Трехлетнего ребенка можно привлечь к уходу за домашними цветами, он с удовольствием и старанием поможет вам протереть листочки у цветов от пыли, полить цветы. На улице предложите покормить птичек заранее припасенным кормом, погладить кошку или собачку. Так воспитывается бережное отношение малыша к растениям и животным, вызывает у детей чувство радостного удивления и первые эстетические переживания. Хорошо, если такие наблюдения будут регулярными во время прогулок с малышом.
Дети 4-5 лет задают много вопросов, связанных с природой. Внимание детей в этом возрасте становится более устойчивым, дети могут понимать простейшие связи в наблюдаемых явлениях. В этом возрасте дети уже знают, что для роста и развития растений им нужны тепло, вода и свет. Можно выделить им грядку на огороде, помочь посадить семена (например, гороха или настурции), чтобы они могли наблюдать за своими посадками во время пребывания на даче.
В этом возрасте дети с удовольствием выполняют трудовые поручения, которые они получают от взрослых. Привлекайте детей к уборке снега, листвы. Можно также вместе заняться созданием гербария. Во время прогулок вместе с ребенком в лесу или в парке наберите веточек, шишек, желудей, различных семян для поделок.
Кроме непосредственных наблюдений за природой, важно вместе с ребенком рассматривать картины с изображением животных, растений, времен года, полей, лесов. Картины должны быть понятны ребенку, побуждать к рассказу. Таким образом, закрепляются полученные знания.
У детей шестого года жизни развивается способность к аналитическому мышлению. Ребенку мало знать конкретные факты, ему становится интересной суть явлений природы, их причины: они узнают причину изменения продолжительности ночи и дня, погоды в разные сезоны, учатся различать растения, запоминают их названия, понимают различия в состоянии растений по сезонам, различают повадки животных, способы защиты их от врагов.
В этом возрасте важно продолжать воспитывать бережное отношение и любви к природе. В качестве настольных игр можно использовать различные виды лото: «Времена года», «Зоологическое» с картинками животных, «Ботаническое» с картинками растений. Можно завести дневник наблюдений за природой и ежедневно отмечать погоду (тут, конечно, без помощи родителей ребенку не обойтись).
При планомерном ознакомлении детей с природой у них накапливается представление о самых разнообразных явлениях природы, формируются несложные умения по уходу за растениями и домашними животными, развивается наблюдательность. И, самое главное, они начинают замечать красоту окружающую их.
Дети седьмого года учатся видеть неповторимость явлений природы, гармонию красок, все разнообразие проявлений жизни. Для обогащения представлений о природе используйте книги, картины, фильмы. С помощью них дети получают представление о росте и развитии некоторых животных, сезонных изменениях погоды в разных уголках земного шара.
Дети в этом возрасте уже видят красоту тех мест, где гуляют или отдыхают. Их можно привлекать для посадки и выращивания цветов, создания несложных композиций из природных материалов. Дети могут выразить красоту наблюдаемой природы в своих рисунках.
Возросшие возможности детей позволяют посещать вместе с ними парки, сады, лес, луг, водоем, ботанический сад, зоопарк, цветочные оранжереи.
Рассказывайте ребенку о том, что наблюдаете, задавайте вопросы, пусть расскажет, что или кто ему понравился и почему. Детям можно поручить ухаживать за комнатными цветами и домашними животными, в летнее время приобщить к уходу за цыплятами, кроликами и другими животными, живущими на дачном участке. Рассматривайте жуков на лугу, бабочек на цветах, птиц, лягушек и не забывайте сами наблюдать и восхищаться многообразием и красотой родной природы.
Автор: Ольга Барышева
Источник: