По сути, всё самое лучшее в этой жизни сводится к одному: к отношениям с окружающими.
А способность строить эти отношения закладывается в детстве. И самую важную роль в этом процессе играют взрослые, окружающие малыша.
В первые две недели после рождения малыш не нуждается в общении как таковом. Ему нужна еда, сухие пелёнки и удобное местечко для сна. Поэтому все его крики и случайные улыбки (психологи называют их «гастрическими») никому не предназначены.
Однако уже в это время пора начинать ... обучение общению!
Чтобы заложить основы будущего успеха малыша в общении с окружающими, необходимо:
Именно то, что для мамы любые проявления ребенка очень важны, и она рассматривает их как сигналы (бежит на плач, устраняет причину недовольства, а, главное, разговаривает с ним так, как будто он уже её понимает), и является ключевым моментом для развития малыша. Благодаря этому «авансу» близкие малыша вскоре получают ценный приз - первую улыбку, предназначенную не тёплому одеялу или вкусному молоку, а им самим.
Постарайтесь не позволить усталости и послеродовой депрессии отнять у малыша возможность общения с вами. Больше отдыхайте и не отказывайтесь от помощи родственников и друзей, а при необходимости обратитесь к специалистам.
Когда малыш начнет получать удовольствие от общения и выражать его активными движениями - гулением и улыбками, - важно отвечать ему «взаимностью».
Интересно то, что чем пассивнее взрослый, тем активнее действует малыш. Всё как в «настоящем» общении, когда необходимо привлечь внимание собеседника и удержать его.
Внимание - главное, что нужно малышу в первые полгода жизни. И совершенно не важно, положительное оно или отрицательное: даже в ответ на упрёк или раздражённое высказывание в его адрес малыш расцветает улыбкой и радостно приветствует взрослого.
В это время в отношениях ребёнка и близких ему взрослых можно наблюдать «любовь в самом чистом виде» - и ребёнок, и взрослые ещё ничего не ждут и не требуют друг от друга, любят абсолютно бескорыстно, лишь за то, что существуют в этом мире.
Если эта ступенька «безусловной любви» пройдена успешно - малыш идёт дальше, постигая искусство общения.
После шести месяцев ребёнку уже мало одной лишь ласки и внимания.
Его начинают интересовать не только люди, но и окружающие предметы. Теперь взрослый для малыша - «деловой партнёр».
Показ предметов и игрушек, помощь в действиях с ними - вот главный повод для общения.
Малыш, ещё не умея говорить ни слова, уже начинает улавливать некоторые «технологии и приёмы общения».
Ваши задачи на этом этапе:
Если раньше ребёнок проявлял по отношению к взрослым исключительно положительные эмоции, то теперь, в «деловом мире», ярче проявляются отрицательные.
Эти изменения в характере малыша - определённый этап взросления, и нужно суметь изменить стиль общения с ним.
Важно помнить, что этот этап возникает только тогда, когда удовлетворена предыдущая потребность - в эмоциональном общении. В ином случае ребёнок ещё долго будет искать лишь ласки и эмоций.
Интересной особенностью малышей раннего возраста является то, что ребёнок способен говорить лишь о том, что он видит (или видел недавно).
Если вы посадите игрушечного медвежонка и попросите ребёнка сказать фразу «Мишка стоит» - малыш этого сделать не сможет.
Прелесть малышей в том, что они абсолютно непосредственны и совершенно не способны даже к самой безобидной лжи.
Именно в годовалом возрасте «на сцену» выходят другие дети: малыш начинает обращать на них внимание.
Вначале малыш интересуется другим ребёнком как новой игрушкой - трогает, изучает, наблюдает со стороны.
Но чуть позже между детьми складываются совершенно особые отношения, отличающиеся от отношений со взрослыми: дети ссорятся, шумят, бегают, принимают немыслимые позы и гримасничают.
Эти взаимоотношения, несмотря на кажущуюся бессмысленность, очень важны для развития ребенка: малыш проявляет свою самобытность и уникальность, словно убеждаясь в своём, «отдельном», существовании и способности налаживать контакты.
Первые уроки общения со сверстниками:
После трёх лет ребёнку становится недостаточно лишь внимания взрослого и совместной с ним деятельности. Ему теперь нужен источник знаний: он буквально засыпает взрослых вопросами.
Ещё одна особенность малышей 3-5 лет - острая потребность в настоящем уважении и искреннем одобрении взрослых. Если окружающие не удовлетворяют эту потребность - начинаются первые серьёзные проблемы во взаимоотношениях.
А к концу дошкольного детства ребёнок начинает активно интересоваться не только и не столько окружающим миром, сколько миром людей и их отношений.
Теперь ребёнок может разговаривать не только о том, что происходит здесь и сейчас (как в раннем возрасте), но и о том, что было, будет или могло быть - он фантазирует, философствует и размышляет на самые разные темы.
Уже к 4 годам гораздо более привлекательными «объектами для общения», чем взрослые, становятся сверстники.
Не удивляйтесь тому, что в общении со сверстниками ребёнок порой проявляет не самые лучшие качества: спорит, навязывает свою волю, приказывает, обманывает, притворяется.
Дело в том, что взрослый несёт для ребёнка культурно-нормированные образцы поведения, а сверстники по-прежнему остаются «тренировочной площадкой» для отработки коммуникативных навыков и свободного проявления себя.
Помогаем ребёнку стать мастером общения:
Учиться общению и умению строить гармоничные отношения с людьми можно всю жизнь.
Но самые главные ступеньки к мастерству в общении человек проходит в детстве, с помощью близких взрослых.
Удачи вам и вашему малышу на этом пути!
Автор: Ирина Семенихина
Источник: http://bibigosha.ru/
Информация с сайта "Мама для мам" mam2mam.ru