Вопрос. Правильно ли, когда детям говорят: «Взрослым замечания делать нельзя?» Разве взрослые не должны сами не делать того, что запрещают детям (чтобы дети не делали им замечания)?
Ответ. «Взрослым замечания делать нельзя» — позиция очень властная. Я выше тебя, я авторитет, за мной власть и сила. А ещё со мной мой внутренний ребёнок, которого, возможно, часто журили или даже сильно ругали. Сейчас он живет в большом теле, с громким голосом и сильной рукой, но он всё так же боится замечаний.
Кроме того, важно вернуться к правилам. Имеются в виду не только нормы поведения и этикета, но и все другие правила: правила игры, правила в семье, правила в детском саду и в школе, правила безопасности, правила дорожного движения и даже государственные правила — законы и конституция.
Правила дают опору, уверенность, делают будущее известнее и понятнее. Правила — это границы. В том числе и личные границы ребёнка.
Если мы говорим о том, что правила — это уверенность и опора, давайте подумаем: что случается с опорой, когда правила меняются? Она ускользает из-под ног. И если несколько раз удаётся удержаться на волне, то постоянно меняющиеся правила точно путают и выбивают почву из-под ног. И в этой путанице очень сложно найти правильную линию поведения, ожидаемую и прогнозируемую.
Ребёнок, который не может уловить правила, — плохой, виноватый, неправильный, не такой. То же самое получается и с личными границами ребёнка: если они путаются, он не может понять, как с ним можно поступать, а как нельзя.
Если взрослый делает то, что сам запрещает, правила становятся неустойчивыми. Как будто теперь они имеют дополнительные условия, индивидуальные для кого-то, но не для самого ребёнка. Получается, что взрослый представляет примерно такую позицию: «Ты не такой, ты недостоин делать то, что можно мне. И замечания мне делать тоже нельзя». То есть и возразить ребёнок тоже не имеет права.
Но, конечно, многое зависит от самого правила. Если взрослый не разрешает трёхлетнему ребёнку зажигать огонь спичками, это нормально. В более старшем возрасте можно научить ребёнка обращению с огнем, и тогда «нельзя» станет сначала «можно под присмотром», а потом — «можно самому».
Правила не могут быть стабильны, но должны быть логически обоснованы и понятны ребёнку. Каждому «нельзя» важно иметь своё подкрепление, которое дети должны услышать из уст взрослого.
Источник: