Ксения Несютина, автор «Семейного блога». Ксения воспитывает двоих сыновей и хочет поделиться своим опытом позитивного воспитания ребенка, подкрепленным советами из книги Джона Грея «Дети — с небес», а также наблюдениями знакомых Ксении мам, которые воспользовались этими советами.
Возможно, не все согласятся с методикой, описанной в данной статье. Но если для кого-то она «работает», значит, имеет право на существование. А мы, как всегда, будем рады узнать ваше мнение по этому поводу — с помощью комментариев к статье.
Что же это такое — позитивное воспитание?
Сейчас очень многие родители поняли, что кричать на детей, шлепать их по попе, угрожать лишениями – никуда не годится. Мало того что не педагогично, так еще и чувствуешь себя очень паршиво после этого, что-то внутри подсказывает, что неправильно ты поступил, а как иначе многие не знают.
И когда в очередной раз ваше чадо вдруг выходит из-под контроля и начинает кричать «ХОЧУ» (или наоборот «НЕ ХОЧУ и НЕ БУДУ»), то одни начинают уговаривать, другие логично объяснять свою правоту, третьи задабривать, а четвертые не удержатся, да и пригрозят отшлепать.
А как часто на площадке можно услышать «Леночка, ну пойдем уже домой, ведь папе завтра утром на работу, он не выспится» (и так в течение часа) или «А ну марш домой, не то вообще не выйдешь больше». Что же на самом деле надо делать, чтобы «не ломать» ребенка, но при этом контролировать ситуацию?
Дети хотят сотрудничать с взрослыми. Это их естественная потребность. Дети хотят быть под контролем взрослых, они пока не могут жить сами и принимать решения. Но, как и все свободные люди, дети могут сопротивляться чужой воле (просьбам родителей). Сопротивляться — нормально. Это один из принципов позитивного воспитания. Высказывать свое сопротивление – нормально, за это нельзя наказывать или стыдить.
Но дети должны помнить, что родители главные, и решение все равно принимают они. Как же этого добиться?
Прежде всего, всегда надо помнить, что ребенок может отказываться сотрудничать, если он голоден, устал, нарушены его биоритмы, или он нуждается в направлении его деятельности (не знает чем заняться, скучает). Родители должны удовлетворять эти потребности.
Но вот вроде бы все хорошо, ребенок сыт и выспался. И вы хотите попросить ребенка, к примеру, убрать игрушки. Давайте сделаем это правильно!
5 шагов позитивного воспитания
Шаг 1. Любую просьбу надо озвучивать утвердительно. Вариант: «Ты можешь убрать игрушки?» не годится. Не надо спрашивать, надо просить! Хорошим вариантом будет «Убери, пожалуйста, игрушки». Тон должен быть нейтральным, не грубым, но и не заискивающим. Обязательно говорите «пожалуйста». Некоторые дети начнут выполнять просьбу, если вы скажете «Давай вместе» и поможете, особенно если игрушек много, а ребенку меньше трёх лет. Но бывает и такое что ребенок говорит «не хочу» и игрушки демонстративно разбрасывает. Тогда надо переходить ко второму шагу.
Шаг 2. Покажите ребенку, что вы его слышите. Некоторые дети уверены, что родители их любят и потому всегда выполнят их просьбу, если только поймут и услышат ее. Покажите ребенку, что вы поняли его желание. Скажите «Я понимаю, ты устал и не хочешь собирать игрушки». У детей есть потребность быть понятыми, удовлетворите ее. И часто этого достаточно, чтобы ребенок опять захотел с вами сотрудничать и выполнил вашу просьбу.
Если это не так, то переходим к третьему шагу.
Шаг 3. Пообещайте награду. Многие родители, наоборот, на этом этапе начинают угрожать «Если ты не уберешь, то … игрушки уйдут или больше не будешь играть». Нет! Скажите «Если ты уберешь быстро, мы сможем дольше почитать или дольше погулять или успеем попить чай с печеньем». Здесь надо следить, чтобы награда была соизмерима с просьбой. Лучше если вы будете обещать что-то нематериальное, а например, поиграть\погулять – подольше провести время вместе. Но нет ничего страшного, если, к примеру, ребенок присмотрит в течение получаса за младшим братом и получит в награду шоколадку. Если это не сработало, то выполняем четвертый шаг.
Шаг 4. Начинайте командовать. На этом этапе ребенок должен вас послушать, просто потому, что вы родитель. Покажите, что время переговоров окончено. Чтобы команда была эффективной, во-первых, не надо злиться или кричать. Вы должны говорить нейтральным тоном. Во-вторых, не надо ничего объяснять, время объяснений и выслушиваний прошло. Так вы только обесцениваете силу приказаний. В-третьих, сформулируйте команду положительно. Вариант «Я хочу, чтобы ты НЕ шумел» — не подойдет, лучше «Я хочу, чтобы ты вел себя потише». Избегайте использования частичек НЕ. Сейчас ребенок может кричать, говорить, что вы неправы – просто повторите команду. Если на этом этапе ребенок спрашивает, почему он должен это сделать, то ответ может быть только один – «потому что я твоя мама, и я хочу, чтобы ты убрал игрушки». Вот пример правильной команды.
Папа: «Я хочу, чтобы ты убрал игрушки».
Сын: «Я не буду, я устал!»
Папа: «Я хочу, чтобы ты убрал игрушки».
Сын: «Ты меня мучаешь! Убери сам!»
Папа: «Я хочу, чтобы ты убрал игрушки».
Если ребенок выполнил вашу просьбу, оставьте его наедине с самим собой ненадолго, а после обязательно похвалите. Ничего страшного, что вам пришлось прибегнуть к команде. Ребенок выполнил то, о чем вы просили, и его надо похвалить.
Но иногда ребенок выходит из-под контроля, и даже команды не помогают. Значит, ребенку необходим тайм-аут. Это и есть пятый шаг.
Шаг 5. Дайте ребенку тайм-аут. Тайм-аут — это НЕ наказание. Вы не определяете поведение ребенка как неправильное или некрасивое, просто вы констатируете тот факт, что ребенок вышел из-под контроля. Все дети иногда выходят из-под контроля, одни чаще, другие реже, но всем детям надо давать время на то, чтобы выплеснуть негативные эмоции, когда они слишком сильны, и опять почувствовать желание быть под контролем родителей.
Негативные эмоции – это нормально, их нельзя копить в себе – их надо выпускать. Чтобы это сделать, ребенку надо дать возможность побыть одному и прочувствовать все свои глубинные эмоции. Если ребенок не реагирует на первые 4 шага, просто возьмите его на руки, отнесите в другую комнату\кухню\ванную и удерживайте дверь закрытой в течение нескольких минут.
Первое время, пока ребенок не привык к тайм–аутам, обязательно оставайтесь по ту сторону двери, некоторым детям важно чувствовать, что вы рядом. Как правило, время определяется как одна минута на каждый год ребенка. После откройте дверь, обнимите малыша и вернитесь к вашей прежней деятельности. Во время тайм-аута ребенку не надо ни о чем думать, не надо «успокаиваться». Он должен кричать, сопротивляться, «выпускать пар». Никогда не угрожайте тайм-аутом (тайм-аут – не наказание). Если ребенок вышел из-под контроля, лучше просто дайте ему тайм-аут!
Вот и всё. Используя эти 5 шагов, вы поможете ребенку развить умение сотрудничать (а не требовать и манипулировать), быть счастливым и уверенным в себе.
Автор: Ксения Несютина
Источник: http://www.blogimam.com/