Первый признак - это привычка скрывать свои ошибки и врать, то есть, скрытность и враньё.
Второй признак - стремление обходиться не очень высокими целями, устанавливать в своей жизни не очень высокие стандарты, чтобы свести до минимума риск или, по крайней мере, болезненные последствия совершения ошибки.
Третий, типичный вид поведения детей, которые не имеют этой лицензии на ошибки - это склонность защищаться, занимать оборонительную позицию, оправдывать свои ошибки или обвинять других людей, искать какие-то объективные или субъективные обстоятельства, которые бы оправдывали их проступок.
И четвёртый признак, собственно психологическая реакция - занижение самооценки и самонаказание, склонность наказывать себя.
Как их избежать?
Избежать этих четырёх моделей поведения можно только в том случае, если ребёнок получает чёткое послание от своих родителей, эмоциональное или словесное, что нет ничего дурного в том, что ты время от времени совершаешь ошибки.
Дети приходят в этот мир с естественной способностью любить своих родителей, но они не умеют любить или прощать самих себя. Есть механизм, который помогает ребёнку развиваться или прогрессировать. Это механизм привязанности к родителям, любви к ним. Но собственной самооценки и любви к самим себе у детей нет, они приходят от родителей, поэтому способность детей полюбить себя зависит от отношения родителей, в частности от того, как они реагируют на совершение детьми ошибок.
Лекции Р. Нарушевича