Экологически грамотное поведение очень часто согласуется с принципами рациональности, бережливости, продуманного отношения к покупкам, к своему времени, к организации окружающей среды. И научить этому всему детей могут, конечно же, только взрослые — родители и воспитатели.
Эко-воспитание — простые правила для малышей.
В европейских садах детям преподают такие правила поведения:
- не брать того, что им не нужно;
- не выбрасывать то, чем ещё можно пользоваться;
- выбирать натуральные материалы для работы;
- предпочитать полезные продукты вредным;
- рисовать на обеих сторонах листа бумаги, полностью его используя;
- изрисованную бумагу использовать для поделок;
- вырезая детали, начинать с края, а не с середины;
- при приобретении восковых карандашей смотреть, чтобы они были завёрнуты в бумагу, а не в пластик;
- рисовать карандашами, а не фломастерами, потому что от фломастеров остаётся пластмасса;
- писать ручками со сменным стержнем;
- покупать прочные деревянные игрушки и другие предметы из стойких природных материалов;
- отказываться от одноразовой бумажной и пластиковой посуды, покупать напитки в стеклянных бутылках и банках, которые можно сдавать;
- чтобы дети с раннего детства научились сортировать мусор, в детских садах ставят разноцветные вёдра, ящики или контейнеры для мусора в каждой группе; дети могут собирать отдельно алюминий, бумагу и картон, стекло, металлы, синтетические материалы, биологический мусор, батарейки.
Обобщая содержание программ по экологии для дошкольных учреждений, можно выделить следующие разделы.
- Где и когда возникает мусор. Дети рассказывают о том, какой мусор им в жизни встречается, что они выбрасывают и почему. Детей просят вспомнить, куда девается мусор после того, как его выбросили.
- Детей знакомят с переработкой мусора (сжигание отходов с целью получения энергии, создание бумажных изделий из макулатуры, переработка металлолома, использование образующихся при сжигании шлаков для строительства дорог).
- Дети сами сочиняют сказочные, фантастические истории (например, о людях, которые копят разный хлам), разыгрывают сценки, связанные со сбором, отвозом и переработкой мусора.
- Дети учатся сортировать мусор, отвечая на вопросы:
- Весь ли мусор одинаковый? Чем отличаются друг от друга вещи, выброшенные в мусор?
- Проверь, правильно ли были выброшены вещи в мусор. Может быть, там оказалось что-то, что можно использовать ещё раз? Как?
- Детям рассказывают о том, как можно уменьшить количество мусора; как сэкономить природное сырьё; как сократить расход электроэнергии.
- Детей знакомят с процессом изготовлением бумаги из дерева и из макулатуры, с изготовлением стекла из песка и из битого стекла.
- Детям объясняют, что повторное использование одной и той же стеклянной бутылки позволяет сэкономить на изготовлении 60 жестяных банок, а также приводят другие примеры экономии в домашнем хозяйстве.
- Детям объясняют, как и сколько покупать продуктов в магазине, обращая внимание на их качество, свежесть, стоимость, удобство расфасовки и приготовления, а также с позиции экономии естественных ресурсов. Кроме того, они получают сведения о том, как хранить и обрабатывать продукты.
- Детей знакомят с опасными вещами и продуктами. К этой категории можно отнести старые лекарства, ртутные термометры, батарейки, остатки лаков, красок, растворителей и другую бытовую химию, баллончики с остатками содержимого. Детей учат быть внимательными к окружающим их предметам, не пользоваться странными или опасными предметами.
- Детям рассказывают, что представляет собой компост, как научиться создавать компост в деревне или на даче, подчёркивают важность компостирования, по возможности, всех биологических отходов. Детям объясняют, что можно компостировать: ветки, стебли, листья, кору деревьев, кустарников и цветов, пищевые остатки, обрезки, яичную скорлупу, фильтры с кофейной гущей, чайные пакетики.
В каждом детском саду рекомендуется создавать компостер — чтобы в его наполнении участвовали сами дети. Они могут потом наблюдать за тем, как из биологических остатков образуется компост: как повышается температура в ящике (иногда до 70 градусов!), как остатки перегнивают, как внизу образуется перегной — естественное удобрение, не имеющее себе равных. Тут же воспитатели объясняют, что его образованию способствуют бактерии, грибки, дождевые черви, а также доступ воды и воздуха.
Из книги "Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность"
Авторы: Екатерина Протасова, Людмила Парамонова
Статья из журнала "Игра и Дети"
|