Так какие же шаги в позитивном воспитании можно делать с детьми этого возраста - 7-9 лет?
1. Контролировать свои собственные эмоции. Это номер один в ответственности родителей. Никто не может быть постоянно спокойным, но это нужно отслеживать.
2. Налаживать связь с ребенком. Единственной причиной ребенка для сотрудничества является его связь с родителями. И если он не слушается, значит, связь нарушена.
3. Тренировать ребенка, а не наказывать. Это означает установление определенных границ, но при этом рассматривание их с точки зрения ребенка и корректирование в соответствие с ней. Это помогает детям понимать вас и сотрудничать. И это помогает им «подружиться» со своими эмоциями и научиться их регулировать. А когда они научатся контролировать эмоции, они смогут контролировать поведение.
* * *
А теперь рассмотрим несколько примеров.
СИТУАЦИЯ ПЕРВАЯ
Ребенок мешает во время работы по дому или перебивает во время телефонного разговора. Сначала вы огрызаетесь на него, но должны понять, что такая реакция это лишь сигнал глубоко вздохнуть и посмотреть на ситуацию другими глазами. Такое поведение показывает, что ребенок по какой-то причине сильнее, чем обычно сейчас нуждается в вашем внимании.
Остановитесь, скажите по телефону, что перезвоните потом. Скажите: «Ты пытался привлечь мое внимание весь вечер. Смотри, я все выключаю и откладываю телефон. Мы можем побыть вместе полчаса. к сожалению, больше не получится, мне нужно вернуться к работе. Но эти полчаса мы займемся тем, чем бы ты хотел. Может, ты просто хотел поговорить со мной? Что-то случилось в школе?»
СИТУАЦИЯ ВТОРАЯ
Ребенок сводит с ума просьбами разрешить ему что-то. Желание накричать на него должно стать сигналом остановиться, бросить все, что бы вы ни делали, и дышать. Поразмыслив, можно догадаться, что ребенок просто проверяет свои границы и пытается таким образом почувствовать себя более независимым. И это нормально. Поэтому нужно отложить любые разговоры до того момента, когда все успокоятся, потом дать понять ребенку, что вы ему сопереживаете и сказать: «Я знаю, ты зол, потому что я не позволяю тебе ложиться спать позже. Я обратила на это внимание, но я не могу обсуждать это тогда, когда все дома готовятся ко сну. Давай обсудим это завтра по дороге из школы, хорошо?» И не забудьте свое обещание!
СИТУАЦИЯ ТРЕТЬЯ
Ребенок кричит: «Вы ничего не понимаете! Я вас ненавижу!». Вместо того чтобы действительно принять это на свой счет, нужно понять, что речь идет не о вас, а о спутанных чувствах, зашкаливающих эмоциях и водовороте мыслей в его голове. Глубоко вдохните, напомните себе, что ребенок на самом деле любит вас, но не может выразить свои эмоции правильно, поэтому злится, и скажите спокойно: «Ох. Я вижу, как ты расстроен. И я знаю, что ты обычно не обижаешь нас, и никто в этом доме так друг к другу не относится. Тебе должно быть очень плохо, раз ты так себя ведешь. Мне так жаль, что я тебя сейчас не понимаю. Я люблю тебя, я всегда буду ждать тебя, чтобы обнять, когда ты будешь к этому готов». Ребенок будет очень признателен за такие слова, даже если сначала и не покажет этого. Позже можно будет обнять его и сказать, что вы же не кричите на него, и он не должен кричать на вас, потому что это эмоции, которые портят отношения в семье, а вы стараетесь их избегать, и научить этому ребенка.