Тревога может сопровождаться нарушением сна (бессонницей, сонливостью), тошнотой, расстройством пищеварения, головокружением, желудочными болями, учащенным сердцебиением. (Если есть соматические проявления, важно обращаться к педиатру/терапевту и к психологу/психотерапевту). Доктора нашли интересную взаимосвязь тревоги и окисления организма, а также связь тревожности с дисбалансом в работе поджелудочной железы.
В любом нашем проживании-эмоции-чувстве всегда есть «сила» и «слабость». Нам не нужно полностью «избавляться» от любого нашего качества или эмоции, важно «откалибровать» его внутри себя. «Сила тревоги» в том, что она позволяет многое предусмотреть, проверить, хорошо подготовиться, прийти чуть заранее, подготовить разные варианты решений. «Слабость тревоги» — в том, что она лишает сил, мешает действовать, мешает быть естественным, навязывает один (негативный) вариант развития событий, сужает многовариантный мир к одному варианту….
Есть интересная разновидность школьной тревожности — математическая тревожность — на самом деле, она является продолжением страха совершить ошибку — страха перед неправильным ответом. В гуманитарных дисциплинах есть многовариантность. В начальных классах школы детей все еще приучают, к сожалению, к тому, что вариант решения и ответа может быть только один.
1. С младшими школьниками мы можем «играть в школу» — игрушка или рисунок «проговорится» о том, что тревожит ребенка. Старшим детям мы можем задать вопрос — что может случиться самого плохого?
2. Тревога нуждается в информации. Чем больше информации, тем больше ощущения стабильности. Тревожным детям нужно объяснять правила, рассказывать о последовательности действий. Отвечать на вопрос — а что будет теперь? А теперь? А потом?
3. Тревожным деткам (и взрослым) важно научиться фиксировать внимание на том, что уже получается и получалось (их фокус внимания на будущем, а не на опыте настоящего). важно напоминать — помнишь, ты уже с этим справлялся. Важно делать журналы успеха, важно использовать «метод зеленой ручки» — подчеркивая то, что получается, наше подсознание может справиться с тем, что считает сложным, если «ресурсных-опорных» воспоминаний и знаний о себе в два раза больше.
4. Важно дать право на ошибку, рассказывать о своих ошибках, показывать, как можно быть смешным и живым. Нужно снять с себя и ребенка требования об идеальности. Перфекционизм — провокатор тревожности.
5. Тревожность детей часто провоцируется гиперконтролем, перфекционизмом и тревожностью самих родителей — «ты маленький, мир опасен, везде зрада-зрадонька, никому доверять нельзя, будь лучше всех, нужно все делать идеально, ошибаться нельзя». Нашим детям важно знать, что мир разный. И они разные. И мы учим их одновременно доверять, ощущать свою силу и соблюдать осторожность и избирательность. Важно, чтобы наши дети слышали — я верю в твои силы, позаботься о себе, ты в безопасности;
важно давать посильные поручения и задания. Важно, чтобы ребенок видел, как мы справляемся со сложностями, как мы конфронтируем, как мы радуемся жизни и сами играем и расслабляемся.
6. Тревожный человек часто не в контакте со своим телом. Важно фиксировать внимание на стопах ног. Чем устойчивее расположены стопы, тем фиксированнее внимание. Полезен массаж ног, прыжки на батуте, ходьба босиком.Важно наблюдать за дыханием.
7. Можно в начале учебного дня или перед контрольный делать маленькие визуализации — представить себя в безопасном уютном пространстве, ноги в этом воображаемом пространстве стоят на траве или на земле. Спина опирается на дерево или стену дома (в реальности они могут опираться на спинку стула), сделать несколько вдохов-выдохов.
8. Очень полезно в руках держать штуковину из материала, который можно сжимать и сминать (тревожные дети и так в руках все время что-то крутят).
9. Полезно рисовать на камнях, делать коллажи из камней и ракушек, играть с песком (песочная терапия, песочная анимация), играть — рисовать, делать поделки из круп (особенно кукурузной — желтой).
10. В арт-терапии цвет работы с тревожностью — желтый, рисовать здорово мелками. Постепенно предлагая рисунки и эксперименты с акварель, использовать глину, пластилин — материалы, которые можно проконтролировать.
11. Можно с ребенком играть в актеров: читать известные всем детские стишки — четверостишия — разными интонациями.
12. Можно воспользоваться методом Гарри Поттера — страшного учителя представить с бантиками или смешными заколочками на голове.
13. Наша задача — вывести ребенка из состояния «суженного сознания». Я часто использую игру «к счастью — к сожалению». Мы выбираем желаемое действие. Например, собрались на выходных в поход. Кто-то из играющих говорит фразу — к сожалению, пошел дождь. Следующий участник предлагает вариант — к счастью, мы успели разбить палатку. Следующий — к сожалению, не было интернета. К счастью — мы рассказывали истории и пели песни… Таким игровым способом мы расширяем поведенческий репертуар ребенка, приучаем ребенка к тому, что из любой ситуации может быть выход.
14. Важно тревогу из закапсулированного внутреннего состояния вывести «на поверхность», перевести в движения — бег, танец, приседания.
Ребенку легче справиться с тревогой, опираясь на силу и расслабленное доверие родителей.
За тревогой — можно найти осознание своих сил, доверие себе и миру. Желание развиваться и исследовать. И радость. Радости ребенкам и взрослым.
Автор: Светлана Ройз
Источник: http://womo.ua
Информация с сайта "Мама для мам" mam2mam.ru