Объясню на примере Гали. Я ежедневно даю ей примеры, чтобы тренироваться в счёте. Галя считает на пальцах (я всех своих детей так учу, потому что пальцы всегда под рукой). Поначалу она была страшно не уверена в своих силах, и от этого ошибалась в ерундовых примерах.
Тогда я склонилась над ней и заговорщицким тоном сказала: «А знаешь, почему ты ошибаешься, а другие дети решают без ошибок? Потому что они знают один секрет! И если ты обещаешь, что никому не скажешь, я тебе его расскажу». Галя пообещала, что никому и никогда.
Тогда я рассказываю: «Всё дело в том, что эти дети тихонько проговаривают решение примера. Вот так: «Было семь, забираем три, получается четыре». Если говорить эти слова и внимательно глядеть на пальцы, то ни за что не ошибёшься! Только смотри – никому!» И прошу сразу попробовать.
Галя пробует всё проговаривать и правда не ошибается. Глаза загораются от восторга, она пробует снова и снова – всё правильно! (А если что-то неправильно, я говорю: «Ты просто, наверное, плохо проговаривала, попробуй ещё раз».) Как это ни странно, после получения «тайного знания» ребёнок ошибается гораздо реже, чем раньше. А если ошибается, то понимает, что просто плохо применил это знание, а не потому что ничего не получается и он неспособный.
Теперь, когда Галя приносит мне на проверку лист с примерами, я говорю: «Вот молодец! Очень круто, Галя! Только проговаривай тихо-тихо, чтобы никто не заметил». И Галя радостно кивает, довольная собой.
И этот метод работает со многими вещами. Когда это преподносишь как тайну, дети слушают внимательно, затаив дыхание, чтобы не пропустить чудесный способ. Спешат попробовать, а когда получается – очень радуются!
Олеся Лихунова, мама 8 детей, пятеро из которых — приемные
Отрывок из книги «Хочешь, я буду твоей мамой?»