Как говорить с детьми о любви

Женя: «Как я говорила с детьми о любви?
Когда начала это делать?
Да с самого их рождения. Я говорила дочке: «Я люблю тебя», и моё лицо, мой голос, мои чувства – всё соответствовало этим словам. И мои дочки понимали, что я чувствую, когда говорю, что люблю их.
Как я об этом узнала?
Когда они начали мне говорить, что любят меня! Я чувствовала, что они хорошо понимают смысл этих слов.
Мне кажется, что дети придуманы Богом для того, чтоб поговорить о любви с нами . Потому что любовь к детям – это любовь в чистом виде, без примеси секса, корысти и всяких других взрослых глупостей.



Потом, когда начинаешь читать детям сказки, возникает путаница: это Золушка счастлива, потому что полюбила Принца, или просто она рада, что избавилась от мачехи и сделала блестящую женскую карьеру?

Совсем другое дело – фильмы-сказки, например, снятые по пьесам Евгения Шварца. Мы с детьми посмотрели их все. И пока смотрели – комментировали. Я вообще не люблю произносить нотации-монологи, другое дело – комментировать и обсуждать в процессе! Каждый такой фильм может стать началом разговора о важном.

А еще – еще мне пришлось говорить с девочками о любви во «взрослом» смысле – потому что я не была замужем за папой. Нужно было объяснять, что так бывает, что мы с папой любили друг друга и хотели, чтоб у нас были детки, а пожениться не могли – по причине обстоятельств непреодолимой силы. Вот это «любили» – как его объяснишь? Это можно только почувствовать через свой личный опыт. А какой у детей опыт? Они любят маму, папу, иногда – если повезет – друг друга: брата, сестру… Время первых влюбленностей еще не пришло. У моих девочек вообще с этим как-то небыстро… Или они просто не рассказывают?


Начинать говорить с детьми о любви надо еще когда они внутри мамы.

Cтоит ли говорить с детьми, так сказать, о «самом процессе», о физиологическом аспекте? Честно говоря, не знаю. На вопросы отвечаю максимально честно и максимально точно. Но этих вопросов немного – информации в мире полно, от меня нужно, разве что, подтверджение – и интерперетация. Так вот, моя интерпретация такая:

Когда есть любовь – это хорошо. Еще – хорошо бы, чтоб твоя любовь никого другого не ранила. Любовь – причина отношений, а всё остальное – следствие. И дети – тоже следствие. Если бы не было любви, никаких детей бы не было. Человеку иногда кажется, что его никто не любит, что он никому не нужен, но это не так, потому что всегда есть Тот, кто любит каждого, и это делает нас живыми.

Да и разве скажешь о любви лучше, чем Апостол Павел?

…Если я говорю языками человеческими и ангельскими,
а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества и знаю все тайны и имею
всякое познание и всю веру, так, что могу и горы
переставлять, а не имею любви, — то я ничто.
Любовь долготерпит,
милосердствует,
любовь не завидует,
любовь не превозносится,
не гордится,
не бесчинствует,
не ищет своего,
не раздражается,
не мыслит зла,
не радуется неправде,
а сорадуется истине.

Все покрывает,
всему верит,
всего надеется,
все переносит.
Любовь никогда не перестает…
А теперь – попробуем пересказать это своими словами?»

Марина: «Не представляю, чтобы к 5-6-7 годам ребенок ничего не знал о любви. Дети отвечают: «Конечно, знаем! Из мультиков!». Спрашиваю своего взрослого «ребенка»: – Я говорила с тобой о любви? – Нет, – отвечает, – Зато бабушка рассказывала мне о тебе и о папе, о себе и о дедушке. Имеются в виду «истории любви». Добавлю к этому: я научилась с возрастом говорить своей детке, словами, что я ее люблю, я всегда за нее, и прочие нужные детям вещи. Есть темы, на которые мне всегда сложно говорить.

Самый мой любимый рассказ о любви – это кусок пьесы, «Странная миссис Сэвидж», виденной мною в детстве. Богатый сумасшедший дом в Британии, где главная героиня удивительно хорошо общается с самыми сложными людьми, пациентами. Она тоже, кстати, пациент. Вот как описывает это одна девушка в ЖЖ: «Одна из больных подвинута на том, что ей обязательно все должны говорить, что любят ее. И вот однажды она начинает жаловаться, что сегодня ей этого еще никто не говорил. Тогда Миссис Сэвидж начинает ей объяснять, что есть множество способов выразить любовь, не произнося слово «люблю». Ну, например, сказать: «Не ешьте слишком торопливо, вы можете обжечься». Или: «Возьмите зонт, на улице дождь». «Вот, например, мой будущий муж – стала рассказывать она, – увидел меня первый раз верхом на лошади. И сказал: – Черт возьми, вы хорошо держитесь в седле!» И я сразу поняла, что он меня любит!»
Та, которой она это все объясняла, слушала, слушала и в конце концов сказала: «Сколько прекрасных случаев я упустила!»
Не упускайте случаев признаться в любви!».

«Годы и дети» научили меня, что надо говорить с детьми о любви, надо говорить им, что любишь. Конечно, невозможно объяснить, что такое «любовь», что ты можешь или должен чувствовать, что такое «настоящая» или какая-другая любовь. На осознание этого может уйти вся жизнь.

Зачем же нужны подобные беседы? По моему мнению: – Ребенок должен слышать, что его любят. Прямым текстом, вслух, и чаще, чем два раза в год. Иначе будет детка, как цветочек без поливки. Просто говорите им : «Ну где еще есть такие дети на свете?», «Ты мой самый любимый!».

– Детке интересно, что вы думаете о «любви», что это значит для вас, как проявляется любовь, какие с ней связаны жизненные истории. «По морозу босиком к милому ходила» (как наша бабушка к дедушке) , «Вот это любовь, представляешь!», «Нет, тебя я иначе, чем кошку, люблю. И по-другому, чем макароны с сыром». – Очень важно слышать, что в семье все любят друг друга.

Мне кажется, что, если со словом «любовь» связаны красивые, удивительные, чудесные, прекрасные образы, и взятые из жизни примеры, и, если слово «любовь» исходит от твоих самых близких, родных, важных людей – должно получиться хорошо.

Все мои знакомые дети сами родились со встроенной программой. Вот этот – однолюб, эта – считает, что ее должны поставить на пьедестал, эта – что ничего нет сильнее, чем любить самой.

А еще я считаю, что дети любят себя и весь мир по умолчанию, от рождения. Они готовы любить родных и близких, несмотря ни на что. Они жаждут любви – от близких и от всего мира, в неограниченном количестве.

Собаки говорят о любви по-своему.

Детей, мне кажется, стоит учить переводить любовь с языка на язык: с твоего – на мамин и бабушкин. Пес и кот иначе любят, чтобы их любили. А любить музыку, и танец, и картины, надо еще научиться . «Что это любит меня, когда мне так хорошо? Когда такой теплый вечер, тревожно кричат ласточки и пыль на дороге теплая?».

Автор: Евгения Левинштейн и Марина Лидис
Источник: http://kids.sch.in.ua
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования