...Мне около десяти лет. Я возвращаюсь из магазина с трехлитровым бидоном молока и по пути домой захожу в «Промтовары», там я вижу на витрине симпатичную резиновую игрушку — то ли мышку, то ли хомячка и мне очень хочется ее купить. Сдачи, оставшейся после покупки молока на игрушку не хватает, но у меня дома хранится банка с медными копейками, я прихожу домой, добираю необходимую сумму и возвращаюсь в магазин, где вручаю девушке-продавщице горсть меди. Она долго пересчитывает копейки, наконец, небрежным движением ссыпает их в отделение для мелочи и отдает мне мышку.
В каждой семье есть определенная схема обращения с этим многозначным феноменом — деньгами и она напрямую связана с общим семейным сценарием, является его частью. На то, как будет зарабатывать и расходовать деньги ребенок, став взрослым, влияет отношение к этому процессу людей из его ближайшего окружения: родителей, бабушек, дедушек, друзей и приятелей ребенка.
Каждому из родителей хочется, чтобы в будущем ребенок был финансово состоятелен, имел достаточно денег, чтобы удовлетворять свои потребности и умел их, то есть деньги, зарабатывать. Стратегии для достижения этой цели выбираются самые разные, и почему-то далеко не все приводят к желанной цели. Интересно, почему?
Понятие «состоятельность» шире, чем финансовое положение человека. Финансы — это часть реальной состоятельности, которая означает динамическое равновесие между человеком и его окружающей средой. Состоятельный человек осознает свои потребности и знает, как необходимо взаимодействовать со средой, чтобы добиться их удовлетворения. Поэтому, воспитывая ребенка, учите его прислушиваться к своим желаниям, чтобы в будущем он мог отличить их от желаний других людей.
Ребенку трудно выражать и защищать свое желание, если оно не согласуется с желаниями близких. Как-то я стала свидетелем такой сцены: бабушка и мальчик лет десяти стояли около прилавка с видеокассетами. Из разговора я поняла, что мальчику выделили деньги на покупку кассеты, и он хотел потратить их на «ужастики». Бабушка же уговаривала внука купить что-нибудь более мирное и спокойное. Налицо был конфликт желаний. В конце концов, бабушка «продавила» свое желание — мальчик отдал ей деньги и потерял интерес к прилавку с кассетами.
Иногда на консультации или в разговоре со знакомыми родители сетуют на сына или дочь: «Он ничего не хочет, ничем не интересуется!» Возможно, это именно тот
случай, когда ребенок не чувствует собственных желаний, похороненных под грудой чужих — мамы, отца или приятелей.
Бывает, что заветные желания реализуются спустя много лет. В детстве моя подруга очень хотела иметь плюшевого мишку. На день рождения в 6 или 7 лет родители торжественно пообещали ей, что купят любую игрушку, которую она захочет. Наступил день рождения, и вся семья отправилась в магазин. Это были 70-е годы и на полках отдела игрушек лежали, стояли и сидели мохнатые уродики непонятной принадлежности вместе с пластмассовыми куклами. Подруга же хотела вполне конкретного мишку — такого, которого часто рисуют в детских книжках, например в книге стихов А. Барто. Девочка растерялась.
Родители заметили колебания дочери и начали наперебой убеждать ее купить что-нибудь полезное — например, платье. Девочка поняла, что мишки не будет, а если она хочет быть хорошей дочерью, то надо отказаться даже от мохнатых уродцев — «Чего деньги тратить зря!» В тот день семья ушла из магазина с пустыми руками, настроение было испорчено у всех. Подруга пронесла свое желание через всю жизнь и, став взрослой, все-таки приобрела «правильного» мишку, который считается ее собственностью и на него не покушается даже ее дочь.
Наверняка вы знаете взрослых, которые, дождавшись желанной самостоятельности, реализуют свои детские желания — например, покупают видеофильмы с «ужасами», едят невообразимое количество сладкого, целыми днями не моют посуду... Эти люди помнят о своих желаниях из детства. Но сколько бывших детей уступили взрослому натиску и выбрали институт, в который мечтал поступить папа, или жениха, который нравился маме.
На пути к состоятельности. Возможности Быть в контакте со своими истинными желаниями — это важная, но не единственная часть состоятельности. Хорошо, когда известно, чего хочется, но еще нужно понимать, как этого достичь. На язык купли-продажи это переводится примерно так: «Как заработать средства для реализации своих желаний?» В раннем детстве ребенок еще не понимает смысла денег, да они ему и не нужны — все его желания выполняются непосредственно.
Становясь старше, ребенок замечает, что для выполнения желания ему надо вести себя определенным образом - например, быть ласковым с бабушкой, когда хочется ее пирожков, или не ссориться с сестрой, надеясь на ее расположение. Вскоре ребенок замечает, что есть универсальный эквивалент, который помогает реализовать многие желания — деньги, и мне кажется, именно с момента этого открытия ребенок должен их получать.
Другими словами, как только ребенок научается производить покупку, очень важно, чтобы у него были собственные деньги. Конечно, заработать в 5-6 лет он еще не может, и свои первые деньги ребенок получает от родителей.
Если же собственных финансов нет, то нет и ценного опыта обращения с ними, и позже, когда деньги все же попадают в руки ребенка, какое-то время он учится с ними обращаться — планировать траты, накапливать нужную сумму, разумно расходовать.
Невозможно научиться читать без книг, также невозможно научиться обращаться с деньгами без реальных денег. Важно так же, чтобы деньги ребенку выдавались вне зависимости от его хорошего поведения или успешной учебы. В первом случае вы рискуете воспитать удобного для окружающих человека — но насколько удобно быть таким ему?! Во втором — ребенку будет интересен не процесс учебы, получения знаний, а результат — деньги за хорошие оценки.
Не рекомендуется также давать деньги за выполнение домашней работы — это чревато неприятными последствиями. Моя подруга, стремясь подвигнуть детей к помощи по дому, составила реестр расценок на разные виды домашней работы. Через какое-то время она вынуждена была отказаться от этой идеи: «Это какой-то кошмар! По вечерам прихожу с работы — сын и дочь стоят со списком выполненных дел, требуют оплаты, спорят и ссорятся, кому выносить ведро с мусором — едва ли не на части его рвут (вынос ведра, как неприятная процедура, стоит дорого). Без оплаты, просто так пальцем не пошевелят, стали мелочными, словно порядок в доме, покупка продуктов только мне нужна!»
Какая именно сумма выдается ребенку на карманные расходы — зависит от материальных возможностей семьи. Важно, чтобы ребенок понимал ценность этой суммы, что на зарабатывание ее тратится энергия и время родителей, и она является частью семейного бюджета.
Для постижения финансового опыта нужно, чтобы своими средствами ребенок распоряжался самостоятельно, родители могут советовать, на что потратить деньги, но окончательное решение — за ребенком, иначе профанируется вся идея приобретения опыта. Сумма должна быть постоянной, например, 50 рублей в неделю, и если она истрачена, до следующего срока выдачи ребенок ничего не получает. Если ваше чадо тратит всю полученную на неделю сумму на жвачки или наклейки — не мешайте ему, он получает опыт как распоряжаться деньгами. Когда ребенок вступает в подростковый возраст и много времени проводит со сверстниками, желательно выдавать ему сумму, соотносимую с «заработками» его приятелей.
Если у вашего ребенка денег будет существенно меньше, чем у приятелей — он будет чувствовать себя неловко, если же денег гораздо больше — ваш сын или дочь рискует стать «дойной коровой» для менее обеспеченных детей, а также спровоцировать их на воровство.
Естественно, надо поощрять желание подростка заработать деньги, если это не вредит его здоровью и основной деятельности — учебе. Девочка-подросток вполне может посидеть с ребенком соседки за деньги, а мальчик — заработать, выгуливая чужих собак или разнося пиццу — придумайте вместе с подростком те способы, которые подходят для вас обоих.
В поисках подходящей стратегии
Очень интересно наблюдать, как распоряжаются деньгами дети в условиях психологической игры. Изначальные условия одинаковы для всех, но почему-то используют их дети совершенно по-разному, и как в кривом зеркале отражается финансовый опыт ребенка, приобретенный в семье.
Итак — есть отдельное государство со своей валютой, в котором существует несколько способов заработать деньги. Можно занять государственную должность Редактора газеты и освещать события, происходящие в стране.
Можно стать директором магазина и зарабатывать деньги на разнице между оптовой ценой (той, по которой выдается товар Правителем страны) и розничной — по которой товар покупают жители государства.
Можно придумать множество собственных способов зарабатывания денег — аренда книг или игр, привезенных из дома; проведение уроков танца или спортивного мастерства, чтение лекций, продажа собственных рисунков и т. д. Заработанные деньги тратятся в государственном магазине, где можно купить столь любимые детьми чипсы, кока-колу, жвачки.
В стране действует система штрафов за нарушение Законов страны — например, за драки, нанесение морального или материального ущерба жителям страны. В конце игры проводится Аукцион, где дети покупают различные амулеты, связанные с событиями, происходящими в стране, или личные вещи граждан.
Финансовые стратегии, которые выбирают дети, очень выпукло представляют их индивидуальные особенности, преломленные через опыт, полученный в семье и близком окружении.
Лариса, 10 лет, работает очень много, деньги почти не тратит, ее цель — купить на Аукционе понравившееся ожерелье. Девочка переживает, что может не хватить денег и старается работать все больше, а траты свести к нулю. Ее жизненное кредо — всех победить, Лариса не может позволить, чтобы ее кто-то обошел на Аукционе, для нее это равносильно поражению. Для наблюдателя со стороны Лариса — трудоголик, но субъективно она не считает себя таковой и продолжает наращивать обороты. Возможно, причины такого поведения в том, что Ларисины родители предъявляют к ней очень высокие требования, напряженный труд считается нормой, а любая поблажка — ленью и недопустимым пороком.
Максим, 13 лет, зарабатывает мало, и при этом часто нарушает Законы страны. Выплатив штрафы, мальчик остается без денег. Какое-то время он пытается занимать деньги у более обеспеченных друзей, но долги не возвращает, и вскоре теряет доверие кредиторов. Максим сильно завидует чужим деньгам, при этом не стремится заработать, а хочет «урвать кусок на халяву». Из личной беседы выясняется, что у него есть дедушка — сталинист, который оказывает сильное влияние на воспитание Максима.
Кириллу и Саше по 7 лет, финансовые стратегии у них совсем не похожи. Кирилл — старший брат в семье, кроме него еще есть годовалый малыш. В лагере Кирилл добросовестно трудится — рисует картинки (дома мальчик посещает изостудию), зарабатывает деньги участием в конкурсах. При этом Кирилл почти не расходует денег — не нарушает Законы страны и редко посещает магазин.
В результате к концу игры мальчик становится одним из самых богатых людей страны — наряду с 12-14-летними подростками, у которых, конечно же, больше возможностей для зарабатывания.
Саша, в отличие от Кирилла — младший брат и его отношения с деньгами непоследовательны. С утра он одержим идеей копить деньги для Аукциона, но перед обедом тратит всю сумму в магазине. Мальчик также рисует картинки на продажу, но в отличие от Кирилла вкладывает в них мало труда, при этом «заламывает» огромную цену, надеясь, что покупатели сделают скидку на его возраст. Саша привык к уступкам со стороны своего старшего брата и часто эксплуатирует привычную позицию: «Я еще маленький!»
Опыт, получаемый детьми во время игры (обогащения, разорения, выживания в условиях конкуренции), необычайно ценен. Они начинают по другому относиться к реальным деньгам, к самому процессу зарабатывания и труду вообще.
Деньги — это энергия и как всякая энергия они могут быть использованы во благо и во вред. Деньги — это возможности, но обращению с ними необходимо учиться. Прошло то время, когда мы жили в условиях «социального зоопарка», где каждому был гарантирован стандартный паек, а попытки заработать чуть больше воспринимались в штыки. Позже мы пережили шок от понимания, что деньги — это еще не все, что «Богатые тоже плачут!». Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был счастливым — научите его прислушиваться к своим желаниям и находить средства и возможности для реализации этих желаний. Научите его быть состоятельным.
Автор: Галина Колпакова, психолог, специалист по работе с детьми «Психологического центра Решений», http://www.popsy.ru