Увы! Правильного и единственного ответа, как ни прискорбно, не существует.
Хороший способ научить ребенка что-то делать самостоятельно (подчеркиваю, не единственный) - это с энтузиазмом начинать делать это с ребенком вместе, показывая, что и как нужно делать, и привнося в действия смысл (часто игровой) и позитивные эмоции, зарАжая и зарЯжая ребенка энергией.
Уместна аналогия с машиной: если бензобак пуст, машина не поедет. Если эмоциональный бак ребенка пуст - его ничего не двигает к действию.
Иногда бывает достаточным просто немного посидеть с ребенком вместе, обнять и поцеловать - и вот, он уже готов приниматься за дело.
Присоединяться нужно не вымученно, не со страдальческим лицом ("сколько можно тебе помогать"), а как капитан на корабле - "отдать швартовый!", "поднять паруса!", "берем губку, намыливаем тарелку!", "снимаем форму, отправляем ее на вешалку!", "заводим машинки в гараж - паркуемся!"
Когда глаза загораются и у родителя и у ребенка, когда интересно или даже весело - только в этом случае подключается воображение, а действие окрашивается положительными эмоциями. Его хочется делать и впоследствии ВОСПРОИЗВОДИТЬ.
Смысл многих наших требований ребенку НЕЯСЕН. Часто он их выполняет, либо подражая нам (стараясь быть на нас похожим), либо из-за хорошего к нам отношения, либо из-за страха понести наказание и страха быть нами отвергнутым.
Когда мы говорим ребенку "сделай это сам", мы ставим между собой и им невидимую стену. Ребенок ощущает себя отрезанным. Отрезанным от источника силы и поддержки. Вся его энергия за одну секунду уходит в песок. И после этого как-то подступиться и начать, а потом и направлять себя в ходе деятельности ребенку крайне тяжело.
В каком случае ребенка захватывает само действие? Или его приятно выполнять чисто физически, или оно наполнено для ребенка каким-то смыслом, необязательно тем, который видим мы. "Спасаемся от драконов", "идем в поход", "готовимся к балу", "идем как папа на работу" и т.п.
Если ребенок научился подключать воображение и осуществлять действия в реальном и фантазийном плане одновременно, можно рассчитывать, что в скором времени он научится наполнять особенным смыслом скучные РУТИННЫЕ дела, разукрашивать их в своем воображении разными красками и оживлять. И тогда он действительно сможет их выполнять САМ.
Давайте честно признаемся, нам же не нужен ребенок-робот, исполняющий домашние, школьные и прочие обязанности механически, или бездумно подчиняясь нашим приказам!
Для ребенка важен процесс, а для взрослого результат, поэтому отчасти мы живем на разных планетах.
Но если мы в игре и совместно с нашими детьми научимся подводить их к нужному результату - выиграют только обе стороны!
Автор: Елена Доценко, эксперт проекта Tender Bean
Источник: