Существуют определенные специалистами нормы физического развития малыша. Они очень условны, у каждого ребенка свой индивидуальный темп развития. И не стоит расстраиваться, если ваш кроха по каким-то параметрам «не дотягивает». Но знать их необходимо для того, чтобы в играх уделять внимание «слабому звену», не требовать от крохи непосильных по возрасту умений и вовремя приступать к развитию того или иного навыка. Опираясь на эти нормы, можно даже без всяких умных книжек придумывать спортивные игры для своего ребенка, используя в них необходимые элементы.
Каждой маме и каждому папе хорошо известно, что физические упражнения влияют на работу всех органов и систем. Нет такого органа, возможности которого не изменялись бы под воздействием физической нагрузки. Спортивные занятия улучшают обмен веществ, состав крови, тренируют сердечно-сосудистую систему, повышают иммунитет.
Но не все родители знают, что физическое развитие малыша нераздельно связано еще и с его интеллектуальным развитием. Чем лучше ребенок умеет бегать, прыгать, лазить, тем быстрее и гармоничнее развивается его мозг. Движение – это практически единственная деятельность, которая одновременно заставляет работать и левое, и правое полушарие головного мозга. Поэтому важно не только как можно раньше приобщать малыша к физическим упражнениям, но и стремиться, чтобы спортивные занятия были для него источником радости и удовольствия и ни в коем случае – принуждением. Попробуйте приучить малыша к ежедневной утренней зарядке. Не секрет, что далеко не все из нас делают ее по утрам. И в том, пожалуй, «заслуга» наших родителей. Но если уделять всего 7-10 минут (а больше пока и не надо!) утренней разминке вместе с малышом и делать это регулярно, такая ежедневная нагрузка станет для ребенка привычной и естественной. Он просто не сможет без нее обходиться. Точно так же, как без утреннего умывания и чистки зубов.
В силу возраста кроха еще не поймет ваши увещевания, что утренняя зарядка полезна для здоровья. Будет неверным поставить ребенка рядом с собой и требовать выполнения каких-то упражнений. Конечно, малыши любят во всем подражать родителям. И пару раз кроха выполнит вместе с вами немудреные упражнения. Но на третий раз ему станет просто скучно. Поэтому любые занятия с малышом, в том числе и спортивные, имеет смысл проводить в веселой игровой форме. И всякий раз вносить в них что-нибудь новое. Кстати, если ваше утро так сильно загружено бытовыми и иными делами, что не остается времени на зарядку, ее вполне можно перенести на более позднее время. Занимаясь с малышом, вы и сами получите заряд бодрости и веселья на весь день. А ведь можно параллельно и посерьезнее упражнения делать – для себя. Тогда зарядка принесет несомненную пользу и вашему здоровью. Ну что, начали?
Для малышей, которые едва научились ходить, подойдут игры и упражнения, помогающие совершенствоваться в этом непростом деле. Покажите крохе разные виды ходьбы, и пусть он повторяет за вами. Вот идет верблюд, медленно и важно выбрасывая ноги вперед, вот скачет лошадка, высоко поднимая колени, вот крадется на носочках хитрая лисичка, вот вразвалочку топает увалень-медведь. А теперь поскакал зайка, а за ним пятится спиной вперед маленький крабик. А вот бабочка закружила над цветочками, весело размахивая крылышками. Старайтесь обыгрывать любое упражнение, увлекая кроху собственным примером. Учите ребенка ходить на носках и на пяточках, на внутренней и внешней стороне стопы. Все это будет получаться далеко не сразу. Но это не повод для беспокойства. Кроха совсем немного подрастет, и у него обязательно все получится.
Малыши любят различные игровые стишки и песенки. Вы наверняка и сами знаете немало таких игр. Например, «Баба сеяла горох» или «Шел король по лесу…». И даже если часть слов забылась, их можно по ходу игры придумать заново. Главное, чтобы было весело. Вот один такой стишок – «Заинька».
Заинька, походи,
Серенький, походи,
Вот так, вот сяк,
Походи…
Дальше вместо слова «походи» в каждом новом четверостишии добавляем: подбодрись, побеги, топни ножкой, поскачи, повернись, приседай, попляши, хлопни ручкой, поклонись и т.д. Хорошо, если вы будете не просто рассказывать стишок, а напевать. Такие игры помогают малышу лучше понимать речь взрослых, выполнять действия по команде, развивают чувство ритма и, конечно, способствуют физическому развитию. В них можно играть и дома, и во дворе, собрав вокруг себя в кружок маленьких «заинек».
Вообще, любые упражнения с детишками здорово делать под подходящие стишки. Будет очень кстати веселая музыка: детские песенки, мелодии из мультфильмов, танцевальные композиции для детей. И не забудьте несколько любимых игрушечных зверей приобщить к такому важному делу:
Вышли звери на зарядку,
Рассчитались по порядку.
Рядом с ними – ребятишки,
И девчонки, и мальчишки.
Упражнения начинаются,
Лапки кверху поднимаются.
Ну а мы поднимем ручки
Высоко, до самой тучки!
Вот идет мохнатый мишка,
Громко топает топтыжка.
Косолапому поможем,
Мы пройдем, как мишка, тоже.
Топ да топ, топ да топ
И в ладоши хлоп да хлоп!
Скачет зайка на лужайке
Мы попрыгаем, как зайка.
Ножки вместе, скок-поскок!
Веселей скачи, дружок!
Пчелки крылышками машут,
Над цветами дружно пляшут.
Ручки в стороны расставим,
Словно крылышки расправим.
Замахали, полетели
И как пчелки загудели:
Ж-ж-ж!
Вот копытца замелькали –
Это кони поскакали.
Пробежимся, как лошадки,
На носках, потом – на пятках.
Вот и кончилась зарядка!
До свидания, ребятки!
Если очень захотите,
Завтра снова приходите.
Сначала проговаривайте стишки, показывая малышу все необходимые действия: потянулись, потопали, поскакали, полетали, поклонились в конце. Увлеките кроху своим примером, для этого делайте все упражнения весело, с азартом. Очень скоро малыш запомнит незамысловатые строчки и те движения, которые нужно под них выполнять. Здорово! Кроме всего прочего, мы развиваем еще и память.
Вот еще пример такого игрового стишка.
Жил-был маленький гном (присели, встали),
С большим колпаком (вытянули руки вверх),
Он был путешественник-гном (руки на пояс, маршируем),
На лягушке он скакал:
Прыг-скок, ква-ква! (прыгаем)
И на стрекозе летал:
Ух, высоко! (машем ручками),
По ручью плыл в чайной чашке:
Буль-буль-буль! (плывем любым стилем),
Ездил он на черепашке:
Топ-топ-топ! (руки на поясе, топаем на месте)
И, протопав все тропинки,
Он качался в паутинке:
Баю-бай! (качаемся из стороны в сторону).
Утро придет (руки вверх, в стороны, вниз),
Гном опять в поход пойдет! (спокойно ходим по комнате)
(О. Колпакова)
Можно проводить зарядку и так. Рассказываем малышу сказку собственного сочинения и одновременно делаем упражнения. «Жил был маленький котенок. Вот он проснулся, потянулся (стоя на четвереньках, прогибаем спинку, а затем выгибаем). Мама спросила котенка: «Ты больше не хочешь спать?» «Нет-нет» (разминаем шейку, делая движение » «нет-нет»). «А может, ты пойдешь гулять?» «Да-да». (делаем соответствующие движения головой). Отправился котенок гулять. Сначала он шел медленно, потом пошел чуть быстрее, а потом решил пробежаться. Прибежал котенок на луг, а там бабочки летают (бегаем и машем ручками), кузнечики скачут (прыгаем), ящерицы ползают (ползем или ходим на четвереньках). Потом котенок отправился в лес. А там ягоды да грибы растут (наклоны вперед), деревья стоят высокие-высокие (лежим на спине и поднимаем вверх ножки). Встретил котенок косолапого мишку и решил попробовать ходить как он (ходим на внешней и внутренней стороне стопы), а потом увидел, как бегает рыжая лисичка, и тоже захотел так научиться (ходим и бегаем на носочках). А на дереве пушистая белочка зарядку делает – приседает. И котенку захотелось так же сделать (приседаем). Хорошо погулял котенок, устал. Прибежал домой и улегся отдыхать (ложимся на пол, расслабляемся, отдыхаем).» Молодцы!
Чем старше становится малыш, тем более сложные упражнения он может выполнять. Но не переусердствуйте. Для начала повторяйте каждое упражнение по 2-4 раза. Упражнения должны даваться крохе легко, делаться с удовольствием, а темп и количество повторений увеличивайте постепенно. Время от времени меняйте упражнения, чтобы малышу не стало скучно. И, конечно, не забывайте об игровом моменте. Вот пример утренней зарядки для малыша 2,5-3 лет.
Веселая прогулка. Энергично ходим с малышом по кругу и напеваем веселую песенку. Продолжаем движение на носочках, на пяточках. Затем немного пробежимся.
Здравствуй, солнышко! Ножки вместе, ручки со сжатыми кулачками в стороны. Через стороны поднимаем ручки вверх и хорошенько тянемся навстречу солнышку.
На носочки встанем,
Солнышко достанем.
До пяти считаем,
Руки поднимаем.
Маленькие боксеры. Ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулак. Поочередно выбрасываем руки вперед. Расскажите малышу, что так тренируются боксеры, чтобы быть сильными.
Тик-так, часики. Ножки вместе, ручки на поясе. Наклоняем туловище вправо и влево, приговаривая: тик-так, тик-так.
Деревце растет. Руки на поясе. Приседаем, поднимая ручки вверх, затем встаем – ручки на пояс. При этом можно приговаривать: деревце маленькое, а теперь растет-растет-растет…
Веселый зайчишка. Прыгаем, как зайка, сначала на двух ногах, а затем, если получится, поочередно на правой и на левой.
Нюхаем цветочки. Спокойно ходим по комнате, дышим медленно и глубоко, как будто вдыхаем аромат цветка.
А вот зарядка «Самолетик».
Самолет взлетает: ходим по комнате, затем бегаем и снова переходим на ходьбу. Все это проделываем с расставленными в сторону руками-крыльями.
Самолет летит: медленно поднимаем руки в стороны, затем опускаем с выдохом: ж-ж-ж.
Самолет раскачивается: наклоны туловища в стороны.
Самолет приземляется: приседания.
Самолет приземлился: стали на четвереньки, подняли правую ручку-крыло, посмотрели на нее, затем то же самое проделываем с левым крылом.
Самолет опять полетел: бег по комнате.
Самолет пошел на посадку: спокойная ходьба.
Летчик вышел из кабины: потянулись, глубоко подышали.
При желании, самолетик легко превращается в пчелку, которая взлетает, машет крылышками, садится на цветочки и летит дальше.
Кроме утренней зарядки, можно придумать еще множество возможностей, чтобы малыш смог порезвиться. Особенно это актуально зимой, когда на улице в мороз и в теплой одежде не очень-то побегаешь. Устройте для крохи «полосу препятствий» из подручных средств. Это, во-первых, весело, во-вторых, несложно, а в третьих, поможет вам отработать все необходимые по возрасту навыки и умения. Итак, начнем с прыжков.
Прыгаем. Для того чтобы вдоволь попрыгать, приготовим на нашей полосе препятствий специальные приспособления. Так, вырезанные из зеленой бумаги кружочки превратятся в кочки на болоте, если вы с малышом изображаете лягушек, а белые куски картона неправильной формы будут льдинами, если сегодня вы – антарктические пингвины. С кочки на кочку можно перешагивать, перепрыгивать двумя ногами, скакать поочередно то на правой, то на левой ножке. Для самых маленьких прыгунов «кочки» расположите совсем близко друг к другу. Во время прыжков приговаривайте что-нибудь вроде:
Мы – зеленые лягушки,
Резво скачем на опушке.
Мы – веселые пингвины.
Любим мы скакать по льдинам.
Подобные стишки можно придумывать буквально «на ходу». И не беда, если рифма и размер будут «хромать». Можно и вовсе без рифмы. Любое ваше творчество малыш воспримет на «ура». Добавьте перепрыгивание через небольшие препятствия (через положенную на пол книгу), спрыгивание с небольшой высоты (все с той же толстой книги), а позже и запрыгивание на нее.
Ходим и бегаем. Предложите малышу побегать от одной стены к другой. Пусть он будет, скажем, автомобильчиком или маленькой лошадкой, которые перевозят пассажиров. Малыш берет игрушку, бежит в другой конец комнаты, оставляет там «пассажира» и возвращается за следующим. Для ребятишек постарше задачу усложняем. На пути у нас появляется преграда – мост через реку. Его роль сыграет лента, по которой нужно постараться пройти, не наступая на пол, полоска бумаги, дорожка из кубиков, доска. На дороге можно расстелить жесткий массажный коврик. Тогда, бегая туда-сюда, малыш будет всякий раз наступать на него, тем самым, стимулируя нервные окончания на подошвах. Понятно, что делать это нужно босиком. Если у вас в хозяйстве отыщется пара маленьких пластмассовых тазиков или мисок, они превратятся в неимоверно полезный тренажер. На них (в перевернутом виде) можно взбираться (ну-ка, поднимемся на холмик), спрыгивать с них, перешагивать с одного «холмика» на другой (начинайте с 10 см и постепенно увеличивайте расстояние). Очень полезно бегать с малышом змейкой, огибая расставленные по комнате стулья или кегли (их заменят пластиковые бутылки), проходить по коридору из кеглей, двигаться спиной вперед и с закрытыми глазами. Все это отлично развивает координацию движений, чувство равновесия.
Ползаем. Ползание – очень полезный навык, развивающий силу, ловкость, координацию движений, укрепляющий мышцы и позвоночник. Ползать можно просто по полу, изображая змею, а можно построить всякие препятствия: «норки», «тоннели», «пещеры». Замечательный тоннель получится, если поставить в ряд несколько стульев или табуретов. Можно свернуть рулоном туристский коврик или сделать узкое «ущелье» из диванных подушек. Здесь даже можно особо ничего не обыгрывать. Малыши просто обожают проползать через подобные сооружения. Пусть малыш потренируется ползать как вперед, так и назад. Научите кроху ходить на руках: мама держит малыша за ноги, а малыш перебирает ручками по полу. Для начала достаточно всего нескольких «шажочков». А еще очень полезно ходить и бегать одновременно на четырех конечностях. Не на четвереньках, а на прямых руках и ногах. Попробуйте, это не только полезно, но и очень весело!
Самое лучшее для развития выносливости крохи – это как можно больше с ним ходить. И если у вас нет необходимости быстро куда-нибудь добраться, оставляйте коляску дома и отправляйтесь на пешую прогулку. Но даже когда вы идете по каким-то своим делам, используйте любую возможность, чтобы малыш смог потренироваться в ловкости. Например, поиграйте в «догонялки». Сначала убегает малыш, а мама догоняет и обнимает его, а потом кроха ловит маму. «Побежали к дереву!» – говорит мама и увлекает ребенка к ближайшему дереву. «А теперь ты сам беги вон к тому кусту!». Так, короткими перебежками, можно преодолевать большие расстояния. Если ваш путь лежит не вдоль оживленной дороги, а через дворы, используйте бордюр тротуара в качестве тренажера, позволяя малышу идти по нему. Сначала кроха будет держать вас за руку, а потом сам научится сохранять равновесие. Очищенная от снега тротуарная плитка тоже пойдет в ход. По ней можно прыгать одной или двумя ногами, не наступая или, наоборот, наступая на стыки. Если у вас на пути лежит ветка или бумажка – перешагивайте или перепрыгивайте через нее, если увидите скамейку – постарайтесь через нее перелезть. Веселое развлечение для крох – игра с собственной тенью. С ней вместе можно побегать или попробовать наступить на нее…
Одним словом, возможностей для нескучного и гармоничного физического развития крохи великое множество. Всего лишь капелька маминой фантазии, совсем чуть-чуть выдумки принесут неоценимую пользу для здоровья сына или дочурки.
Юлия Ильяшенко
Источник: http://www.2mm.ru
Мишка лапки опусти
Мишка, Мишка покружись
А потом земли коснись
И животик свой потри
Раз, два, три - раз, два, три!
Мы топаем ногами,
Топ-топ-топ!
Мы хлопаем руками,
Хлоп-хлоп-хлоп!
Качаем головой,
И вертим головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем
И бегаем кругом.
***
Взрослый ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два,
По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам…
В яму — бух!
При словах «По ровненькой дорожке» дети идут шагом.
На слова «По камешкам, по камешкам» — прыжки на двух ногах, слегка продвигаясь вперед.
На слова «В яму — бух!» присаживаются на корточки. « Вылезли из ямы», — дети поднимаются.
Взрослый снова повторяет стихотворение. После нескольких повторений он произносит другой текст:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке.
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом —
Здесь мы живем.
По окончании текста малыши бегут в «дом» (заранее договариваются, где будет дом — на диване, стуле и т.д.).
Примечания: Движения можно разнообразить, но они должны соответствовать тексту стихотворения (например, перепрыгивать по камешкам с одной ноги на другую или на одной ноге и т.п.). Можно удлинять или укорачивать двигательное задание, повторяя каждую строчку стихотворения большее или меньшее число раз.
***
(игра с пением, слова и музыка народные)
Взрослый поет песенку и показывает детям движения.
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так топни ножкой!
Вот так топни ножкой!
(Дети топают ножками, руки на поясе.)
Заинька, бей в ладоши,
Серенький, бей в ладоши,
Вот так бей в ладоши! (2 раза)
(Дети хлопают в ладоши.)
Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Вот так повернись! (2 раза)
(Дети поворачиваются 1–2 раза. Руки на поясе.)
Заинька, попляши
Серенький, попляши,
Вот так попляши! (2 раза)
(Дети подпрыгивают на двух ногах кто как может).
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись,
Вот так поклонись! (2 раза)
(Дети наклоняются, разводя руки в стороны.)
Когда малыш запомнит все слова, дайте ему возможность выступить «соло».
***
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
***
Прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
(Энергичные движения плечами).
Стоп! Сели.
Травушку покушали.
Тишину послушали.
(Приседания)
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко!
(Прыжки на месте)
***
Спал цветок
(исходное положение: присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками)
И вдруг проснулся.
(поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела)Все играющие образуют круг. Выбранный зайкой становится в середину. Дети произносят:
Зайка серый умывается,
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик,
Вымыл ротик,
Вымыл ухо,
Вытер сухо!
Зайка проделывает движения в соответствии с текстом. Затем он скачет на двух ногах к кому-нибудь из детей. Тот, к кому подойдет зайка, прыжками отправляется на середину круга. Игра повторяется 5–6 раз.
Примечание: В кругу могут находиться и несколько заек — 4–5. Они одновременно выполняют игровое задание.
***
Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине круга сидит ребенок — «кабачок». Дети идут по кругу и хором говорят:
Кабачок, кабачок,
Тоненькие ножки,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставим,
Танцевать заставим.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
«Кабачок» танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится «кабачком». Игра повторяется несколько раз.
***
Малыши не терпят скуки, поэтому занятия спортом для самых маленьких должны быть не только полезными, но и веселыми. Очень интересно, например, во время зарядки представлять разных животных. Я предлагаю примерный сценарий такой зарядки. Эта веселая зарядка предназначена для малышей 2-5 лет.
Лучше, если малыш будет заниматься вместе с мамой или папой — вместе веселей и "путешествовать", и заниматься спортом. Главное — не переутомлять ребенка, учитывать его возраст и физическое развитие, а также постоянно проявлять фантазию и энтузиазм. Наверняка после нескольких занятий вы придумаете свои упражнения, имитирующие других животных. А может, малыш придумает их сам!
Итак, поехали!
Для начала отправимся в наш родной российский лес. Какое животное там наверняка можно встретить? Ну конечно, "Зайчика"! Предложите малышу показать зайчика. "Зайчик" прыгает стоя, на слегка согнутых лапах. Ручками малыш может показывать то ушки, то передние лапки. Пусть малыш сделает 10-20 прыжков.
Лучший друг зайчика — "Белочка". Она тоже очень прыгучая, но прыгает не так, как зайчик, а в сидячем положении. Малыш может помогать себе руками, опираясь ими на пол.
Еще в лесу можно встретить "Дикого гуся". Гуси не очень хорошо летают, зато любят ходить вперевалку. Пусть малыш присядет, держа руки на поясе, и в таком положении попробует шагать, переваливаясь, по комнате.
Все три упражнения полезны для развития мышц ног.
Следующая цель нашего веселого зоопутешествия — Северный полюс. Там живет неповоротливый "Тюлень". Для выполнения этого упражнения нужно лечь набок, вытянуть ноги и, чуть-чуть приподняв их, похлопать ступнями — "ластами". Упражнение хорошо развивает мышцы икр и бедер.
Еще на полюсе можно повстречать "Белого медведя". Он ходит на четырех лапах, поэтому предложите малышу походить немного на руках и ногах. Упражнение хорошо развивает мышцы рук и ног, а также координацию движений.
С холодного Северного полюса отправляемся прямиком в жаркую Африку. Там обитает много интересных животных, но больше всего малышам нравится, наверное, "Слон". Слон, как и медведь, ходит на четырех лапах, но при этом у него должен быть хобот. Поэтому ходить придется на трех "лапах", а свободной рукой показывать хобот. Это более сложное упражнение, чем "Медведь", оно хорошо развивает мышцы рук, поскольку нагрузка на занятую руку увеличивается примерно вдвое.
Кроме слона в Африке можно увидеть "Суслика". Это очень пугливое животное, оно все время прячется за земляными холмиками и высокой травой. Чтобы "спрятаться", нужно все время приседать. Предложите малышу поставить руки на пояс и 10 раз поочередно присесть и встать. Упражнение полезно для мышц ног.
В Африке можно встретить и "Жирафа". Это самое высокое животное на свете. Поэтому для выполнения упражнения нужно встать на цыпочки, руки поднять вверх и постараться вытянуться как можно выше. В высшей точке глубоко вдохнем и замрем на несколько секунд, а затем выдохнем и расслабим мышцы. Это упражнение на растяжку и релаксацию.
После сухой и жаркой Африки неплохо немного погулять по прохладным и влажным болотам. Там живут в основном пресмыкающиеся, поэтому придется немного поползать. Например, как "Змейка". Для выполнения упражнения нужно лечь на пол и попробовать проползти небольшое расстояние, извиваясь всем телом, без помощи рук и ног. Это упражнение хорошо развивает гибкость.
Подружка змейки — юркая "Ящерка". Она ползает чуть-чуть иначе, чем змейка. Чтобы показать ящерку, нужно ползти, опираясь на локти рук. Поэтому упражнение способствует развитию мышц рук и укреплению позвоночника.
Еще на болоте живет "Цапля". Она очень любит стоять на одной ноге. Для выполнения упражнения "Цапля" нужно согнуть одну ногу в колене и опереться ступней этой ноги на боковую коленную область другой ноги. Постарайтесь удерживать равновесие в течение минуты, затем поменяйте позицию ног. Данное упражнение способствует развитию равновесия и координации движений.
После долго путешествия возвращаемся домой. Кто там может нас ждать? Ну, конечно же, любимая домашняя "Кошка"! Кошка очень гибкая, любит выгибать спинку. Поэтому можно сделать такое упражнение. Встаньте на четвереньки, опираясь на пол ладонями и коленями. Слегка подавшись назад, наклонитесь грудью к полу, стараясь выгнуть спину, как кошка. Затем поднимите верхнюю часть тела, еще больше выгибаясь в спине, и вернитесь в исходное положение. Упражнение полезно для укрепления мышц спины и развития гибкости.
Вот и подошло к концу наше "Веселое зоопутешествие". За время зарядки кроха наверняка разгорячился и, может быть, даже слегка вспотел. Поэтому самое время перейти к водным процедурам, например, принять ванну, где малыш может, играя и плескаясь, изображать забавного "Дельфинчика". Бегом в ванную!
Источник: http://www.ourbaby.ru
Информация с сайта "Мама для мам" mam2mam.ru