"Поделись, жадина!" или Как научить ребенка делиться

"Поделись, жадина!" или Как научить ребенка делиться 19.10.2018

"Поделись, жадина!" или Как научить ребенка делиться

Помню, что была очень удивлена, так как это шло вразрез со всем, что мы слышали с самого детства: и от родителей, и от воспитателей в детском саду. Ведь практически все и всегда было общим, и любая попытка отстоять что-то свое пресекалась на корню.

Потом весь этот разговор забылся на долгие годы, и лишь после появления старшего сына, во время прогулки на одной из детских площадок, эта история всплыла у меня в памяти. Со слезами на глазах сын пытался удержать в руках маленьких грузовичок, который настойчиво забирал малыш постарше. Его мама была занята младенцем в коляске, а бабушка или няня выдвигала знакомые тезисы о том, что "надо обязательно делиться, а то вырастешь жадиной" и "на площадке все общее".

Периодически она, правда, предлагала что-то из песочницы взамен. Но обмен для сына был не равноценен, и он лишь крепче прижимал свой грузовичок к груди, а я поняла, что совсем не знаю, как поступить в этой ситуации. Ведь, с одной стороны, я совсем не хочу, чтобы он вырос жадиной-говядиной, а с другой – я видела, насколько почти физически болезненным в ту самую секунду было для него расставание с этим грузовичком.

Это была ЕГО машинка, и он не был готов ее отдавать.

Обязательно ли делиться

Вытащив ребенка из песочницы и попрощавшись с недовольными бабушками, я пошла изучать матчасть. С тех пор прошло много лет, появились и уже почти выросли из песочницы младшие дети, но многое из изученного применимо не только к детским площадкам.

Ну, во-первых, мы все рождаемся с определенным набором качеств, и у самых щедрых родителей, по шутливой воле мироздания, может появиться патологический жадина.

Во-вторых, само по себе желание делиться – это навык, который вырабатывается с возрастом, и лучше всего, когда ему учат на личных примерах.

Нет смысла ждать, что ребенок до трех лет будет осознанно делиться. Иногда он готов это сделать, а в другой раз прижимает мячик к груди и ничто иное ему не интересно.

Если предложенный обмен мячика на куклу не сработал и видно, что ситуация накаляется и возможен конфликт, лучшее, что можно сделать с малышом до трех лет, это отвлечь и перенаправить его внимание: "Ой смотри, качели освободились, побежали скорее!".

Если дети постарше и трюк не срабатывает, то предмет спора можно убрать из поля зрения и сказать, что вернется он только после того, как враждующие стороны договорятся о мирном сотрудничестве. Это лучше всего работает дома, когда поделить что-то не могут братья и сестры.

Что еще можно сделать для развития того самого навыка "поделиться"? Вот некоторые идеи из курса Позитивной дисциплины:

1. Пусть в доме будут игрушки, с которыми можно играть вместе: например, настольные игры, материалы для рисования и всякие другие общие штуки.

2. Делиться самим. Прямо так и можно сказать: "Я ем очень вкусный торт, и мне очень приятно поделиться им с тобой. Давай есть вместе!". Или "Это моя любимая ручка. Если хочешь порисовать ей, то возьми и верни, когда закончишь" ("и", а не "но").

3. Максимально отмечать, когда ребенок добровольно делится какими-то своими вещами. Фокус на позитивных моментах. "Большое спасибо, что поделился попкорном в кино. Мне было очень приятно". "Я знаю, как ты любишь эту книгу. Большое спасибо, что разрешил мне почитать ее".

4. Не надо заставлять делиться всем подряд. Вполне нормально, что какие-то вещи остаются в эксклюзивном личном пользовании ребенка. Пусть это будет коробка или шкафчик, доступ к которому есть только у него, и вы это правило тоже соблюдайте.

Вообще, принцип уважительного отношения к собственности и личным границам очень важен. Мы стучимся перед тем, как войти в комнаты друг друга, и спрашиваем разрешения, когда берем чужие вещи. И да, люди не всегда настроены делиться: "Это моя вещь и сейчас я не могу дать ее тебе, так как она нужна мне. Я могу дать тебе что-то другое, но не это".

мальчик играет с игрушкой

5. Если ребенок не хочет делиться какими-то вещами, когда приходят гости или выходя на детскую площадку, стоит предложить ему убрать те предметы, которые очень важны для него, и не нести их на площадку или в сад. Объяснить, что в таком случае и ценная вещь останется в целости, и дружбе с ровесниками ничто не угрожает.

6. Объяснять, что делиться можно не только вещами: время, мысли, чувства, эмоции – все это важная составляющая отношений. Рассказывать о своих чувствах, делиться своими впечатлениями о прошедшем дне, говорить о веселых и грустных моментах и воспоминаниях и поощрять попытки ребенка рассказать о своих.

Ну и, как всегда, не вешать ярлыки "ты жадина-говядина", "ты вырастешь эгоистом", признавать свои чувства и делиться ими: "Мне очень грустно, что вы деретесь с сестрой из-за этого жирафа".

Со временем навык и понятие "делиться" станут более четкими и понятными: не всем и не всегда обязательно делиться, у большинства вещей есть хозяин.

Уважение личных границ и чужой собственности – это важная часть отношений... И пусть он по-прежнему останется патологической жадиной по натуре, он все же будет знать и, скорее всего, использовать те навыки и нормы поведения, которым его научили значимые в его жизни взрослые.

Автор: Ануш Дейвис

Источник


Теги: 

Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 

Информация с сайта "Мама для мам" mam2mam.ru