
Сеня любит свой самокат. Он вообще все свое очень любит. Другому сам не предложит, а уступит только, если его сильно мотивировать (ну, скажем, игрушка у друга классная, и можно поменяться). Но и границы чужого в большинстве случаев понимает и уважает.
Вчера вечером Сеня разрешил покататься на своем самокате другу. Сработал аргумент: если другу понравится кататься на самокате, ему родители купят такой же, и будете кататься вместе. Дал, не глядя в глаза, правда, но сам. Тут же отвлекся на кучу важных дел. Через некоторое время подошел, взялся за самокат со словами “теперь я”, но был понят как “теперь я покатаю”. И правда, покатал друга и снова отвлекся на кучу важных дел.
Сегодня утром, собираясь с тем же другом на прогулку, заявил, что возьмет самокат, чтобы друг катался! Я очень удивилась, но вслух сказала, что это хорошая идея, она обрадует друга, и что круто-круто.
А дальше – интересное. В первый момент, когда Сеня увидел друга, улыбнулся во весь рот, слез с самоката и покатил его другу. Но на последних десяти сантиметрах передумал: вцепился в руль и – на попятный.
На пару с мамой друга объясняем другу, что Сеня еще не накатался, сейчас он еще чуть-чуть и даст. Сеня действительно катается еще полминуты и убегает за собакой. Друг подходит к бесхозному самокату. Я (ОШИБКА НОМЕР НОЛЬ, хорошо, что Сеня этого не видел, самокат-то мне, как я потом поняла, на хранение оставлен был!) поощряю его покататься, раз Сеня занят чем-то другим.
Через некоторое время возвращается владелец самоката и грубо требует его назад. Мне, естественно, неловко (из-за первой ситуации, но это влияет и на все остальное). И я (ОШИБКА НОМЕР РАЗ) начинаю танцы с бубнами: отвлекаю, завлекаю, предлагаю альтернативы. Самокат остается у друга (который “чуть-чуть попробует, ты же хотел, чтобы он покатался, и отдаст”). Сеня вполне отвлекается еще на некоторое время.
Но вот бубны стерты в пыль, собака бегать устала, палка для кидания собаке сгрызена.
Самокат!

Но друг еще не накатался. ОШИБКА НОМЕР ДВА. Вместо того, чтобы сказать, что теперь Сенина очередь, я начинаю искать компромисс. Гениально придумываю вытащить на улицу другов беговел. Рассказываю, как это круто – меняться игрушками – и прочую позитивную ерунду (ключевое слово именно “ерунда”, потому что меня не покидает премерзенькое ощущение двойной морали, но я его стараюсь игнорировать).
На сцене появляется беговел. Сеня очень рад, потому что каждый раз пытался оседлать его у друга дома, а я обещала, что вот на ууулице… Однако радость быстро сходит на нет, потому что беговел Сене велик, и ездить ему на нем неудобно. Пытаюсь катать его сама. На три минуты хватает. но потом Сеня оставляет мне беговел, а сам идет утешаться в лужи. Падает в самую глубокую, куртка промокает насквозь. Мы меняем беговел на самокат и идем домой. Через 10 метров после “пока-пока-не-глядя-ни-на-кого” Сеня “на ровном месте” устраивает истерику, что вот прям сейчас ему надо кататься на карусели (обычно в это время года он площадки вообще игнорирует, лужи же!). Причем реально истерику, а не обычную “ыыыыы, смотри, как я ноооою” – проверку границ.
Понимаю, что сейчас или будет поздно, сажусь перед ним, пытаюсь смотреть в глаза, но он опускает голову и ноет: ыыыы…
Говорю:
– Ты расстроился, что всю прогулку на твоем самокате катался друг?
– Ыыыыы, даааа…
– Ты расстроился, что мама не забрала у него твой самокат и не защитила тебя?
“Ыыыы” резко обрывается, он поднимает глаза, смотрит на меня секунду, а потом… “разражается рыданиями”. Или еще пишут в книжках: “Слезы брызнули из его глаз”. Я впервые такое видела, честно. Такой… смачный, такой самозабвенный рёв… облегчения.
Говорю: “Сенечка, прости меня, я была неправа. Я буду стараться всегда тебя защищать”.
Улыбается сквозь слезы, обнимает за шею и целует.
Дальше просит соску (сосет ее, обычно, когда хочет успокоиться). И мы мчимся на самокате по лужам, хохочем, подбегаем к подъезду, забрызганные до самых ушей (даже я). Я заношу самокат, а Сеня напяливает на глаза очки своего лётного шлема и молодецкой такой походочкой идет домой.
Дома мне, видимо мало, говорю снова:
– Сеня, я тебя очень люблю, но иногда тоже могу поступать неправильно. Я ведь учусь быть мамой. А ты мне помогаешь.
– А я учусь быть Сеней, – отвечает он.
***
Сразу после прогулки стали рисовать. На этот раз я решила не вмешиваться. Взял красную краску. Нарисовал самокат. Рядом Сеню. С другой стороны – друга.
– Что делает Сеня?
– Сеня на самокате.
– Что делает друг?
– Отнимает самокат.
– Сене это нравится?
– Сеня плачет.
– Кто его утешит?
– Мама, – рисует.
– Нарисуй, как мама руки к Сене протягивает, чтобы его обнять.
Рисует, начинает улыбаться облегченно. Рисует руки от Сени к маме.
Автор: Наталья Никитина