Пальчиковые игры для малышей

Пальчиковые игры – обязательная программа-минимум для заботливых родителей. Каким образом эти игры могут принести пользу для развития мелкой моторики, речи и мышления ребенка на первом году жизни, расскажет педагог Ася Штейн.

Наши ладони, и особенно пальцы, буквально пронизаны нервными окончаниями, напрямую связанными с мозговыми центрами, отвечающими за абстрактное мышление и речь, как устную, так и письменную.

Пальчиковые игры – это своего рода целенаправленная рефлекторная гимнастика для мозга, стимулирующая развитие его отдельных зон. Исходя из логики сторонников пальчиковых игр, чем чаще «тренировать» таким образом мозг, тем интенсивнее будет идти формирование его верхних отделов, отвечающих за речь и чтение.

Однако следует помнить, что развитие мозга идет поэтапно. Сначала созревают его нижние отделы, отвечающие за базовые функции: зрение, слух, движение, эмоции, пространственную координацию. И лишь когда они созреют, начинается активное развитие коры больших полушарий, где находятся зоны, ответственные за тонкие интеллектуальные функции: речь, абстрактное и творческое мышление, произвольную регуляцию.

Если же мы начинаем преждевременно активизировать верхние отделы мозга, они действительно начинают бурно развиваться, но при этом подавляют нормальное развитие нижних зон мозга. Получается своеобразный замок на песке: он может быть сколь угодно высок и затейливо украшен, но, не имея фундамента, будет крайне зыбким и неустойчивым – мозгу просто не хватит энергии для обслуживания сразу нескольких бурно развивающихся зон. В итоге, ранняя и неумелая стимуляция может привести к серьезным нарушениям, как психологическим, так и логопедическим.

Если кроха наотрез отказывается от любых пальчиковых упражнений, обратитесь к невропатологу или, еще лучше, к нейропсихологу: это может свидетельствовать о незаметных неопытному человеку, но достаточно серьезных неврологических проблемах.

Дозируем нагрузку

Игры с пальчиками выглядят столь невинно, что родители даже не задумываются о том, что сами по себе эти манипуляции являются колоссальной нагрузкой для мозга ребенка. Убедиться в этом вам поможет несложный эксперимент. Сожмите в кулак левую руку (или, если вы левша, правую) так, чтобы большой палец оказался зажат четырьмя остальными пальцами. Теперь попытайтесь вытянуть безымянный палец, не разгибая при этом остальные.

Какие у вас ощущения? Скорее всего, не слишком приятные. Если выполнять это упражнение долго, может даже закружиться или разболеться голова. А ведь то же самое испытывает и малыш во время выполнения «простеньких», с вашей точки зрения, упражнений. Поэтому любые игры, способствующие развитию мелкой моторики, нужно проводить крайне осторожно: лучше вообще ничего не делать, чем переусердствовать. Любую игру надо заканчивать раньше, чем ребенок начнет проявлять первые признаки недовольства: вертеться, выдергивать ручку, хныкать.

Мир на ощупь

В период новорожденности дети обладают повышенной кожной чувствительностью, у них чувствительна в буквальном смысле вся поверхность тела и в первую очередь руки.

Обратите внимание! Сенсорная информация о мире поступает в мозг малыша не только, когда он бодрствует. Дотрагиваясь во сне до окружающих его поверхностей, кроха продолжает познавать мир, и его мозг интенсивно развивается. Поэтому ни в коем случае не рекомендуется пеленать малыша «с ручками» или надолго надевать ему распашонки с варежками.

Когда вы кормите малыша грудью, вложите свой указательный палец ему в ручку, а большим нежно поглаживайте тыльную сторону ладони.

Во время ежедневного массажа, а также во время игр можно сделать несколько осторожных круговых движений вокруг раскрытой ладони малыша, но его пальчики лучше пока не трогать. Для сенсорной стимуляции можно вкладывать малышу в кулачок косички и жгутики, сплетенные из обрезков фактурных тканей или шнуров. Для закрепления хватательного рефлекса полезно осторожно потянуть за вложенный в ручку крохи жгутик или колечко.

Ладошка-лапушка

Ближе к 2 месяцам кулачки малыша разжимаются, раскрываются ладошки. Это сигнал о том, что начался следующий этап развития мозга.

В этот период мы основное внимание уделяем развитию нервных окончаний ладони и формированию правильного кистевого захвата. Для этой цели нам потребуются латексные мячики-массажеры с пупырчатой поверхностью и разнофактурные сенсорные шарики диаметром 3–4 см.Baby_Massage7.jpg

  • Положите шарик на раскрытую ладошку малыша и покатайте его несколько секунд.
  • Повторяйте такой массаж 3–4 раза в день по несколько секунд. Очень полезно вкладывать сенсорный шарик в ручку полусонному малышу: если кроха спит, сжимая шарик в ручке, у него формируется правильный захват.
  • После 4–5 месяцев используем для массажа ладошек крупные (5–7 см в диаметре) массажные шарики. Возьмите ладошки малыша в свои руки и зажмите шарик между ними. Осторожно сделайте несколько круговых движений шариком.

Обратите внимание! Если малыш после 6 месяцев при захвате продолжает прижимать большой палец к ладони, обязательно проконсультируйтесь с невропатологом.

Как только кроха начинает раскрывать ладошку, выкладывайте его на животик на игровой коврик с сенсорной поверхностью. Ощупывая и одновременно рассматривая смешные разнофактурные картинки, кроха развивает глазо-ручную координацию, необходимую для ползания.

Важнейшие этапы развития мелкой моторики в первый год жизни

Возраст  Состояние рук и пальцев
Новорожденный Ручки сжаты в кулачки. Пальчики рефлекторно захватывают любой вложенный в них предмет
2 месяца Тонус снижается, ладошки раскрываются. Если дотронуться до пальчиков крохи игрушкой или своим пальцем, он рефлекторно хватается за них
3 месяца Ладонь полностью раскрыта, но пальчики пока плотно прижаты друг к другу
4 месяца Пальчики «расклеиваются», малыш может растопыривать их «веером»
5 месяцев Пальчики окончательно освобождаются от тонуса, малыш шевелит ими, перебирает волосы, складки одежды
6 месяцев Малыш захватывает предметы всей рукой, держит мелкие объекты в центре ладони, сомкнув пальцы вокруг него, удерживает предмет около минуты
7 месяцев Малыш захватывает предмет ладонью, пальцы смыкаются вокруг предмета, большой палец начинает противопоставляться остальным (ладонное радиальное схватывание)
8 месяцев Малыш пытается схватить предмет, приближая большой палец к согнутому или разогнутому указательному, другие пальцы согнуты или активно синхронно смыкаются (радиальное схватывание)
9 месяцев Малыш держит предмет кончиками большого, указательного и среднего пальцев (лучевое пальцевое схватывание). Видно пространство между предметом и ладонью
10 месяцев Малыш захватывает мелкий предмет между передней поверхностью большого и кончиком указательного (или среднего) пальца (нижнее пинцетное схватывание)
12 месяцев Малыш захватывает мелкие предметы между кончиками большого и указательного (или среднего) пальцев (точное пинцетное схватывание). Рука поднимается над поверхностью стола, без дополнительной поддержки плеча расслабляется на столе

Мальчик-пальчик, где ты был?

Заниматься пальчиковой гимнастикой можно только после того, как малыш начнет «отлеплять» пальчики друг от друга, немного раздвигая их веером (это происходит обычно между 3 и 4 месяцами). Однако пока можно активно разрабатывать лишь нижние фаланги пальцев малыша:

  • легонько потяните за каждый пальчик, взяв за первую (нижнюю) фалангу, – как будто хотите его вытащить;
  • взяв пальчик за среднюю фалангу, сделайте легкое круговое движение сначала в одну, потом в другую сторону – и так все пальчики по очереди.

Выполняя эти и другие упражнения для пальчиков, вы можете читать подходящие стихи-потешки, которые можно найти в специальных сборниках или на родительских порталах в Интернете. В качестве «поэтического сопровождения» идеально подойдет классическая потешка «Сорока, сорока…»

Между 4 и 5 месяцами пальчики окончательно «разлепляются»: малыш шевелит ими, перебирает волосы, одежду, царапается, однако движения пока еще хаотичны. Теперь можно переходить к полноценному массажу кистей и пальцев: сначала массируем интенсивными круговыми движениями ладошку, а потом тщательно разминаем по фалангам каждый пальчик.

В этом возрасте очень полезно погружать ручки малыша в промытый речной песок (можно заменить его манной крупой) и медленно поднимать их, пропуская песочек сквозь пальчики.

Когда вы делаете с малышом пальчиковую гимнастику (впрочем, как и общий массаж), ваши руки должны быть теплыми!

Простор для манипуляций

После того, как малыш начинает сидеть, в его развитии происходит поистине революционный скачок: у него освобождаются руки. Причем именно в этот период, в середине первого года жизни, мозг малыша особенно восприимчив к сигналам, идущим от рук. К полугоду кроха осваивает сложные манипуляции пальчиками: перебирает крупные бусины, пытается насаживать кольца пирамидки, вставлять простые фигуры в прорези сортера. Пальчиковая гимнастика и массаж становятся более интенсивными и продолжительными. Однако самые кончики пальчиков пока надо массировать с огромной осторожностью (легкими, нежными касаниями).

Активно разрабатывать кончики пальцев можно будет тогда, когда малыш впервые попытается взять предмет кончиками большого, указательного и среднего пальцев (лучевое пальцевое схватывание). Это происходит между 8 и 9 месяцами.

Ближе к 10 месяцам формируется пинцетное схватывание: малыш захватывает мелкие предметы кончиками большого и указательного пальцев, ловко манипулирует хитроумными деталями на игровой панели. Во время массажа, если малыш не возражает, интенсивно разминайте подушечки пальцев, можно покатать по ним сенсорные шарики с мелкозернистой поверхностью.

Обратите внимание! Не увлекайтесь отработкой мелких движений пальчиков, не забывайте и о крупных кистевых движениях.

Для тренировки мышц кисти ребенка поиграйте с резиновой зверушкой-пищалкой. Вы произносите незамысловатый стишок, что-то вроде:

Ты, утенок, не пищи,

Лучше маму поищи,

а кроха в этот момент сжимает пищалку.

Для расслабления мышц кисти и пальчиков поиграйте в другую игру. Малыш гладит пушистую мягкую игрушку сначала одной ладошкой, а потом другой, а вы в этот момент говорите:

Киска, кисонька, кисуля! –

Позвал(а) котенка ... (имя вашего ребенка),

Не спеши домой, постой!

И погладил(а) рукой.

В миске с песком или сухой манкой спрячьте сенсорный шарик, погрузите туда руки крохи и помогите ему нащупать игрушку.

Представление для пальчиков с оркестром

Прекрасная альтернатива пальчиковым играм – пальчиковый театр. Для начала вы просто надеваете себе и малышу на пальцы тряпичные фигурки и общаетесь «за них». И лишь через несколько месяцев, когда малыш сообразит, что от него требуется, и втянется в игру, можно попробовать поставить веселое представление.

Поиграем?

Но вот крохе исполнился год. Теперь вы можете, наконец, начать осваивать классические пальчиковые игры со стишками-потешками, описанные в многочисленных пособиях. Однако и тут существует несколько очень важных моментов.

  • Научиться пальчиковым играм по книжкам сложно. Проконсультируйтесь у инструктора в детском развивающем центре или попросите показать, как играть, более опытную маму.
  • Дети лучше осваивают пальчиковые игры в группе раннего развития. Если у вас есть возможность, хотя бы изредка посещайте с крохой такие занятия.
  • Не ждите, что ребенок сразу же начнет точно повторять все движения. Этот процесс может занять не один месяц.
  • Занимайтесь только тогда, когда малыш в хорошем настроении, всегда прекращайте игру раньше, чем кроха начнет уставать. В среднем занятие должно занимать не более 1–3 минут.
  • Не расстраивайтесь, если у вас не получается играть в пальчиковые игры. Это вовсе не значит, что вы – плохие родители. Пальчиковые игры можно заменить массой других полезных и увлекательных игр, развивающих мелкую моторику.

Источник: http://www.krokha.ru

Теги:  
Число голосов: 16

Рекомендуем посмотреть
Деньги любят счёт. Развивающие карточки

... развивающие игры и задания. Карточки и книги промаркированы разным цветом. Это поможет понять, на какой возраст они рассчитаны: 0–3 года ― жёлтая полоска, 3–5 лет ― зелёная полоска, 5–7 лет ― синяя полоска. Среди заданий в серии ― пальчиковая гимнастика, игры на развитие мелкой моторики, задания на определение цвета, геометрической формы, на сравнение и поиски сходств и отличий, упражнения для развития внимания, логического мышления и памяти, формирования представления о временах года, распорядке дня,...

Дата обновления: 27.05.2022

Который час? Развивающие карточки

... развивающие игры и задания. Карточки и книги промаркированы разным цветом. Это поможет понять, на какой возраст они рассчитаны: 0–3 года ― жёлтая полоска, 3–5 лет ― зелёная полоска, 5–7 лет ― синяя полоска. Среди заданий в серии ― пальчиковая гимнастика, игры на развитие мелкой моторики, задания на определение цвета, геометрической формы, на сравнение и поиски сходств и отличий, упражнения для развития внимания, логического мышления и памяти, формирования представления о временах года, распорядке дня,...

Дата обновления: 27.05.2022

Само нетерпение. Как научить детей ждать?

... пообедаешь», «Папа вернется, когда ты уже будешь готовиться ко сну»). * Учите кроху сосредотачиваться на том, что он делает Как показывает практика, занять внимание малыша хотя бы на десять минут проще всего с помощью творческих занятий: лепки, рисования пальчиковыми красками, игр с песком и водой. Для совместного времяпрепровождения подойдут прятки, молчанка и «кто дольше просидит без движения». Упражнения для детей до 4 лет * Для выработки навыков терпения подойдут занятия, которые направлены на удержание определенного положения ...

Дата обновления: 05.05.2021

Держите пять: как научить ребенка брать ложку или ручку правильно

... положите на ладонь и зажмите ее безымянным пальцем и мизинцем. А большим, указательным и средним пальцем держите ручку. Салфетку можно заменить мягким мячиком или ватным шариком. Нужно тренировать мышцы вокруг суставчиков на пальчиках. Это помогают делать пальчиковые игры с резинками, упражнения от нейропсихологов, известный всем эспандер или вязания на пальчиках.  Рисунок: Лиза Стрельцова Автор:  Валерия Солтан Источник:  https://chips-journal.ru/

Дата обновления: 22.06.2020

Какими бывают дети "плохих" матерей

... возможностей, и я мало делаю чего-то для их блага. И с ранним развитием у них не пошло, не удалось мне с воодушевлением заниматься пальчиковой гимнастикой, логопедическими упражнениями и ранним чтением. У старшего в школе встречаются тройки, а младший иногда ... ... сном два этих невыносимых, неправильных, бесшабашных ребёнка обнимают меня и желают спокойной ночи. То они носятся в запале игры, то ссорятся не на жизнь, а на смерть, а потом вдруг останавливаются у окна и вдвоём наперебой пытаются выпустить на волю ...

Дата обновления: 11.09.2019


Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования