится к разряду утопических. Хорошо это или плохо, но все мы – и взрослые, и дети – так или иначе шантажируем друг друга в повседневных отношениях. Воспитание ребенка – не исключение: малышу приходится постоянно напоминать об опасных последствиях самых разных поступков. Это нормально, главное, не перебарщивать с шантажом. Ни в коем случае не угрожайте тем, что вы никогда не сможете или не захотите выполнить. Помните – угрозы не должны быть единственным педагогическим методом, использовать их нужно только в исключительных ситуациях!
Ошибка №4 Вымогательство извинений.
«Немедленно извинись перед девочкой!» – требует мама. А ребенок-то точно знает, что он ни в чем не виноват! Девочка первая стала кидаться песком и в результате справедливо получила сдачи. Так почему же теперь нужно говорить «Прости меня»?
Такое поведение взрослых (очень, кстати, распространенное) приводит к тому, что малыш перестает серьезно относиться и к самому процессу извинений, и к слову «прости». Мама ведь как говорит? Она говорит: если ты не извинишься, то я... А дети, как мы уже писали, мыслят исключительно логично. «Если я попрошу прощения, – думает карапуз, – то родители от меня быстро отстанут. Класс, тогда я, пожалуй, извинюсь!» Получается такой малопонятный, но весьма полезный ритуал: можно сделать все что угодно, потом быстренько покаяться и выйти сухим из воды. Здорово!
Комментарий психолога.
Сталкиваясь с не слишком красивыми поступками ребёнка, мама, разумеется, жаждет немедленно получить от него компенсацию за нанесенный моральный ущерб. А еще мама очень хочет соблюсти приличия и продемонстрировать всем вокруг, что она – прекрасный родитель, и поэтому честно осуждает чадо за плохое поведение. Но малышу-то всего этого не объяснишь!
Какой ещё способ, кроме вымогательства извинений, может помочь в подобных ситуациях? Очень просто: воспитывайте личным примером! Если родители будут регулярно извиняться перед ребенком за свои ошибки, то он довольно быстро станет выделять ситуации, в которых был не прав и научится самостоятельно просить прощения. Еще один вариант - постараться объяснить детке, что чувствует обиженная сторона. Поняв, что переборщил, малыш, может быть, и не захочет извиняться, но в следующий раз наверняка постарается вести себя иначе.
Ошибка №5 Вседозволенность.
«Хочу саблю, буденовку и велосипед», – заявляет малыш. «Конечно-конечно», – суетится мама, судорожно собираясь в магазин. «И еще макбук хочу для рисования загогулей», – вкрадчиво сообщает ребенок отцу. «Конечно-конечно», – кивает папа и немедленно берет кредит на покупку компьютера. «Спать теперь буду с вами», – деловито заявляет родителям карапуз и под одобрительные взгляды взрослых залезает под одеяло. Соглашаясь на все требования ребенка, взрослые кажутся себе самыми настоящими гуманистами! Еще бы! Малыш ведь тоже человек, и, соответственно, имеет право! А на осторожные заявления бабушек о невероятной избалованности внука мама с папой уверенно отвечают: это советским детям все запрещалось, поэтому и появился ГУЛАГ. А нашим чадам можно абсолютно все! И город-сад у нас скоро появится!
Комментарий психолога.
Столь лояльная педагогическая политика зачастую свидетельствует о том, что родители испытывают по отношению к ребенку огромное чувство вины. Разумеется, компенсация не заставляет себя ждать! В результате малыш привыкает манипулировать взрослыми и пребывает в абсолютной уверенности в том, что весь мир лежит у его ног. Понятно, что за пределами дома карапуза ожидает глубочайшее разочарование: друзей нет, помощи нет, а трудности приходится преодолевать самостоятельно – вот ведь незадача!
Собираясь достать с неба очередную луну, задумайтесь о том, а можно ли заменить ее на что-нибудь другое? Более доступное и менее затратное, например.
Как правило, дети просят о чем-нибудь невероятном либо под влиянием сиюминутного желания, либо в попытке привлечь к себе внимание родителей. Вместо того чтобы немедленно выполнять очередной «наказ», а потом чувствовать себя марионеткой в руках кукловода, стоит потратить несколько минут на то, чтобы разобраться в истинных мотивах начинающего Плюшкина.
Ошибка №6 Попустительство.
Конечно, четырехлетке совершенно нечего делать за компьютером! Но мама сегодня ужасно устала, и у нее просто нет сил развлекать малыша. А когда ребенок играет, он молчит и не требует внимания.
Да, там на экране какие-то инопланетные монстры под ударами гранатомета превращаются в кучки кровавой слизи, но это не страшно.
Это же не настоящий гранатомет. Да и монстры ужасно противные, так им и надо.
Не хочет ребенок в садик идти, да и ладно! Останемся дома и наконец-то выспимся! Не соглашается делиться с приятелем игрушками? И правильно: это же его личные вещи! Да и вообще, пусть малыш делает что хочет – это же его жизнь, в конце концов.
Комментарий психолога.
Есть такое слово: «надо». Даже если очень не хочется, надо принимать душ, учить уроки, убирать в комнате и вежливо разговаривать с людьми. Так вот с детьми НАДО играть и общаться: именно общение является залогом нормального развития. Да, ребенку необходимо получать ответы на сотни «идиотских» вопросов, есть «противную» кашу и учиться зашнуровывать ботинки. Без родительского внимания и умеренного давления жизнь малыша будет пустой и несчастливой. Дети готовы простить нам абсолютно все, кроме равнодушия, так что возьмите себя в руки и постарайтесь максимально активно включиться в жизнь чада.
Ошибка №7 Завышенные требования и гиперконтроль.
Попросили сына приглядеть за младшей сестренкой. И что? Лежит наша малышка вся мокрая и сосет колесо от сыновней машинки. А мальчик-то совсем взрослый! Уже почти школьник! Значит, должен был помыть сестру, сменить памперс, дать соску и покормить. Мы так на него рассчитывали, а он… Кстати, в своей комнате сыночек тоже мог бы пропылесосить. Ну и что, что ему всего пять? Вон Гайдар в пятнадцать лет уже целым полком командовал! А руки ты помыл? А в детском саду хорошо себя вел? А обед съел? Целиком? Я завтра поговорю с воспитательницей! Ребенок не успевает уследить за ходом нескончаемого родительского монолога, но при этом прекрасно понимает, что никакого права на собственные желания или самостоятельные поступки у него нет. В этом доме все и всегда решают мама с папой.
Комментарий психолога.
Когда ребенку исполняется целых пять лет, он обычно умеет внятно говорить, чистить зубы и даже убирать посуду в раковину. Все эти навыки нередко создают у родителей иллюзию того, что их дитя уже взрослое и может справляться с по-настоящему серьезными задачами. Каждый ребенок развивается индивидуально: как бы вы ни старались обмануть природу, все случится в срок и ни минутой раньше. Требуя от карапуза сверхдостижений, вы воспитываете в нем страх перед трудностями и неуверенность в собственных силах. Подумайте о причинах, по которым вы стремитесь взвалить на малыша груз ответственности. Возможно, вы завидуете рассказам других мам о «настоящих помощниках», или вас смущают комментарии собственных родителей по поводу излишней избалованности крохи? А может быть, вы просто очень устали? В любом случае ребенок здесь совершенно ни при чем! Что же касается гиперконтроля, то это и есть обратная сторона завышенных требований: взрослые внушают детям, что инициатива наказуема и опасна, потому что может помешать достижению высоких целей. Если вы хотите, чтобы малыш действительно добился успеха, ослабьте хватку и дайте ему возможность совершить собственные ошибки и, конечно же, их исправить.
ТЕРПЕНИЯ ВАМ И МУДРОСТИ.