Ребенок и чужие взрослые: вежливость и осторожность

Ребенок и чужие взрослые: вежливость и осторожность 09.09.2010

Ребенок и чужие взрослые: вежливость и осторожность

Не навреди

Прежде чем объяснять ребенку, как вести себя с незнакомыми людьми, взрослый человек должен помнить: обеспечивая безопасность ребенка, нельзя нарушать гармонию его внутреннего мира и его способность адекватно - в меру доверчиво и в меру осторожно - реагировать на внешний мир. К сожалению, сегодня личная безопасность ребенка, как никогда, выступает на первый план. Терроризм, увеличение нервно-психических заболеваний, всплеск наркомании заставляют родителей категорически запрещать малышам разговаривать с незнакомыми людьми. Такая позиция понятна. Но давайте посмотрим, к каким последствиям эта установка может привести и на какую почву может упасть зерно недоверия.

Тревожный малыш, или "Маска, кто ты?"

Если ребенок склонен к слезам, страхам, плохо спит по ночам, часто тревожится - скорее всего, его личность развивается по тревожно-мнительному типу, и позиция "вокруг опасность" скорее усугубит картину тревожного поведения малыша, усилит страхи. У него могут возникнуть ночные кошмары и навязчивые идеи, не исключена возможность проявления невротических реакций. Такому ребенку не следует рисовать мир только в черных красках. Лучше, как можно спокойнее, не заостряя внимание на пугающих моментах, объяснить, что с незнакомыми людьми нельзя никуда уходить или сообщать им свои адрес и телефон (если конечно, ребенок не потерялся). При этом обязательно отметьте, что в мире много хороших и добрых людей - родственников и друзей родителей, которых ребенок знает, любит и чувствует себя с ними в безопасности.
Чтобы тревожный малыш не беспокоился по поводу самой возможности встреч с плохим человеком, превратите ваш разговор в игру и, используя мягкие игрушки, разыграйте с ним варианты нежелательных встреч. Придумайте вместе вежливые универсальные фразы, которые ребенок может сказать, если к нему обратятся на улице. Если ребенок стесняется играть, предложите ему устроить театрализованное представление в масках. Защищенный маской, малыш может проявить себя с совершенно неожиданной стороны, найти смелые нестандартные способы поведения. Пусть эти игры затрагивают всевозможные варианты развития событий. В стенах своего дома или во дворе с близкими людьми ребенок сможет более спокойно и трезво оценить различные ситуации и придумать пути выхода из них. В подобных играх взрослый должен непременно направлять ребенка - поощрять его удачные ответы и действия, а также пояснять, чем в той или иной ситуации не подходят другие решения, и вместе придумывать более подходящие варианты поведения. Таким образом, у тревожно-мнительного ребенка закрепятся необходимые навыки общения с незнакомым человеком, и, попав в подобное положение, он не будет теряться и правильно, "на автомате", отреагирует на создавшуюся ситуацию.

Активный малыш, или Повторенье - мать ученья

С гиперактивным ребенком, не способным долго сидеть на одном месте, беседы о безопасности следует проводить по-другому. Надо учитывать, что в силу своей поверхностной активности малыш может быстро забыть, о чем вы недавно говорили. Это тот самый случай, когда повторение - не проявление родительского занудства, а необходимость. От гиперактивных детей можно ожидать всего. Подталкиваемые импульсом, они могут бездумно, бесстрашно и даже с радостью пойти с незнакомцем "смотреть котят" или "новую игрушку", сесть "покататься в машину" или "поиграть в доктора", а могут, напротив, совершенно неожиданно встретить безобидного человека бестактными выпадами. Такому ребенку необходим целый курс по воспитанию осторожности и одновременно - хороших манер.
Гиперактивному ребенку очень полезно позаниматься в группе с психологом, где с помощью специально подобранных игр и упражнений ему помогут развить умение в нужный момент концентрировать внимание и быть осмотрительным. Чтобы ребенок научился быть вежливым, старайтесь чаще водить его в места, где ему волей-неволей придется вести себя по-другому - более сдержанно, где он сможет наблюдать, как взрослые и дети общаются, здороваются и прощаются друг с другом, и сам перенимать хорошие манеры.. Наилучшая обстановка, в которой ребенок учится себя контролировать, - это большие праздники, групповые экскурсии, прогулки, походы в гости. Поведение гиперактивного ребенка очень вариативно. Обратите внимание, в каких ситуациях он более вежлив и уважителен к окружающим, в том числе и к незнакомым людям, в каких - более собран и осмотрителен, а в каких мчится сломя голову, не видя опасности и не контролируя себя. Проведя такой анализ, вы сможете лучше спланировать свои действия по коррекции поведения ребенка.

Чувство собственного достоинства

Необходимо для себя четко определить, какое поведение и какие вопросы окружающих вы считаете допустимыми, а какие, по меньшей мере, сомнительными. Так, например, на нейтральные вопросы и реплики - "Какая у тебя машинка?", "Как зовут твоего зайку?" или "Как пройти к аптеке?" - можно обучить ребенка давать вежливые и лаконичные ответы. Некоторые граждане любят делать замечания в адрес чужих детей. Эти замечания могут быть нелепыми, а могут быть и справедливыми. В любом случае не вступайте с заговорившими с вами людьми в конфликт.
Но не стоит и позволять унижать вас и вашего ребенка. Независимо от вашей реакции на "добрый совет" ответьте спокойно: "Спасибо, мы примем сказанное вами к сведению". Когда совет своевременен и разумен, например, вам Dziecko_10_miesiecy_-_kwasna_mina_3524.jpgговорят: "Такое сильное солнце, а ребенок без шапочки", вы можете, поблагодарив и доброжелательно улыбнувшись, сказать: "Да, действительно, вы правы" и последовать совету. Такое поведение научит и вашего ребенка прислушиваться к мнению других и уметь достойно признать свои ошибки. Если же вам хамят или настаивают на определенном действии, которое вы считаете неуместным, самое эффективное - просто отойти, чуть позже объяснив ребенку, что взрослые тоже могут вести себя неправильно. Хама не перехамишь, не стоит и начинать. Уведя ребенка, вы тем самым покажете ему пример, как сохранить достоинство, не опускаясь до бессмыленного и некрасивого выяснения отношений.

Осторожно - "добрый" дядя

Ребенку не стоит вмешиваться в дискуссии с незнакомыми людьми, тем более когда они в это время разговаривает с вами. Если ребенку делают непонятное замечание, он может переадресовать обратившегося к нему человека к маме: "Я сделаю так, как скажет мама. Она вон там". В любом случае, вы должны быть поблизости и слышать, с какими советами или просьбами обращаются к вашему малышу. Если в обращении нет ничего угрожающего или нелепого, к примеру, если просят убрать с дороги велосипед, чтобы пройти, ребенок может выполнить просьбу и без вашего вмешательства. Расспросы по поводу местожительства, работы родителей и частной жизни семьи, а также предложения пойти куда-либо и получить подарок должны служить для ребенка сигналом к немедленному прекращению разговора.
Трудно объяснить дошкольнику, почему именно не надо рассказывать о семье. Прежде всего, он должен понять, что поступает неправильно. Это понимание приходит, когда ребенок видит огорченных родителей, объясняющих ему, что так поступать не надо. Но понимание - не гарантия того, что при первой же возможности ребенок снова не начнет рассказ на нежелательную тему. Ребенок должен осознать последствия своего поведения. Можно сказать ему, что папа работает, чтобы в семье были деньги, а у детей - игрушки и все необходимое.
Но есть люди, которые сами не хотят работать, но хотят получить чужие вещи, в том числе и игрушки. Поэтому незнакомым людям лучше о себе ничего не рассказывать, т.к. мы не знаем какие у них намерения. Вы можете придумать какое-нибудь напоминание, знак на случай, если ребенок забылся и снова затронул запретную тему. Этим знаком может быть любое слово или предмет. Просто заранее скажите ребенку: "Когда я показываю тебе этот предмет, ты вспоминаешь, о чем мы с тобой договорились". Если малыш увлекся и ничего не срабатывает, уведите его от незнакомца, сославшись на спешку. Можно научить ребенка завершать разговор универсальными фразами. Например, если вы идете рядом с ребенком, он может сказать навязчивому незнакомцу: "До свидания, мы спешим, правда, мама?" или, если малыш играет поодаль от вас "Я не знаю, спросите у моей мамы, вон она". Если же подозрительный взрослый будет настаивать на продолжении общения, вы с ребенком имеет право без объяснений развернуться и уйти.

Образец для подражания

Что касается культуры речи малыша, его доброжелательности и улыбчивости, то во многом его манера вести себя зависит от вашего собственного поведения. В дошкольном возрасте ребенок не вполне способен разобраться, почему он должен быть вежлив. В своем поведении он ориентируется в первую очередь на одобрение или неодобрение взрослых и во всем подражает им, то есть вам. Именно родители первыми начинают формировать идеалы ребенка. Если мы требуем от малыша вежливости, а сами не можем показать ему достойный пример, ему самому будет невозможно провести грань между плохим и хорошим, определить, как в том или ином случае ведет себя мать - прилично или нет, надо ее копировать или нет. Родители в первые годы жизни ребенка - самые важные, самые значительные для него люди, а значит, все, что они делают и то, как они это делают, - правильно и достойно повторения.

Преврати неловкость в шутку

Нередко родители испытывают неловкость за детей, которые, по их мнению, ведут себя с незнакомыми людьми неправильно: либо грубят, либо излишне теряются. Взрослые должны понять: ошибки в поведении ребенка - это нормальное явление, это познание жизни и накопление опыта. Ни ребенок, ни вы перед чужим человеком ни в чем не виноваты. Улыбнитесь, извинитесь, сгладьте неприятный момент шуткой и забудьте о неловкости. Не стоит злиться на малыша и пытаться оправдаться перед незнакомцем за плохое поведение ребенка. Не надо ребенка тут же при всех ругать и требовать извинений. Малыш не поймет, почему он не прав, но испугается, что огорчил родителей. Посторонний человек исчезнет из вашей жизни через несколько минут, забыв о происшествии, а ребенка "прилюдное воспитание" может травмировать. Дети в большинстве своем - ранимы и сверхэмоциональны, и относится к ним надо чутко и бережно.

Смотри в оба

Разобраться, кто из окружающих опасен, а кто - всего лишь доброжелательный общительный прохожий, сложно не только малышам, но взрослым. Следовательно, необходимо грамотно выбирать места для игр, прогулок и общения. Игровая площадка должна быть по возможности открытой, чтобы можно было, не мешая детям, постоянно удерживать их в поле зрения. У ребенка не должно быть возможности куда-то убежать, увидев что-то интересное, и потеряться или спрятаться от вас.

Бумажка - в кармашке

Но как бы мы ни были бдительны, дети обладают удивительной особенностью "исчезать". Вот, только что вы вели его за руку, не секунду отвернулись, отвлеклись - и ребенок уже растворился в толпе. Разминуться с малышом можно и на прогулке, и в магазине, и в метро - в любом людном месте. Оставшись один, ребенок может испугаться, растеряться и забыть всю информацию о себе. Поэтому нелишне будет с изнаночной стороны одежды, в которой ребенок гуляет, пришить метку. Можно даже в потайной карманчик положить записку с указанием фамилии, имени и отчествам малыша, данных родителей и номеров контактных телефонов. Такую "памятку" можно завести, когда малыш начнет уверенно ходить, бегать и прятаться.

Инструктаж хорошо, но игра лучше

Записка - это всего лишь подстраховка на тот случай, если ребенок растеряется. Минимальную информацию о себе малыш должен знать наизусть. И уметь ее четко произносить, но не всем, кто его об этом попросит, а только доверенным близким людям. В три года ребенок должен знать свое имя, фамилию, адрес и домашний телефон. Хорошо с ребенком заранее обговорить, а лучше проиграть ситуации, в которых он может оказаться один, без родителей. Обычные словесные инструкции ребенок может воспринимать с трудом и быстрее их забывает. Дошкольнику понятнее язык игры, и информация, преподнесенная в игровой форме, усваивается им быстрее и надежнее. Готовить малыша к подстерегающим опасностям в городе лучше отцу, если таковой имеется, - он менее эмоционален и более логичен, тогда ребенок будет спокойнее и увереннее себя чувствовать.
1. Не носись, как мяч, а погромче плачь!
Если ребенок понял, что потерялся, в первую очередь, он должен сказать себе "стоп" и остановится. Теперь, оставаясь на одном месте, можно начинать звать родителей. Самая распространенная ошибка, усугубляющая положение растерянного, перепуганного ребенка - тихие слезы и хаотичный бег в поиске родителей.
2. Туда ходи…
Если на зов ребенка родители не явились, он должен обратиться к кому-нибудь из официальных лиц. Самый идеальный вариант - это, конечно, милиционер. Поэтому в первую очередь ребенок должен искать человека в форме. Как можно раньше научите малыша отличать военных - по погонам, головному убору и т. д. В парке нужно прямехонько бежать к человеку, который заведует каруселями. В метро - к дежурному у эскалатора или на платформе. В магазине - к продавцу или кассиру. На железнодорожном вокзале или в аэропорту - опять-таки к человеку в форме. Эти люди находятся в данный момент на работе, их опасаться не стоит.
eb7884-004.jpgЕсли ребенок потерялся в магазине, ему необходимо подойти к администратору, кассиру или продавцу (как правило, у них на груди есть карточка-бейджик с именем) и объяснить, что случилось. Если ребенок потерялся на улице - ему необходимо зайти в любое ближайшее учреждение, например в аптеку (дети хорошо узнают ее по зеленому кресту), в магазин, кинотеатр. Если ребенок не умеет читать, ориентирами для него могут служить красочные афишы. Хорошо узнаваемы сберкассы, где сразу при входе можно увидеть охранника в форме и обратиться к нему. Гуляя с ребенком по городу, играйте с ним, подмечая и узнавая отличительные признаки разных учреждений.
3. Сюда не ходи….
Заблудившись, ребенок не должен заходить в неизвестные ему дома, квартиры. Не учите его обращаться к незнакомым прохожим или к покупателям в магазине. Если люди, которых он видит впервые, хотят отвести его домой, уверяя, что знают, где он живет, и что они знакомы с его родителями, обещают подарки и развлечения, ребенок должен встать как вкопанный и кричать: "Я буду стоять здесь и ждать своих родителей!" При попытках его увести, научите его кричать: "Меня хотят украсть! Я вас не знаю" Если малыша уводят насильно или увозят на машине, он должен выкрикивать информацию о себе и родителях - имена, телефон, адрес. Если окружающие не успеют освободить ребенка, то по крайней мере будут обладать этой информацией, возможно, запомнят приметы похитителей или номер их машины.
4. Ты пошла направо, я пошел налево
Если вы разминулись с ребенком в транспорте, например он поехал на поезде (на автобусе), а вы остались на платформе (остановке), он должен выйти на следующей же станции (остановке) и ожидать вашего появления. Если получилось наоборот, и вы вошли в транспорт, а ребенок не успел, он должен вас ожидать - там же, где и остался, зная, что вы за ним обязательно вернетесь.
5. Не дразните преступника
Для того чтобы ваш ребенок не привлекал внимание преступников, не одевайте на него явные предметы роскоши: дорогие шубы, украшения. Не давайте малышу дорогие мобильные телефоны и деньги. Это не значит, что ваш ребенок должен ходить серым и незаметным. Вы можете надеть на него модную, удобную одежду, но не кричащую о вашем благосостоянии и не провоцирующую злоумышленников на ограбление или киндепинг.
Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, испытывать доверие к вам, знать, что сможет обсудить с вами любое происшествие, случившимся с ним, не боясь быть отруганным или осмеянным. Ни в коем случае не браните потерявшегося малыша. Он напуган не меньше вашего. Внимательно выслушайте его и не давайте оценок типа: "Ах ты, растяпа!" или "Какой же ты несообразительный". Когда малыш успокоится, попробуйте с ним обсудить произошедшее. А потом "переиграйте" ситуацию таким образом, чтобы события - неожиданная потеря и поиск родителей - развивались по нужному, отработанному сценарию. Это поможет ребенку в похожих обстоятельствах действовать эффективнее и избегать опасности.

Проверьте себя и своего малыша

Правильная реакция на поведение незнакомых людей

Если ребенка хвалят, ребенку достаточно улыбнуться, а маме -поблагодарить за комплимент. Если внимание к ребенку повышенное, вас это должно насторожить. Лучше увести ребенка.
Если ребенку, мама которого находится неподалеку, дают нелепый совет, ребенку следует ответить: «Я сделаю так, как скажет моя мама, она здесь».
Если маме дают нелепый совет, мама отвечает: «Спасибо, вы очень любезны, я подумаю об этом», и уходит.
Если к ребенку, мама которого находится неподалеку, обращаются с адекватным советом или просьбой, маме следует оценить необходимость действий, о которых просит незнакомец, и в случае согласия дать ребенку одобряющий сигнал.
Если к маме обращаются с адекватным советом или просьбой, маме следует ответить: «Спасибо, вы очень наблюдательны, пожалуй, я так и сделаю».
Если ребенку, мама которого находится неподалеку, предлагают куда-то пойти, ребенку следует ответить: «Вон моя мама, спросите у нее» и громко позвать маму.
Если ребенок только что потерялся, ребенок должен стоять на месте и громко звать родителей.
Если потерявшемуся ребенку предлагают пойти искать родителей, ребенок должен уверенно сказать: «Я буду стоять здесь и ждать родителей».
Если ребенка пытаются насильно увести, ребенку следует обратить на себя внимание окружающих криками: «Меня хотят украсть! Я не знаю этих людей, вызовите милицию!»

Как научить ребенка не доверять незнакомцам и стоит ли это делать?

Ребенок должен понимать одну простую и вполне объективную вещь: есть люди добрые и люди злые, а от вторых нужно держаться в стороне. Вот и все.
Впрочем, эту истину ребенок постепенно постигает и сам, нужно просто сделать ее четкой в его сознании. Ребенок видит добро и зло практически в любой сказке, можно просто акцентировать на этом его внимание, говоря о том, что так же обстоят дела и в нашем реальном мире.
Вовсе не нужно нагружать маленького ребенка подробностями о маньяках-педофилах и торговцах органами. А вот подростку иногда не помешает дать почитать рубрику «Криминал» в газете: ведь в этом возрасте мнение родителей перестает быть безусловным авторитетом, склонность к риску возрастает, а значит, по-настоящему насторожить ребенка будет не так-то легко.
Остановимся подробнее на том, что нужно сделать, чтобы обезопасить ребенка от контактов с недобросовестными людьми.
Дети в возрасте 2-3 лет обычно очень общительны: видя улыбающегося взрослого, они готовы подойти и общаться с ним. А уж за обещание вкусной конфеты или дорогой игрушки...
Итак, что родители должны сделать, кроме обсуждения с ребенком абстрактных вопросов о добре и зле? Очень важно жестко установить правила относительно незнакомцев и следить за их выполнением. В первую очередь, четко обозначьте для ребенка границу «свой-чужой». Объясните ребенку: чужой – это любой человек, которого он не знает. Независимо от того, как он себя ведет, кем себя представляет и т.д.
Во-вторых, обговорите жесткое правило: прежде чем общаться с чужим человеком, нужно спросить разрешения у мамы (папы, бабушки – обозначьте круг лиц). Важно строго следить за этим правилом. Даже если вы сами знаете человека, а ребенок видит его в первый раз, следите за тем, чтобы ребенок спрашивал разрешения, прежде чем пойти куда-то с ним, прежде чем взять подарок. Каким бы это не казалось излишним. Иначе ребенок не воспримет это как настоящее правило.
Не помешает провести и парочку обучающих экспериментов, чтобы проверить усвоение этого правила. Для этого нужно лишь маме или папе договориться со своим знакомым, которого ребенок не знает, чтобы он попробовалпознакомиться с малышом, пригласить его пойти с собой. После эксперимента, конечно, нужно разобрать с ребенком его реакцию.
Почему нужно действовать с помощью таких жестких правил? Все очень просто. И вы даже можете пояснить это чуть подросшему ребенку. Дело в том, что у маленького ребенка еще нет достаточной возможности различить «злого» и «доброго» человека. Единственный критерий, данный каждому практически с рождения – это улыбка, младенец воспринимает улыбающегося человека как «доброго». Увы, этот критерий слишком ненадежен.
Итак, пока ребенок не владеет механизмами эмпатии и понимания людей, пока не набрал соответствующего опыта, ему придется опираться на родительский.
А лет с 6-7 можно начинать учить ребенка разбираться в людях. Как? Тут уж каждый родитель будет передавать собственный опыт. Обсуждая жизненные ситуации, анализируя героев детских фильмов. Тогда можно будет постепенно отказаться от жестких правил, заменив их более гибкими.
И вот еще. Нужно не забывать и о том, чтобы учить ребенка получать настоящее удовольствие от общения с близкими людьми, друзьями.

Источник: Журнал "Мама и малыш", №08, 2004, Shkolazhizni.ru


Теги: воспитание
Число голосов:  4

Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 

Информация с сайта "Мама для мам" mam2mam.ru