Об активном слушании, механике и искренности, неочевидных причинах «проблем» с речью и терапевтическом счастье

В очереди. Мама с парнем лет 4-х. Мальчик славный, живой, очень активный, бегает вокруг мамы, отбегает, потом возвращается и пытается быстро ей рассказать о чем-то. Мама присаживается к нему, но перебивает, договаривает за него предложение. Мальчик останавливается, потом начинает тараторить, глотая окончания слов, да и сами слова, говорит «с придыханием»... Мама начинает нервничать, поправляет его. Мальчик, топнув ногой, убегает.

Мама мальчика неожиданно подошла ко мне: «Я вас узнала. У меня книга ваша есть. Я видела, что вы за нами наблюдаете. Что я делаю не так? Я же использую "активное слушание", наклоняюсь к нему, повторяю предложения, проявляю эмпатию, а у него с речью все хуже и уже заикание начинается....». Я подумала, что «прокололась» - действительно некорректно глазела. И что сейчас совсем не хочется говорить, что «активное слушание» - это не про механику, позы, фразы, жесты, это про искреннюю активную вовлечённость в ребёнка (партнёра) и его процесс.

Я извинилась, что действительно наблюдала. И сказала: «А вы его дослушайте. Просто постарайтесь дать ему возможность сказать все, что он хочет. Представьте, что он в словах сейчас передаёт самую важную для него ценность - и отнеситесь к этому, как к ценности. Хоть пару раз постарайтесь не "помогать" ему подбирать слова, дайте ему понять, что вы в любом случае слушаете его и дослушаете, и у вас хватит на это времени. И мысленно, и вслух иногда можно говорить "я тебя слышу". А когда он начинает торопиться, сфокусируйте внимание на своём дыхании - выровняйте, замедлитесь».

К нам подбежал мальчик. Он начал маме быстро рассказывать о машине и луже. Мама присела к нему и слушала. Она вначале нетерпеливо двигала пальцами ног, чуть постукивала ладонью, а потом постепенно ее дыхание замедлилось и суета движений ушла, а речь мальчика на глазах замедлялась и выстраивалась. Он чётко и правильно говорил. Мама слушала, не перебивая, улыбаясь. И вдруг мальчик посмотрел на маму, и обнял ее крепко, а потом опять убежал смотреть на лужи....

Мама губами сказала «спасибо». Она приняла «ценность» ребёнка и наполнила его ценностью своего внимания, и самое главное - она сама это почувствовала. И вот это - мое терапевтическое счастье, настигшее в очереди.

Автор: Светлана Ройз, психолог
Источник: https://www.facebook.com/svetlanaroyz/

Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования