Выбор без выбора
«Ты пойдешь чистить зубки до сказки или после?» — приказов не было, а ребенок принимает на себя ответственность за сказанное и выполняет обещание.
«Я чувствую»
Схема: «Я»-высказывание -«Я чувствую...» — «Мне бы хотелось, чтобы было иначе».
Например: «Когда я вижу разбросанные игрушки, я чувствую обиду и огорчаюсь. Мне бы хотелось, чтобы было иначе». После последней фразы, молча, не говоря ни слова, не отвечая на реплики, необходимо уйти.
Основное требование — в предложении можно использовать только местоимение «я». Вы никого не обвиняете, а просто высказываете свои личные переживания. «Обидчик» не видит нужды защищаться — вы же на него не нападаете с упреками — и поэтому чувствует вину за содеянное и постарается это исправить.
«Решай сам»
Если есть необходимость наказать ребенка, то пусть он сам выберет способ себя пожурить: «Ты поступил нехорошо. Выбери себе наказание сам». Это достаточно сложно и одновременно действенно, так как ребенок принимает решение самостоятельно и ему приходится делать выбор.
От обратного
«Не кушай кашу, которую я предлагаю тебе в пятый раз». Срабатывает сигнал запрета. А как известно, запретный плод сладок.
Эта система работает и со взрослыми!