Отцовская функция — 2: «Достаточно хороший отец»

У Дональда Винникотта есть наблюдение о том, что идеальные матери создают для детей гораздо больше проблем, чем матери неидеальные. И действительно, во многих случаях психозов мы встречаем матерей, равных божествам, не допустивших ни единого промаха, матерей абсолютных и безоговорочно, без остатка преданных своим детям. Поэтому Винникотт в качестве совета говорит, что матери не обязательно быть идеальной, она должна быть «достаточно хорошей».

Он вводит ставшее известным понятие «good enough mother» – «достаточно хорошая мать», то есть мать, которая не слишком сильно усердствует в воспитании и заботе о своих детях. Она достаточно хороша для ребёнка, но не стремится заменять ему вселенную. У неё могут быть свои желания и интересы, помимо ребёнка, которому она принадлежит чуть меньше, чем на сто процентов. Одним словом, «достаточно хорошая мать» – это мать, которая в общении со своими детьми опирается на своё желание, а не на инструкции по воспитанию, психологические талмуды или требования ВОЗ. В чём-то она поступает спонтанно, в чём-то опирается на интуицию, в чём-то пренебрегает правилами. Например, стоит ли кормить ребёнка по расписанию или давать ему грудь тогда, когда захочется (и ему и тебе захочется)? – один из тех вопросов, перед которыми стоит каждая мать. Тех вопросов, которые проводят границу между идеальной матерью и хорошей.

Аналогичным образом можно задать вопрос о различии идеального отца и «достаточно хорошего отца», то есть того, кто в общении с детьми не просто исполняет «отцовские обязанности» или «родительский долг», а реализует свои желания и страсти. Достаточно хороший отец может и не быть «идеальным папашей» или не соответствовать социально предписанному образцу, но что-то важное он определённо должен делать. Он должен передавать ребёнку своё желание.

«отец передаёт по наследству не то, что у него есть, а то, чего у него нет»

Именно желание является главным наследием, которое мы получаем от своих отцов, а вовсе не умение прибивать полочки или уступать место девушкам. Достаточно хороший отец передаёт своему ребёнку то, чего не хватает ему самому, то есть объект желания. Ту нехватку, которой задана его собственная судьба. То есть отец передаёт по наследству не то, что у него есть, а то, чего у него нет.

Не секрет, что самые богатые люди – это дети тех, кому не хватало денег. Самые известные художники – это дети неизвестных и неудачливых художников. Кто знает картины Хосе Руиса, сонаты Леопольда Моцарта? Зато все знают их сыновей. Ведь самое важное, что они передали своим детям, – это не нотная грамота и не музыкальный слух, а бессознательное желание. И у простых людей мы часто встречаем тот факт, что ребёнок бессознательно воплощает то, чего недоставало его отцу.

«Хорошему отцу всегда должно чего-то не хватать, у него должна быть страсть к чему-то, нехватка или недостаток, который и формирует бессознательное его детей»

Поэтому отец и не должен казаться идеальным и безупречным. Те отцы, которые были богами для своих маленьких детей, ниспровергаются в подростковом возрасте. И это становится травмой не только для самого папаши, но и для ребёнка: мужчина, который был гарантом порядка и закона, оказывается далеко не богом… Иными словами, отец не должен создавать видимость абсолютного авторитета во всех вопросах. Хорошему отцу всегда должно чего-то не хватать, у него должна быть страсть к чему-то, нехватка или недостаток, который и формирует бессознательное его детей.

Например, фильм Андрея Звягинцева «Возвращение» даёт нам образ такого идеального отца. Который достаточно жёстко и категорично преподносит своим сыновьям уроки маскулинности, учит их суровой реальности своего мужского мира. Герой фильма приближается к образу идеального отца, но при этом оказывается совершенно лишён каких бы то ни было желаний. Его сын несколько раз задаёт ему вопрос: зачем ты приехал? чего ты хочешь от нас? И «идеальный отец» всякий раз теряется при ответе на этот вопрос. Его желание оказывается мертво. Он и сам не знает, зачем ему дети, поэтому всё его взаимодействие с сыновьями ограничивается обучением, воспитанием и дрессурой, как перманентный тренинг мужественности Хемингуэя. Но зачем всё это? Для чего ему дети и для чего им отец? Какова сверхзадача всей этой «школы выживания», совершенно не понятно. Оставаясь холодным отцом с омертвелыми желаниями, герой фильма совершенно не востребован своими детьми: они либо подчиняются ему, либо отрицают, но не дают никакого ответа. И только в тот момент, когда он выказывает свою заинтересованность в детях, проявляет свои желания и говорит, что нуждается в них, – становится ими востребован и получает ответ.

Этот пример показывает нам, что абсолютный и идеальный отец, который является альфой и омегой для своих детей, основой мироздания для них, – несёт ему только смерть, омертвелое желание. И только отец не идеальный, но достаточно хороший, может передать ребёнку ту принципиально важную нехватку, которая может стать основой бессознательного для ребёнка.

Текст: Дмитрий Ольшанский, психоаналитик

Иллюстрация: Эя Мордякова 

Источник: http://papavgorode.ru



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования