Иногда мне кажется, что у меня не дети, а диверсионная группа в составе трёх человек. Вышла из дома на десять минут за хлебом, возвращаюсь — весь пол от кухни до комнаты усыпан битыми сырыми яйцами. Миша хотел приготовить пиццу, достал из холодильника яйца, а Ромка их «нашёл».
Сейчас умные и проницательные возопят: «Не надо было оставлять детей без присмотра!». Особенно смешно выслушивать такие фразы от пожилых людей, чьё детство прошло по большей части на улице и без всякого присмотра.
Но в том-то и суть, что дети не были без присмотра. Просто с рождением ребёнка у родителей не отрастает третий глаз, не подключается рентгеновский аппарат или что-то там ещё. Дети же способны проявлять чудеса оперативности и фантазии, особенно если работают в паре или слаженной группой. Сколько нужно времени четырёхлетнему ребенку, чтобы запустить с четвёртого этажа мамин телефон? Полминуты. Разбить стеклянную чашку, чтобы осколки залетели на ковёр в большой комнате, под диван, в детскую и ещё немного усыпали коридор? Пара секунд. Свалиться с игрушечной машинки и разбить нос? Столько же.
А что такое разбитая стеклянная чашка? Это много-много стеклянной крупы разного размера, которую ты сначала метёшь-метёшь веником, потом пылесосишь-пылесосишь, потом моешь-моешь мокрой тряпкой, а по углам всё равно что-то подозрительно блестит.
«А не надо оставлять вещи в доступном для детей месте!» — снова скажут разумные и вечные.
Я открою вам секрет: в доме, где есть дети постарше, нет недоступных мест. Есть труднодоступные. Там хранятся опасные для жизни предметы — лекарства, иголки и моющие средства (пять минут назад, например, забрала у Нади металлические щипчики для ногтей). Сотовые телефоны и куриные яйца в этот список не входят. Хранить посуду в бронированном сейфе у нас тоже как-то не принято.
Скажите, а как часто, вставая из-за компьютера за чашкой кофе, вы аккуратно закрываете все-все окошки и сохраняете все-все файлы? А после работы выключаете питание на задней панели, отсоединяете наушники и убираете их на верхнюю полку над столом? Мы с мужем делаем это в 95% случаев (5% — погрешность), и в 50% это не помогает, потому что для старших детей включить компьютер и достать наушники — уже не проблема.
Ещё дети любят друг друга, заботятся и всем делятся. Так что если они открыли гуашь, то уверяю, вымазаны будут все трое. Фломастерами рисовать на стене тоже будут втроём. И шоколад лопать тоже.
Ещё они могут ссориться. И не делиться ничем. Но результат будет примерно такой же, только с жалобами и обильными слезами во всю перемазанную щеку. «Детям нужно просто объяснить, что можно, а что нельзя!». Это вообще моя любимая фраза.
Знаете, что говорит моя трёхлетняя дочь за обедом? «Мама, убери, пожалуйста, сахар, а то я до него дотянусь». Если её спросить, она подробно расскажет вам, что «у неё аллергия и от сладкого на попе болячки». Даже объяснит, что их надо мазать специальной мазью. Дальше всё, как в анекдоте: «Ёжики плакали, кололись, но продолжали жрать кактус». В нашем случае — сахар.
А теперь вспомните, что написано на каждой пачке сигарет самыми большими буквами? Вспомнили? О, если бы взрослым людям можно было что-то «просто объяснить», мы бы давно уже жили в золотом веке!
Но мы всё-таки пытаемся объяснять — как умеем. Вытираем сопли, слёзы и размазанные по коридору яичные лужи. Мажем разбитые коленки. Перевешиваем ключ от шкафа с лекарствами повыше. Копируем файлы на флешку. Прячем сахар. Подтыкаем одеяла. И ни на одну минуту, в гневе или в радости, не перестаём быть родителями.
Дети продолжают экспериментировать с этим миром — пугая и радуя, с нами и без нас, вместе и поодиночке. И никогда не знаешь, чем они удивят тебя завтра.
Автор: Наталья Солдатова
Источник: