Самое страшное, что мы можем сделать, обсуждая с ребёнком книжки, это оценивать его ответы.
Мы все задаём вопросы, но эти вопросы должны быть именно приглашающими к беседе, а не проверочными, вот в чем самая большая ошибка.
Хотите обсудить прочитанное? Спросите себя - а зачем?
Чтобы убедиться, что он все понял? А вы уверены, что ВЫ поняли все? А если вас проэкзаменовать? Вам понравится? Мне тоже - нет, я вежливо отвечу, что понимаю на своём уровне, и мне этого уровня достаточно, чтоб получать удовольствие от прочитанного.
Понимаете, я ставлю границу. И ребёнок её ставит, просто не так дипломатично. Например, прячется под стол или прикидывается дурачком. А может вообще отказываться от совместного чтения.
Ребёнок должен на 100% быть уверен, что совместное чтение - это удовольствие для него и для вас, и разговоры после чтения - это про удовольствие и желание поговорить. И ни про что больше.
Поэтому лучше коротко и ненавязчиво комментировать прочитанное, лучше прям по ходу чтения. Этим самым вы приглашаете и ребёнка комментировать.
"Вот это да! Какая хулиганка! - говорите вы с восхищением про Пеппи Длинныйчулок, - но ты так не делай, ладно?". "Бедный, как же ему было страшно, наверное, я бы не осмелилась пойти", - в ответ, скорее всего, вы услышите героические лозунги и готовность ринуться в бой.