- Как же ты громко кричишь?! или Да что ж это такое?!
можно волевым усилием научить себя говорить:
- Как же тебе больно, счастье моё!!! (У тебя, как давным давно у моего старшего сыночка, тоже животик болит!)
или
- Да как же тебе страшно/нелегко!
и тд.
Это не просто смена фразы. Это смена фокуса!
С крика, который всем неприятен, на чувства, на состояние близкого беспомощного человека.
Если мы все время при старших детях говорим о крике, а не его причине, то приглашаем детей сфокусировать внимание на том дискомфорте, который этот крик вызывает.
Если говорим о причине крика - учим детей фокусироваться не на своём дискомфорте, а на состоянии другого человека.
Если концентрация на крике - то "мама, он уже надоел! Мама, давай его выкинем/подарим! Пусть он исчезнет! Он мне мешает!"
Если фокус на состоянии, то возможны другие варианты - вопросы, например. И сочувствие. И попытки помочь. Попытки утешить.
А если добавлять:
- МЫ С ТОБОЙ! (Не "я", а именно МЫ!) Мы все рядом!
И далее говорить о том, как понятен его крик, то он СТАНЕТ понятен и детям вокруг.
Софью не раздражает крик Марьи. Он вызывает в старшей желание погладить младшую и сказать ей:
- Всё будет хорошо! И у меня так было. И прошло. И у тебя пройдёт! Мы все с тобой!
Потому что крик - это зов на помощь! Просьба о поддержке и заботе! А не громкий раздражающий звук.
Не все так просто, конечно. Но иногда мелочи помогают справляться с большими трудностями.
Автор: Вера Писаренко
Источник: