Был обеденный перерыв. Мы с коллегой разговорились на тему знаний английского языка. Кажется, что изучением английского охвачены все без исключения. Вокруг то и дело слышно: хочу начать, хочу подтянуть, хочу восполнить, хочу понимать, хочу расширить, хочу заговорить.
— Ты знаешь, — сказала мне коллега, — а я очень благодарна своей бабушке.
— За что? — поинтересовалась я.
— За то, что она меня заставляла учить английский. Она проверяла все мои домашние задания, мы с ней сидели до глубокой ночи, всегда делали больше, чем нужно. Мне приходилось зубрить, иногда даже без особого понимания, что и для чего. Сейчас я понимаю, что если бы она тогда меня не заставляла, я бы не знала язык так хорошо, как знаю сейчас.
Несколькими неделями позже у нас были гости. И тема «потому что надо» всплыла вновь.
— Я убеждена, что сначала детей нужно заставлять. Они сами не могут понять, что им в жизни пригодится, — уверенно обозначила новую тему для разговора Вероника.
— Да, я согласна, — живо и с удовольствием поддержала разговор мама, — я знаю, Ната меня не слушает. Но я тоже думаю, что нужно требовать. Сначала они будут сопротивляться, но потом, когда появятся успехи, когда их будут хвалить, они втянутся.
— И потом, — развивала тему Вероника, — во многих секциях проводят соревнования, конкурсы, организуют сборы, готовят выступления на городские праздники. У них, как ни крути, появится интерес к результатам.
Я задумалась. Разве нельзя иначе? А что если дети будут заниматься не потому что «надо», а по любви? Они достигнут меньших результатов? Уверена, что нет
Дети — это те же мы, только гораздо более открытые, восприимчивые, активные, живо интересующиеся, свободолюбивые и удивительно настойчивые. Их стремление к поиску информации запрограммировано самой природой. Их способность добывать информацию, а потом приходить к осознанным решениям двигает их естественным путём вперёд.
Они умеют самостоятельно находить ответы на вопросы, которые важны им здесь и сейчас. Они идут своими дорогами со своей скоростью. Дети не боятся совершать ошибки. Всё это так до тех пор, пока не вмешается педагогическая мудрость родителя…
Я подумала, что будет забавно, если родители заведут себе друга, который за них будет решать, чем им нужно заниматься. Например, изучать домоводство. Потом, в будущей жизни родители сами будут ему благодарны, за то, что уже сейчас научатся содержать своё жилище в порядке и уюте. Они непременно почувствуют на себе пользу от правильного домоводства.
Совершенно изменится их облик: они станут стройнее, будут легко и свободно держаться на людях. Одновременно с этим их с удивительной регулярностью будут наставлять, заставлять, вынуждать, поучать, одаривать живительными пинками и ободряюще шантажировать. Им будут приказывать, от них будут требовать, на них будут оказывать давление, их будут подчинять себе. Будут они двигаться вперёд? Будут ли счастливы? Я сомневаюсь.
За фразой «потому, что надо» мы прячем свои страхи. Мы заняли пассивную позицию, чтобы не сделать что-то по-другому. Для того чтобы осознанно понимать, чутко принимать ребёнка, чтобы обогащать его среду и создавать атмосферу равноправного общения, нужны постоянная работа мысли, рефлексия, борьба со страхами, поиски решений, ошибки, внимательность, вовлечённость, присутствие рядом, стремление самому стать достойным образцом и т. д. Но ведь куда проще сказать: «потому что надо!».
Автор: Наталья Майорова
Источник: https://mel.fm
Информация с сайта "Мама для мам" mam2mam.ru