"Пускай плохая оценка будет самой большой проблемой в жизни". Педагог о том, как помочь ребенку учиться

"Пускай плохая оценка будет самой большой проблемой в жизни". Педагог о том, как помочь ребенку учиться 19.10.2018

"Пускай плохая оценка будет самой большой проблемой в жизни". Педагог о том, как помочь ребенку учиться

Юлия Скрыт – учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории CШ №36 г. Минск. 22 сентября педагог поделится в Минске с коллегами и родителями своим опытом. Юлия уже три раза прошла путь классного руководителя с 5-го по 11 класс и знает секрет, как найти общий язык с родителями. 

После разговора с педагогом мы выделили 10 ценных рекомендаций для родителей.

1. Объяснять, зачем нужно ходить в школу. Ставить цели и объяснять, зачем ходить в школу, зачем учить тот или иной предмет – это совместная задача педагогов и родителей. Отвечая на этот вопрос, важно не забывать об индивидуальном подходе - для каждого цель будет своя. Я встречала детей, для которых школа была единственным способом выбиться в люди и убежать от неблагополучия родителей. Это такая цель, которую не к каждому примеришь. Случается, что родители не могут четко ответить на данный вопрос и бросают общие фразы: Потом мне спасибо скажешь! Потом все сам поймешь. Но это не ответ на детский вопрос. Поэтому я бы рекомендовала обсудить все с ребенком и совместно с ним найти ответы.

2. Показывать правильное отношение к отметкам. Всем известно, что отметка никогда не была показателем знаний. Конечно, это не значит, что мы должны обвешаться двойками, как гроздьями винограда, и никак не реагировать на детскую неудачу. Разумно будет помочь там, где ребенок не справляется, где еще есть возможность доучить, переписать и исправить. А если на условную двойку никак не повлиять, не нужно делать из этого трагедии. Я своему сыну говорила: Пускай плохая оценка будет самой большой проблемой в твоей жизни. Если родители считают хорошую оценку самым важным в учебе, это может привести к тому, что ребенок будет пользоваться всеми известными ему способами, чтобы получить желаемое: подходить к учителю и выпрашивать, унижаться, обманывать, придумывать и изворачиваться. Как это все соотносится со знаниями? Система обучения превратится в добывание оценки. А после школы все рухнет как карточный домик.

3. Следить за тем, чтобы ребенку дома было комфортно. Все начинается с семьи, поэтому негативная обстановка, ссоры родителей и тем более развод могут повлиять на ребенка. У меня был ученик, который после развода родителей перестал ходить в школу, попал в странную компанию, его успеваемость снизилась. С темой развода я знакома лично. Мои родители развелись, когда мне было 12 лет – тот самый сложный подростковый возраст. Но я особых изменений в своей жизни не заметила. В чем же дело? Видимо, в том, как именно преподносятся такие изменения в семье, в состоянии ли родители не вмешивать ребенка в выяснения своих отношений. Моя мама смогла выстроить все очень грамотно. Я убеждена, если домашний комфорт и уют сохранены, высока вероятность, что ребенок никак не изменится и сложностей не будет.

4. Выстраивать правильный режим дня. Недавно одна мама рассказывала мне о занятости своего сына. У него день расписан от и до. После школы - к репетитору, потом на тренировку, а потом в бассейн. В 10 часов вечера мальчик возвращается домой, а уроки делает в общественном транспорте. Такой режим дня, когда не остается и получаса, чтобы полежать и отдохнуть, снижает всякую мотивацию учиться. Этот мальчик, кстати, учился достаточно плохо.

5. Поддерживать мотивацию к тому, что ребенку действительно интересно. «Я хочу, чтобы ты стал известным врачом. Я хочу, чтобы ты учился за границей». Часто можно услышать подобное, но часто ли задается вопрос: а чего хочет ребенок? Ведь легко и приятно заниматься тем делом, которое нравится. И в таком деле чаще добиваются успехов. У меня есть случай из личной практики, когда мальчик поступил в престижный вуз на факультет с высокими проходнымм баллами. Мальчик был очень горд, но на мой вопрос: «А кем ты будешь работать?», ответить не смог. Это яркий пример того, когда родители удовлетворили свои амбиции, забыв о ребенке. Более того, ни дня этот парень не работал по специальности. И таких случаев достаточно. Папа вынуждает поступать дочь, которая профессионально занимается танцами, на факультет правоведения, потому что “нужно получить профессию”. Гораздо правильнее будет прислушаться к ребенку и направить его энергию на то, что действительно ему интересно.

6. Забыть о манипуляциях. Если родители манипулируют ребенком и говорят: «Получишь за четверть 9, поедешь на море», возникает мотивация не учиться, а поехать на море. Это подмена понятий и никакого отношения к успешности в учебе не имеет. Поставленная родителями цель (поехать на море) будет мотивировать ребенка получить «9» любой ценой и не всегда за счет знаний. Допустимо будет и списать, и скачать из интернета, и заболеть, чтобы не пойти на контрольную и не получить плохую отметку. Если цели учебы выбраны верно, то ребенок сам понимает, зачем ему ходить в школу и учиться.

7. Помогать справиться с буллингом. Помешать комфортной учебе может буллинг и сложные отношения с одноклассниками. Я за то, чтобы родители не закрывали глаза на происходящее, а пришли к учителю и попытались вместе разобраться. Не нужно приходить в класс и пытаться как-то влиять на одноклассников, заставлять их дружить со своим ребенком. Конечно, докопаться до причин неприятия, в первую очередь, задача классного руководителя. Но эффективнее будет вести совместную работу - родители работают и помогают ребенку дома, а педагог - в школе. Тогда с высокой вероятностью можно восстановить баланс и вернуть ребенка в комфортную среду. Хотя часто это архисложно. Если не получается, можно попробовать сменить класс или школу. У меня была ситуация, когда мальчик не находил в классе единомышленников, с ним не хотели общаться, он сидел один и никогда не просил помощи. Маме рекомендовали сменить школу. Жизнь сложная штука, пускай закаляет характер, - ответила она. И мальчишка проучился в таких условиях до конца. Ему было непросто.

8. Выстраивать взаимоотношения с педагогом. Дети не всегда могут самостоятельно решить возникший с учителем конфликт. И если ситуация затягивается и создает проблемы, родители могут вмешаться. Первое, что можно сделать, – выслушать обе точки зрения. Не всегда детская позиция истинна, пообщайтесь с учителем: просто придите и задайте вопросы. Я ярый сторонник того, чтобы учитель признавал ошибки. И перед родителями, и перед детьми. Нет ничего зазорного в том, чтобы извиниться перед классом и пояснить свою позицию (я ошибался, я не так понял). Это, наоборот, может повысить авторитет педагога. Порой родители опасаются мести со стороны учителя. Знаете, я работаю в школе много лет, на моем пути встречались разные люди и разные педагоги, но делать из нас кровожадных монстров – это путь в никуда. Я против того, чтобы авторитет учителя поддерживали искусственно (уважай его, он же учитель!). Но высказываться в присутствии ребенка негативно о любом человеке – это недопустимо, критиковать учителя в присутствии ребенка – это разрушать цепочку ребенок – семья – школа, тем самым разрушать психологический комфорт ребенка.

9. Ограничивать интернет в разумных пределах. Я за интернет как информационное пространство, где можно добыть информацию, расширить кругозор. На своих уроках я могу предложить воспользоваться интернетом, чтобы найти ответ на какой-либо вопрос. Главное, чтобы все не ограничивалось одной википедией, потому что умение искать информацию очень важно для современного человека. Но дети чаще рассматривают интернет как социальную сеть и игрушку. И тогда важно включить родительский контроль, обсудить такие условия пользования, которые не будут вредить другим важным делам.

10. Помогать в сложных ситуациях. Я каждый год наблюдаю пропасть между 4 и 5 классами. Если в начальной школе вся семья интересуется школьной жизнью ребенка, то к 5 классу интереса становится все меньше, исчезает разумная помощь, многое пускается на самотек и, соответственно, успеваемость ползет вниз. А в 11 классе родительское участие часто вовсе незаметно. Это не значит, что я призываю всей семьей сидеть над домашними заданиями и все контролировать, но оставаться посредником и приходить на помощь в трудных ситуациях, я думаю, родители должны.

Источник


Теги: 

Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 

Информация с сайта "Мама для мам" mam2mam.ru