Согласно традиционной точке зрения рефлексы формируются в перинатальный период и в течение некоторого времени после рождения ребенка, после чего постепенно затухают и совершенно исчезают после 3 лет.
Нейрокинесиологи утверждают, что рефлексы никуда не исчезают, а "продолжают работать в союзе с высшими нервными образованиями, входя в их состав в качестве подчиненных инстанций, и передавая часть своих функций вверх, более молодым и новым центрам" (Л.С.Выгодский). Ведь если бы затух, например, рефлекс задержки дыхания, то при неожиданном попадании в воду человек мог захлебнуться, а при падении вперед не выставил мгновенно руки. Кроме того, работа рефлексов явно видна при поражении ЦНС в зрелом возрасте, кстати, на этом сновывается диагностика поражений нервной системы у грудничков - не исчезновение рефлексов
Таким образом, ряд ученых считает, что рефлексы не затухают, а интегрируются,т.е на их основе формируется наше дальнейшее развитие, они входят в нашу жизнь как основа движений.
Рефлексы - очень устойчивые формы поведения, но и они могут плохо работать, что приводит к затруднениям в тех формах поведения, для которых они являются базой. Если рефлекс в любой момент жизни стал связан с каким-либо стрессом (например, малыш падает, выставляя руки вперед, а мама вскрикивает или резко хватает малыша), то в мозгу возникает устойчивая негативная связь. Причиной нарушения работы рефлекса может стать отсутствие возможности его практиковать (малышу не дают ползать, хватать, тянуть в рот игрушки). В этом случае осуществление рефлекса и сложных форм поведения, базирующихся на нем, связано для человека со стрессом и большими энергозатратами (выброс адреналина, напряжение в мышцах, усиленное сердцебиение).
Мы часто сталкиваемся с тем, что дети устают в школе, из ниоткуда возникают проблемы с письмом и чтением, вниманием и логикой. А ведь никто не проверяет рефлексов первоклашек. На их работу могут негативно сказываться малоподвижный образ жизни, традиции обращения с детьми, постоянные стрессы родителей. Исправить положение не очень сложно, но тут требуется консультация нейрокинесиолога (в каком-то журнале видела, что в Калининграде тоже уже есть такой специалист).
Важный момент. Каждый рефлекс и его уровень интеграции напрямую влияет на наше психо-эмоциональное развитие.
Например, хватательный рефлекс. Сначала малыш учится хватать и удерживать, а позже отпускать взятое. На базе этого рефлекса формируются сложные формы поведения, связанные с удержанием и отпусканием предметов, людей, информации. Например, удержание столовых приборов, ручки при письме. Когда этот рефлекс связан со стрессом, ребенок стремится есть руками и не любит писать. Принятие, удержание и отпускание, доминирование и подчинение, построение отношений, партнерство, жадность и щедрость - связано с функционированием этого рефлекса.
Рефлекс опорности рук. При падении человека рука быстро выставляется в сторону наклона тела. Либо при быстром приближении предмета человек выставляет руки в сторону него (ставит блок). Нормальная работа рефлекса позволяет человеку не только страховать себя при падениях, но и сохранять свою позицию, отстаивать свое мнение, оттолкнуть что-то нежелательное для себя. При нарушении работы рефлекса человек может не чувствовать за собой права настаивать на своем, испытывая чувство вины, неуверенность.
Часть наших игр направлена в том числе на интеграцию рефлексов. На уровне движений проживая их многократно, рефлекс связывается с приятными эмоциями и ощущениями радости, включая его в более сложную деятельность.
Например, косим сено для лошади - интегрируем рефлекс опоры на руки, снимаем тревожность, повышенный контроль (человек учится доверять родителю в этой не очень удобной позе, когда обозрение окружающего и двигательная свобода ограничены), кроме того укрепляем спину и верхний плечевой пояс.
Крокодилы и туристы и каркодилы - интегрируем один из самых важных и сложных рефлексов, который показывает координацию и гармоничность работы всех основных связей тела и мозга. Таське сейчас очень нравится играть в крокодила или змею. Может быть, наверстывает упущенное - в свое время она почти совсем не ползала, а сразу встала на ноги и пошла...
На основе книги Эллы Глушковой "ДМШ до трех и так далее..."