Начала она своё знакомство со мной с фразы, которую я запомнила на всю жизнь: «Учёба - дело серьёзное! Мне пришлось приложить немало сил, чтобы научить дочь относиться к учёбе, как к своей работе. Меня раздражало, что дочь даже учёбу пыталась превратить в игру. Меня возмущают люди, которые легкомысленно относятся к своим обязанностям».
Вот на этой многообещающей ноте мы расстались с ней, так как дама не захотела начать работать над собой, будучи уверенной, что проблема в дочери, в её легкомысленном характере, который ей достался от бабушки.
Когда я спросила её, что она думает о людях, которые жизнерадостны и относятся к жизни, как к игре, то она категорично ответила: «Все эти люди скорее всего бездельники. Как можно беззаботно порхать по жизни, не зная обязанностей?»
Лёгкость бытия у неё прочно была связана с той беззаботностью, к которой когда-то стремилось её детское сердце и которую грубо прервали, навязав обязанности, к которым она была не готова. Ей внушили миф, что якобы только непосильным трудом выживает честный человек. И только за такой труд он имеет право брать деньги и только такой труд уважаем. А поэтому, чем раньше её дочь расстанется с детской беспечностью, тем раньше заслужит её уважение и уважение достойных людей.
Вот такая философия. Она имеет место быть. Все мы разные. И от нас, как от родителей, зависит какую систему ценностей унаследует наш ребёнок. Главное, точно знать свои ценности, наполняя смыслами каждую из социальных ролей, которые мы демонстрируем своим детям.
*****
Современные родители слишком увлекаются воспитанием в свободе, забывая, что вначале надо создать ограничения из норм и правил семьи, чтобы ребёнок их усвоил.
Я вижу результаты такого воспитания в детях, подростках и тех, кто уже преодолевает порог юности. Это просто беда! Те дети, которые не научились уважать границы членов семьи, не чувствуют границ ни своих, ни чужих и грубо переходят их, не считаясь с интересами окружающих, и не могут почувствовать РАДОСТИ жизни.
Они "тянут одеяло на себя". Они стремятся к социальному успеху любой ценой, не замечая, как другим делают больно. «Да, плевать!!!» - их девиз. Амбициозность, жесткость, циничность, ненависть к слабакам… Вот об этом бы надо задуматься родителям, а не о сиюминутной реакции окружающих, которые осудят вас, когда ребёнок плачет и настаивает на исполнении своих сиюминутных «хотелок».
Забота о реакции окружающих, это, по сути, забота о том, что подумают обо мне - тот же детский эгоцентризм - забота о себе.
Фокус внимания родителей на том, что же из ребёнка вырастет и сможет ли он учитывать не только свои интересы, но и интересы тех, с кем он вступает во взаимоотношения - это и есть ЗАБОТА о ребёнке и том мире, который он создаёт.
Благодарите детей всякий раз, когда они проявляют заботу о вас, о близких. Но посмотрите, как он заботится о вас, как вы заботитесь о нём. ЗАБОТА выглядит, как контроль за точным исполнение ожидания или ЗАБОТА, как отклик на просьбу о помощи?
Позаботьтесь о себе. Дайте ЗАБОТУ близким, протянув им руку помощи, когда они о ней просят. Без запроса ЗАБОТА превращается в контроль. Учите детей выражать просьбу о помощи. И сами научитесь просить помощь.
*****
Статья написана на основе наблюдений в ходе ИГРЫ «ПОИСКИ ИСТОЧНИКОВ РАДОСТИ» (
(с) Любовь Сгонник