Большинство родителей узнают о том, что такое адаптация ребёнка, когда возникают сложности при её прохождении. Малыш никак не может привыкнуть к детскому саду, плачет, устраивает истерики. Первоклассник не хочет идти в школу, боится одноклассников. Пятиклассник, который был отличником в начальной школе, вдруг скатывается на двойки — тройки.
Подобные симптомы неудачной адаптации ребёнка к новой обстановке, изменившимся условиям, требованиям, предъявляемым обществом, необходимостью быть самостоятельным порой приводят в полное замешательство родителей. Нередко они сначала пробуют обойтись "домашними средствами" — проводят опрос знакомых, собирают информацию в Интернете и, пользуясь собственным здравым смыслом, пытаются применить чудодейственные советы на практике.
В случае если народная мудрость и чужой успешный опыт не помогли, а завели ситуацию ещё больше в тупик, то родители обращаются к профессионалам по человеческим душам — психологам, тем более что во многих образовательных учреждениях сегодня они есть. Вот только что они предлагают в качестве помощи неадаптированному ребёнку и его обеспокоенным родителям?
ЗНАНИЕ — СИЛА
Во-первых, родителям сообщается, что социальная адаптация ребёнка — это необходимый и закономерный этап в его развитии, поэтому её надо пережить. В помощь ребёнку каждое образовательное учреждение разрабатывает программу по адаптации детей.
Во-вторых, обозначаются сроки нормальной и ненормальной адаптации детей — от 2-3 недель до 6 месяцев — в рамках нормы, а если данного времени ребёнку не хватает, то тут уже надо насторожиться.
В-третьих, основными факторами социально психологической адаптации детей называют сложившийся характер взаимоотношений ребёнка с окружающим миром, его индивидуальные особенности, степень подготовленности ребёнка к новому этапу в его жизни, тип учебного заведения, поддержка близких людей, личность воспитателей.
Возникли трудности с адаптацией ребёнка — нужно проанализировать каждый из данных факторов, выяснить, что западает. Главный же совет от психологов и педагогов: любите своих детей, занимайтесь их воспитанием и развитием.
Легко сказать.
УДУШЬЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ
На практике мы часто видим очень любящих мамочек, которые везде стараются соломки своему чадушке подстелить: какой детский садик? Там одни простуды, драки, никакого интеллектуального развития... Зачем эти ненужные переживания, зачем нервы малышу и себе тратить на адаптацию? Дома-то лучше: вкусная еда, можно полноценно заниматься по методикам раннего развития. Однако если детский сад необязателен для посещения, то получение среднего образование обязательно для граждан России.
И вопрос социальной адаптации станет актуальным для ребёнка не в дошкольном возрасте, а позднее. В тоже время известен факт, что дети, не посещавшие детский сад, проходят социальную адаптацию в первом классе гораздо сложнее, чем те, кто ходил, причём на всех этапах обучения в школе: при поступлении в первый класс, потом при переходе из начальной школы в средние классы и из средних в старшие классы.
Почему так значимо пройти адаптацию в раннем дошкольный возрасте и как эффективно могут помочь ребёнку родители и педагоги на данном этапе его взросления, чётко объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана.
ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ
Ребёнок рождается на свет не чистой доской, на которой его воспитатели могут написать всё, что им угодно, а изначально наделённым природой определёнными свойствами (векторами), проявляющимися в его типе мышления, манере поведения, смысле жизни.
Эти врождённые способности на начальном этапе развития малыша находятся на базовом уровне, подобно психике первобытного человека. Перед ребёнком стоит важная задача — реализовать и наполнить природный потенциал в течение жизни. Надо отметить, что развить вектора ребёнок может только в обществе, как и стать человеком в полном смысле этого слова. Важно не упустить время в решении злободневных задач на каждом этапе взросления ребёнка.
Удел взрослых создать оптимальные условия детям для раскрытия их талантов, для их успешной социализации в обществе. Так, в 4-5 лет малышу стоит адаптироваться к коллективу сверстников, проранжироваться, понять свою роль в нём. Если ребёнок не выработал нужных социальных свойств, то в более позднем возрасте ему это сделать труднее: дети видят кто в стае, а кто сам по себе и часто начинают травлю одиночки. Он становится изгоем, так как не умеет взаимодействовать в коллективе, не обладает необходимыми коммуникативными, саморегулятивными навыками.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана предлагает помочь ребёнку в прохождение адаптации, не используя общие методы воспитания, универсальные советы, а точно дифференцируя его психические особенности.
Если понимать, какой ребёнок перед вами, что движет его поступками, о чём он думает и что хочет, то при правильном воспитании проблем с адаптацией может не возникнуть вовсе.
ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНЫ НАШИ ДЕТИШКИ
Легче всего проходит адаптацию ребёнок с уретральным вектором. Он по своим свойствам маленький вождь. Не мыслит свою жизнь без стаи, его природная харизма способствует тому, что за ним идут другие дети, на него равняются, стремятся получить его расположение.
Трудности могут возникнуть во взаимоотношениях с воспитателями и педагогами, если они будут давить на уретральника, разговаривать с ним сверху вниз, бороться за власть над детским коллективом, тогда он будет вести себя как бунтарь и отъявленный хулиган. Или если в группе окажется ещё один вождь — тогда будут делить территорию и выяснять отношения «на поле брани». Взрослым стоит договариваться с уретральником, апеллировать к его ответственности за коллектив.
Кожный ребёнок с гибкой психикой, интересом ко всему новому способен быстро адаптироваться к жизненным изменениям, легко выстраивать отношения в коллективе стремясь к лидерству. Между тем, также стремительно ему может и надоесть, наскучить ходить в детский сад или в школу, если не закрепить его интерес. Кожника мотивируют делать усилие дух соревнования, конкуренции — ему хочется быть первым, а также материальные поощрения.
Проблематичнее всего адаптация проходит у анальных детей, покладистых, спокойных, медлительных, дотошных, болезненно воспринимающих любые перемены. Ригидная психика не позволяет им быть такими же гибкими, как кожникам, поэтому родителям необходимо анальных детей готовить к изменениям заранее, постепенно, погружая в новую обстановку.
"Привычка свыше нам дана, замена счастию нам она". Это анальный принцип. Понятно, что он поначалу будет артачиться, сопротивляться походу в детский сад, но чувствуя поддержку мамы, её позитивный настрой и твёрдое решение, то, по сути, покладистый малыш, чтобы порадовать мамочку и получить желанную похвалу, пойдёт в группу. Раз сходит, два, три с понурой головой, но потом, освоив пространство, привыкнув к воспитателям, детям, начнёт спокойно посещать детский сад. Если в новом коллективе окажутся его друзья, например, с детской площадки, это значительно облегчит адаптацию анального ребёнка.
Малыш со звуковым вектором, интроверт по своей природе, предпочитающий слушать тишину, тяжело проходит адаптацию. Ему сложно выходить из своей ракушки во внешний мир, но это крайне необходимо. Родителям и педагогам стоит поддержать этого ребёнка с глубоким недетским взглядом тихим ровным общением без криков и лишнего шума. Звуковику надо давать время для того, чтобы он осознал информацию из внешнего мира и выполнил просьбу.
Зрительные малыши — эмоциональные, впечатлительные. Как они проходят адаптацию в детском садике, часто слышат все его посетители. Они умеют закатывать истерики, плакать горькими ручьями, эмоционально манипулировать взрослыми: «Ты меня не любишь! Забери меня отсюда!» Зрительники устанавливают эмоциональные связи с другими людьми, для них очень болезненно проходит разрыв подобных связей, поэтому родителям предстоит убедить их, что ничего не изменится, они также любят своего ребёнка.
Важно установить хорошие отношения с воспитателем, педагогом. Доброжелательная атмосфера помогает зрительникам, экстравертам по природе, легко завязывать контакты с другими людьми. Им помогает пройти адаптацию на начальном этапе в детском саду (пока не создали новые эмоциональные связи) брать с собой любимую плюшевую игрушку.
Обонятельный ребёнок чурается коллектива, умело канючит, что не хочет идти в детский сад, однако, его надо подталкивать к общению, быть твёрдым в своих намерениях, и он успешно адаптируется.
Оральный малыш с радостью входит в новый коллектив — здесь он обнаруживает возможность найти свободные уши. Адаптация к школе такого ребенка проходит легче всего. У него вербальный интеллект, всё, что у него на языке, то и на уме.
Нужно отметить, что успешная адаптация зависит от развития нижних векторов, которые наполняются только при общении ребёнка в коллективе. Если родители развивают верхние вектора, отвечающие за интеллектуальное развитие, в ущерб нижним, то дети так и остаются неадаптантами в обществе.
И пусть у него будет семь пядей во лбу, несколько высших образований, а пользы обществу от него никакой, работу подходящую найти не может, поскольку он не научился взаимодействовать с людьми, при этом такой человек будет себя оправдывать: «Только быдло за такую зарплату работает», со снобизмом и высокомерием смотреть на всех окружающих, оставаясь глубоко несчастным в душе, с ноющим чувством, что не реализовался, не добился тех вершин, которых мог бы достичь.
РАСПРОСТРАНЕННЫЕ МИФЫ ОБ АДАПТАЦИИ
Хотелось бы рассмотреть системно наиболее часто встречающиеся заблуждения об адаптации детей.
1. «Успешность адаптации ребёнка к школе проявляется в том, что он справляется с учебной программой».
Хорошие оценки не являются показателем успешной адаптации к коллективу сверстников, поскольку они показывают уровень овладения теми или иными знаниями, умениями, учебными навыками. Уровень развития интеллекта и выработанные коммуникативные, социальные навыки — разные вещи.
К примеру, возьмём анального паренька со звуком и зрением. С детства мама в нём воспитывала только верхние свойства, на земле крепко стоять он не научился, так и мыкается с нерешительной анальностью, не умеющей пробиться в жизни, звук и зрение тоже добавляют робости и слабины.
Врожденные свойства ребёнка, конечно, могут получить развитие, он будет работать «на себя», творить шедевры в четырёх стенах, только знать об этом никто не будет, плоды его работы востребованными не будут, и сам он будет никто и нигде... Типичный неадаптант. «Такой умный, а простых житейских вопросов решить не в состоянии без мамы», — так обычно говорят об анальных детях, не адаптировавшихся к ландшафту. Плоха та мама, которая после такого воспитания не выкормит сыночка до пенсии.
2. «Удовлетворённость ребёнка процессом обучения, отсутствие страхов – показатель удачной адаптации».
Адаптация лежит не в зоне обучения, а в зоне социального воспитания ребёнка. Усвоение детьми навыков общения, образцов социально приемлемого поведения, приобретение социального статуса возможно только при полноценном взаимодействии в коллективе. Этому способствуют внеклассные мероприятия, общешкольные праздники, спортивные командные соревнования. Насколько активен ребёнок в общественной жизни? Какую роль он выполняет в классе – вожака, лидера, «рабочей лошадки»? Вот один из основных показателей адаптации в школе.
Если говорить о страхах школьников, то стоит понять их основание. Страх присущ зрительному вектору. Его наличие говорит нам не о том, что ребёнок плохо адаптировался к школе, а о том, что его зрительный вектор не наполнен, не развит. До определённого времени вполне нормально, что зрительный ребёнок боится темноты или ходить мимо кладбища. Это звоночек родителям, что стоит оградить ребёнка от просмотра фильмов ужасов, не запугивать его страшными историями со смертельным концом, а развивать в нём сострадание, сопереживание к другим людям.
3. «Признак успешной адаптации — это степень самостоятельности ребёнка в учёбе».
Самостоятельное выполнение упражнений по математике или русскому языку тоже показатель уровня усвоения знаний и способности ребёнка к самостоятельной интеллектуальной работе, самодисциплине, желанию учиться. Воспитание самостоятельности у детей, безусловно, необходимо.
Однако адаптация детей в школе — это их желание общаться с учителями, сверстниками, способность самостоятельно взаимодействовать с коллективом, быть приспособленным к жизни, к примеру, уметь самостоятельно одеваться, собирать портфель, аккуратно кушать.
4. «Наиболее сложным в адаптации детей в 5 классе является переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими педагогами».
Это опасение характерно для анальных детей, впадающих в ступор перед неизведанным. Педагогам стоит по полочкам разложить свои требования и критерии к оценке, чтобы у анальных отличников, что называется, отлегло.
5. «Легкость адаптации детей в лагере зависит от особенностей их характера, темперамента и воспитания. Для более быстрого и безболезненного привыкания к лагерю желательно, чтобы ребёнок умел самостоятельно заводить межличностные контакты со сверстниками и поддерживать их».
Действительно, прохождение адаптации детей в лагере, своеобразной школе жизни, зависит от их врождённых векторов, степени их развитости и наполненности. Замечено, что быстрее всего адаптация осуществляется через воспитание детей в деятельности (например, труд, игра). Каждый может почувствовать себя частью целого. Ребёнок находит своё место в новом коллективе — значит, адаптация прошла успешно.
Итак, процесс адаптации детей жизненно важен для будущего. Насколько крепко будет стоять на ногах новое поколение, насколько оно будет готово работать вместе, насколько каждый будет готов вносить свой посильный вклад в общее дело, в конечном счёте, зависит счастье каждого конкретного ребёнка и нашего общества в целом.
Автор: Ольга КНЯЗЕВА, педагог-психолог
Источник: http://www.yburlan.ru/