От каракуль к почерку: развитие навыков письма

От каракуль к почерку: развитие навыков письма 28.05.2015

От каракуль к почерку: развитие навыков письма

Консультант: Елена Полякова, педагог, куратор сети центров бережного развития интеллекта «бэби-клуб»

Известный педагог Василий Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев…». Давно известно, что развитие мелкой моторики – это развитие соответствующих отделов мозга, тренировка мускульной памяти, усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму. Но здесь важно не упустить момент и сделать все необходимое, чтобы учиться малышу в начальной школе было легко. Владимир Бехтерев предлагал учить детей правильно держать карандаш с полутора до 2 лет – иначе, по его мнению, могли неправильно закрепиться графомоторные навыки (движения пишущей руки) и угаснуть потенциальные способности. Когда же это действительно нужно делать?

Хороший почерк формируется не у тех, кто раньше других научился писать прописные буквы, а у ребятишек, рука и восприятие которых были правильно и вовремя подготовлены к обучению письму!

Всему свое время

Формирование движений рук начинается постепенно на протяжении уже первого полугодияжизни ребенка: рука, плотно сжатая в кулачок, распрямляется, пальцы пытаются выполнить самые простые движения по захватыванию предметов. Однако, прежде чем детская ручка своими действиями начинает походить на руку взрослого человека, проходит довольно значительное время.

С 10–11 месяцев до года действия становятся функциональными: ребенок пытается применить предмет по назначению. В этот период совершенствуются действия рук: кулачок разжался, пальцы действуют более самостоятельно.

На втором году малыш не просто манипулирует предметами, а хочет выяснить, какие действия с ними можно выполнить.

Третий год определяется тем, что ребенок активно и целенаправленно начинает использовать предметы по назначению и экспериментировать с ними. Руки ребенка в постоянном движении, в работе.

В возрасте четырех лет ребенок оказывается в детском саду – среди множества игр и дидактических материалов. Руками он начинает осваивать сенсорные «эталоны»: величину, длину, форму, структуру поверхностей. Малыш проходит путь от ощущения – к восприятию, от восприятия – к представлению, от представления – к пониманию.

На пятом году жизни совершенствуются ранее приобретенные умения, появляются новые интересы. Малыш с удовольствием демонстрирует поделки, выполненные собственными руками, и рассказывает о том, как они были выполнены. Если руку ребенка развивали с рождения, то он совершенствует свои «ручные» умения: осваивает более сложные способы складывания, сгибания, наматывания и пересыпания, использует ткань, бумагу, проволоку, фольгу, подсобные и природные материалы, применяет различные орудия труда и материалы. Привлекательным занятием становится написание по трафаретам цифр и букв. Это последний шаг подготовки руки к письму.

До 4–5 лет не стоит давать детям ручки и фломастеры: для того чтобы с их помощью получить точку или линию, нужно лишь слегка надавить. Рисование карандашами требует определенных усилий, что формирует нажим, необходимый для дальнейшего письма. Лучше всего в раннем возрасте использовать простые и цветные карандаши, кисточки, восковые мелки, а ручки и фломастеры отложить до начальной школы.

Где же ваши ручки?

Письмо – один из самых сложных процессов, которому маленькому человечку приходится обучаться. Умение писать требует не только хорошего развития мелких мышц руки, координации движений, но и усидчивости, терпения. Развитию именно этих навыков нужно уделить особое внимание, прежде чем переходить к написанию прописных букв, слогов и слов. Чем лучше подготовить руку ребенка к письму, тем легче ему потом будет освоить сам процесс. Что вам может помочь?

У дошкольников в комплекс развивающих занятий обязательно должны быть включены упражнения на развитие мелкой моторики. Например:

Раз, два, три, четыре, пять – будем пальчики считать (говорим и соединяем поочередно подушечки пальцев левой и правой руки, большие, указательные и т. д.);

Раз, два, три, четыре, пять – надо пальцам поиграть (по очереди разъединяем пальцы);

Раз, два, три, четыре, пять (сжимаем пальцы правой руки под счет, потом – левой руки под счет);

Раз, два, три, четыре, пять – надо громко постучать (барабаним пальцами левой и правой руки поочередно в быстром темпе).

Игры с бигудями

Игры с перчатками. Пришейте на перчатку липучку для ткани так, чтобы большой палец мог приклеиваться к остальным. Поочередно «приклеивайте» большой палец к остальным пальчикам руки.

«Сухой бассейн». Наполните большую емкость крупой, фасолью, горохом, бобами, макаронными изделиями, пластиковыми пробками, колпачками от фломастеров и т. п. Попросите ребенка опустить в «бассейн» руки, и пусть он находит спрятанные там маленькие игрушки.

Игры с катушками от ниток

Игры с носочками

Игры с зубными щетками. Растирайте зубной щеткой сначала подушечку каждого пальчика, а затем медленно опускайтесь к его основанию. В самом конце помассируйте всю ладошку.

Игры с пуговицами, бусинами

Игры со шнурками. Предложите ребенку разноцветные яркие шнурки: пусть он завязывает их, переплетает, выкладывает из них на столе фигуры, буквы и цифры.

Маленькие хитрости

Прежде чем показывать малышу, как писать буквы, нужно сначала научить его правильно держать в руке то, чем он будет это делать, – карандаш, ручку, фломастер. Начинать можно с 2–2,5 лет, когда ребенок уже может фиксировать и запоминать правильное положение руки. Есть несколько простых и эффективных способов, которые позволяют малышу освоить правильное положение пальцев и кисти руки для дальнейшего письма.

Первый – специально разработанные насадки на карандаши. Благодаря им взять карандаш неправильно просто невозможно! Такие «тренажеры» есть как для правшей, так и для левшей. Подобные насадки можно найти различной расцветки и в форме животных или мультгероев.

Второй – упражнения. Например, попросите ребенку безымянным пальцем и мизинцем зажать салфетку, а свободными пальцами взять карандаш – правильный захват образуется естественным способом. Вариант для самых маленьких: предложите крохе «уложить» карандаш спать. Что делаем? Кладем карандаш в «кроватку» – на средний пальчик, под голову «подушечку» – указательный, а сверху «одеялко» – большой пальчик.

Третий – использование трехгранных ручек и карандашей, которые благодаря своей форме позволяют детским пальцам принять естественное и правильное положение (обхватить карандаш с трех сторон). Если говорить о толщине карандаша, то, чем младше ребенок, тем толще должен быть карандаш. Навык письма только-только начинает формироваться, и удержать тонкий стержень (а тем более манипулировать им!) гораздо сложнее.

Светлана Воронина, методист, и Людмила Ногина, психолог ЦДР «Чудо-сад» (г. Санкт-Петербург)

Как определить в дошкольном возрасте, готова ли рука ребенка к письму? Точность графических действий зависит от развития мелкой моторикой, ловкости пальцев и кистей рук, скоординированности их движений. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Например, если он постоянно поворачивает лист, то есть не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, пальчики развиты слабо. Готовность руки к письму можно оценить, проведя дома простые тесты.

От точки к букве

Начинать обучение письму можно с обычных штрихов или палочек, которые малыш будет рисовать на чистом листе бумаги так, как ему хочется. Не нужно пытаться контролировать форму и размер загогулин! Пусть кроха привыкает к положению руки, которое необходимо для письма, и учится контролировать ее движения. Постепенно можно переходить к рисованию «узоров» на линованном листе бумаге – такое занятие прекрасно тренирует глазомер и помогает сформировать чувство границ строки.

В дальнейшем в освоении первых письменных навыков вам помогут:

Раскраски

Раскрашивание картинок – одно из самых любимых занятий детей. Книжки-раскраски можно предлагать малышу уже с трех лет. Нужно только подобрать их соответственно возрасту ребенка, его интересам и предпочтениям. Чем младше кроха, тем крупнее должны быть картинки, которые он будет раскрашивать. Когда его рука освоит элементарные движения, необходимые для раскрашивания, усложняйте задачи. Например, покажите, как можно раскрасить картинку методом штриховки, и попросите малыша сделать это самостоятельно. Пусть он заштриховывает детали рисунка с наклоном влево, вправо, сверху вниз, снизу вверх, от центра к краю и наоборот.

Рисование

Полезно рисовать вместе с ребенком изображения, в которых сочетаются разные линии: вертикальные, горизонтальные, прямые, волнистые. Попробуйте соединять графические элементы (с помощью дуг, линий, зигзагов) и рисовать орнаменты, узоры. Это хорошее упражнение для тренировки глазомера и развития навыка равномерного движения руки по бумаге.

Прописи

Работа с детскими прописями хорошо дополняет занятия с раскрасками. В таких тетрадках вместо букв малышу предлагается обводить разные фигуры, контуры, изображения, завитки и черточки.

Буквы

В возрасте 5–6 лет уже можно начинать изучать написание печатных букв. Здесь важно подробно объяснить и показать ребенку, в какой последовательности пишутся элементы букв, с какими пропорциями. Начинать лучше всего с самых простых букв («о», «с», «а», «л»), постепенно переходя к более сложному написанию. Закрепляйте навык, регулярно прося ребенка написать свое имя (например, на тетрадках, развивающих книжках и журналах и т. п.), подписать открытку сестре, бабушке, тете и т. п.

Начиная учить ребенка писать, настройтесь на то, что не все сразу будет получаться. Скорее всего сначала успехи будут скромные: малыши во время письма сильно сжимают карандаш, и пальчики очень быстро устают. Не заставляйте ребенка писать слишком долго и регулярно (через 3–5 минут) делайте упражнения на расслабление (несколько раз сожмите и разожмите пальчики, слегка помассируйте предплечья и кисти). Не ругайте малыша и не сравнивайте его достижения с успехами других детей. Отбив таким образом охоту к обучению, в дальнейшем научить его писать красиво будет просто невозможно. Сохраняйте все детские работы и через некоторое время сравнивайте результаты, отмечая явный прогресс.

Лови момент

Елена Разухина, педагог образовательного центра «Аристотель», преподаватель программы для школьников «Искусство слова», руководитель учебного отдела дошкольников и младших школьников в образовательном центре «Аристотель»

Нужно ли начинать учить дошкольника прописным буквам? Одни скажут: «Да, в школе будет проще». Другие возразят: «Нет, еще рано». Как поступить? Конечно, развивать движения пишущей руки (и учиться писать) необходимо, но сначала ребенок должен усвоить, отложить у себя в памяти графический образ печатных букв. Буквы прописные – куда более сложные элементы для неподготовленного восприятия и неподготовленной руки малыша. С ребенком старшего дошкольного возраста, который уже умеет выводить карандашом печатные буквы, можно заниматься с прописями-раскрасками, в которых есть отдельные элементы прописных букв, и использовать тетрадь в линейку.

Есть еще один момент, объясняющий, почему не стоит сразу переходить к полноценному письму. Осваивая каждую конкретную букву на бумаге, нужно строго следовать правилу ее написания и соединения с другими буквами. Мало кто из родителей знает или помнит, что это за правила. Представьте себе такую ситуацию. Вы уже научили ребенка соединять между собой буквы и писать слова, а в первом классе учитель иначе объяснит ему, как буква «о» соединяется с буквой «б» (или «о» с «м»). Для первоклашки большую роль играет то, как оценивает его работу учитель, и тут он узнает, что пишет неправильно. Конечно, последуют лишние переживания. Кому это нужно? Лучше непосредственно в ходе обучения в первом классе уточнить у педагога, какие прописи приобрести для занятий дома, и потихоньку, после уроков, практиковаться с ребенком. Кроме того, у детей, которые слишком рано научились писать, часто портится почерк из-за того, что рука еще не натренировалась и быстро устает.

Готовим руку к письму - идем на спортивную площадку

Родители понимают, насколько важно точно контролировать процесс освоения навыков письма – особенно, когда дело доходит до почерка. Итак, как помочь ребенку и подготовить его руку к письму? Ответ поначалу может вас удивить - отложите карандаши и идите лазать на детскую площадку!

Мышечный контроль и координация движений у ребенка развиваются естественным, упорядоченным образом - сверху вниз и изнутри - начиная с головы в сторону пальцев ног и из туловища к конечностям. Этот порядок очередности установлен мозгом не просто так. Так появляется гарантия, что крупные мышцы, необходимые для координации и передвижения, хорошо организованы и четко контролируются к тому моменту, когда приходит пора овладевать более чем 60-ю комбинированными мышцами в руках.

Рука ребенка является мощным инструментом для обучения. С помощью рук ребенок контролирует мир вокруг него, строит и создает все, что он может себе представить, и выражает себя поначалу жестами, затем каракулями, и в конечном итоге письменным словом. Но все по порядку…

Естественный порядок вещей

Мышечный контроль и координация движений у ребенка развиваются естественным, упорядоченным образом - сверху вниз и изнутри - начиная с головы в сторону пальцев ног и из туловища к конечностям. Этот порядок очередности установлен мозгом не просто так. Так появляется гарантия, что крупные мышцы, необходимые для координации и передвижения, хорошо организованы и четко контролируются к тому моменту, когда приходит пора овладевать более чем 60-ю комбинированными мышцами в руках (не говоря уже о десятках костей, сотнях связок и сухожилий, и т.д. и т.п.). Таким образом, руки – последняя группа мышц, которой должен овладеть ребенок.

Что такое развитие моторики?

Это не значит, что руки вашего ребенка не работают, пока он растет. Руки малышей начинают с простого движения - рефлексивного, требующего захвата всей рукой. Со временем ранние хватательные рефлексы умирают, позволяя малышу использовать свой указательный палец и большой палец вместе, в унисон. Вы увидите, что с каждым днем движения рук и пальцев будут становиться более осознанными. Но это еще не мелкая моторика.

Овладение мелкой моторикой подразумевает высокую точность контроля движений, при которых необходимо привести в движение все пять пальцев вместе, чтобы сделать точечную работу, требующую почти незаметных движений. Таких, например, как использование карандаша для того, чтобы написать свое имя.

Но написание имени – это задача не только запястья. На самом деле, при письме задействуется большая часть всего тела.

Для того, чтобы написать свое имя...

  1. Верхняя часть тела должна быть достаточно сильна, чтобы удержать тело в вертикальном положении, стоя или сидя.
  2. Мышцы плеч должны быть достаточно развиты, чтобы контролировать и правильно распределять при движениях вес руки, и достаточно гибки, чтобы свободно вращаться в положении рук для записи.
  3. Предплечье должно контролировать нижнюю часть руки, обеспечивая горизонтальное движение кисти по бумаге.
  4. Нижняя часть руки и локоть должны обеспечивать прочную точку опоры, на которой вращается запястье.
  5. Запястье в состоянии фиксировать кисть руки в устойчивом положении и поворачиваться в необходимых направлениях.
  6. Пальцы могут складываться вокруг карандаша, который удерживается на месте с помощью большого пальца.
  7. Вместе все пять пальцев исполняют на бумаге точный танец:
    • размещают карандаш в необходимый угол,
    • нажимают и удерживают нужную степень давления, чтобы оставить отпечаток,
    • координируют крошечные движения вверх, вниз, влево и вправо.

Если какая-либо из указанных мышц в этой цепочке не выполняет свою работу, написание имени будет сложной или даже непосильной задачей.

А потому - возвращаемся назад, к шведским стенкам и детским площадкам.

Игра в «Письмо»

Лазания вверх-вниз, висы и любые другие высокоэнергетические виды деятельности, которыедают силу в верхней части тела и прокачивают основные мышцы, являются жизненно важными предшественниками мелкой моторики.

Скручивания, повороты, болтания на перекладине и махи помогают развивать гибкость и ловкость, необходимую для вращения плеч, локтей, запястья и пальцев.

Жимы, растягивания и подтягивания нарабатывают силу и дают интуитивное пониманиепростых физических процессов, таких как вес, давление и сопротивление.

Кроме того, для наработки силы и ловкости рук идеально подходит… игра в грязи. Пластилин, песок и вода, а еще грязь (да-да, грязь!), как, впрочем, и любые другие тактильные игры являются большим сенсорным опытом для мозга и рук. Как ни странно, но именно эти занятия в один прекрасный день «аукнутся» ребенку аккуратным почерком.

Таким образом, когда речь заходит о подготовке к письму, стоит начать с физкультуры для рук и тактильных игр.

Физические упражнения для подготовки к письму

Вот несколько упражнений, которые вы можете выполнять с ребенком дома, чтобы развить мышцы верхней части тела и набрать физическую силу.

Катим тачку

Это упражнение идеально подходит для развития силы рук. Лучше держать ребенка за бедра, а не за ступни ног. Это предотвращает неестественный прогиб в спине и чрезмерную нагрузку на маленькие ручки.

Каракатица

Детям нравится это упражнение, и они с готовностью его делают. Нужно сесть на пол и оторвать попу от пола, держась за пол руками. А теперь надо двигаться как каракатица. Можно ходить и вперед, и назад.

Походка гусеницы

Наклоняемся так, чтобы руками коснуться пола. Теперь идем, как четвероногое животное. Начните с рук. Когда они максимально отдалятся от ног, пусть ребенок застынет на пару секунд. Теперь пусть ноги догоняют руки.

Источник: http://www.parents.ru/


Теги: 
Число голосов:  2

Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 

Информация с сайта "Мама для мам" mam2mam.ru