7 типов развивающих игр

Предлагаем вашему вниманию нашу попытку классифицировать развивающие игры. Всего мы выделили семь типов.

Абаки

Абаки"Абак" в переводе с арабского означает "счетный столик". Современные счетные столики - это подставочки, на которых закреплены в ряд несколько вертикальных стержней. На них нанизываются кольца, шарики, другие мелкие предметы, которые можно сортировать по цвету, размеру, форме, сосчитывать в различном расположении.

Такой счетный столик поможет трехлетнему малышу освоить математические понятия, а пяти-шестилетнему - закрепить их.

Абаки могут быть выполнены в виде каталочек, паровозиков, фигурок, иметь в своем составе от трех-четырех до нескольких десятков счетных элементов. Такое разнообразие абаков позволяет подобрать игрушку индивидуально каждому ребенку.

Вкладыши

Вкладыши в рамку

Вкладыши - это небольшие предметы, которые необходимо вложить в соответствующие отверстия. Игры-вкладыши подразделяются на три вида: вкладыши в рамку, вкладыши в основание и вкладыши один в другой. Все вкладыши совершенствуют зрительное и тактильное восприятие формы, размера предметов, развивают мелкую моторику, координацию движений рук.

Вкладыши в основаниеВкладыши в рамку. Рамки с силуэтами (прорезями разных форм) могут быть плоскостными (в виде планшета) или объемными, представляющими игрушечные ящички, в стенках которых эти фигурные прорези и сделаны. Малышу необходимо подобрать к прорези фигурку точно такой же формы и вставить ее в это отверстие.

Вкладыши один в другойВкладыши в основание. Это набор предметов определенной формы (цилиндрики, другие различные фигурки), которые малыш должен научиться вставлять в углубление на подставочке (основании) или надевать на специальные штырьки.

Вкладыши один в другой. Это и традиционная русская матрешка, и множество других подобных игрушек. Количество предметов, которые вставляются один в другой, варьируется от двух-трех до десяти (и более!).

Пирамиды

ПирамидыЭта традиционная игрушка в настоящее время имеет множество вариантов: пирамиды могут состоять из нескольких крупных колец и более десятка мелких колечек, быть одноцветными и разноцветными, иметь конусообразную и шарообразную формы, представлять собой башенки, мельницы, человечков, животных. Игрушка может быть напольной, настольной и даже умещаться в кармане.

Настольные игры

К этому типу игр стоит привлекать внимание малыша с самого раннего возраста. Для детей 1,5-2 лет годятся настольные игры двух видов: разрезные карточки-"лото" с большими яркими рисунками (игры на бумаге) и крупная мозаика с деталями геометрической формы всех основных цветов.

Игры данного типа учат малыша классифицировать предметы по различным признакам - цвету, форме, размеру.

2-3-летним детям будут по силам так называемые игры-пазлы, позволяющие собирать забавные картинки из двух, а затем и более деталей.

Благодаря таким играм малыш приобретает и первые навыки плоскостного конструирования.

Позже к разнообразным мозаикам, лото и разрезным картинкам добавятся игры-"ходилочки" с кубиком и фишками, позволяющие организовать уже с детьми 3,5-4 лет увлекательные соревнования-путешествия по самой разной тематике.

Бусы и шнуровки

Бусы и шнуровкиЭтот тип развивающих игр стал популярен в наши дни не случайно: проблемы с письмом возникают чуть ли не у каждого первоклассника. Подготовка руки ребенка к письму как залог его успешного обучения в школе всегда была в центре внимания педагогов дошкольного образования. Занятия лепкой, аппликацией, работа в тетрадях - традиционные формы такой подготовки. Но лишь сравнительно недавно, во многом благодаря исследованиям Марии Монтессори по развитию мелкой моторики руки ребенка, пришло понимание того, что рисование узоров и букв в тетрадках - один из последних этапов в развитии руки дошкольника.

Начинать же готовить руку к письму необходимо с самого раннего возраста. И первым помощником здесь становятся бусы и шнуровки. Предлагая малышу для нанизывания на веревочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, вы способствуете постоянному совершенствованию координации системы "глаз-рука", приучаете пальцы рук ребенка совершать точные движения под контролем зрения. Нанизывая бусы, малыш учится по-разному складывать пальчики в зависимости от того, какой формы и толщины предмет ему приходится брать: или тремя пальцами ("щепотью"), или двумя (кончиками большого и указательного пальцев - "пинцетный захват").

В дальнейшем игры этого типа помогут развить подвижность кисти руки ребенка, скоординировать движения обеих рук.

Блоки и конструкторы

Настольные <a href=игры" />Блоки и конструкторы строительные - один из основных видов игр данного типа - ставят своей целью обучение ребенка конструированию различных сооружений: горизонтальных, вертикальных, построек замкнутого типа, а в последующем - работе с планом и по воображению. Блоки и конструкторы разнообразны по количеству деталей, входящих в набор, их цвету, форме, материалу (дерево, пластмасса, ткань, плотный картон).

Блоки и конструкторы сюжетные по своему назначению не отличаются от предыдущих. Разница лишь в том, что в этих наборах есть фигурки людей, животных, машинки и другие детали, которые призваны оживить и заселить будущие постройки. Такие конструкторы способствуют развитию активной речи ребенка в процессе ролевой игры.

Блоки и конструкторы сюжетные Блоки и конструкторы сюжетные

Блоки и конструкторы логическиеБлоки и конструкторы логические обучают плоскостному конструированию и подразделяются на два вида. Первый вид логических блоков предлагает ребенку составить изображение из нескольких частей. Пожалуй, по этому типу игр больше всего авторских разработок. Это "Квадраты", "Дроби" и "Сложи узор" Никитина, "Радужное лукошко" Даниловой, "Складушки" Красноухова. Второй вид блоков и конструкторов логических - это наборы всевозможных деталей, которые надо научиться сопоставлять по тем или иным признакам: цвету, форме, размеру, общему внешнему виду.

Умение найти среди нескольких предметов два одинаковых по целому ряду свойств - важнейший этап в умственном развитии ребенка. Детское домино с цветными картинками, блоки Дьенеша (набор геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, величине и толщине) - основные в этом виде блоков.

Игры-тренажеры

Игры-тренажерыДанное название, без сомнения, может относиться к любому типу развивающих игр, поскольку все они тренируют определенные навыки ребенка. Однако игры, наиболее стимулирующие развитие каких-либо умений и навыков, справедливо называются тренажерами. Выделяют два вида игр-тренажеров.

Тренажеры речевые не просто способствуют расширению словарного запаса, а развивают активную связную речь ребенка.

Так, к 1,5-2 годам малыш начинает строить предложения из двух слов, понимать несложный рассказ о знакомых ему событиях, а также участвовать в инсценировке сказки. Побудить его к высказываниям и призваны игры данного вида.

Тренажеры сенсорно-двигательные развивают сенсорные способности ребенка (восприятие цвета, размеров, формы окружающих предметов), совершенствуют его слуховые и зрительные впечатления. Эти тренажеры стимулируют познавательную активность в изучении свойств самых разных предметов. Так, малыш может вертеть и крутить игрушку (неваляшка, волчок), изменять положение деталей игрушки в пространстве (дергунчики), извлекать звуки разными способами - дудеть в дудочки, свистульки, давить на звучащие мячи, трясти трещотки.

Автор: Мальцева Ирина Владимировна

Теги:  
Число голосов: 7

Рекомендуем посмотреть
Гаджеты и подвижные игры: как найти баланс для счастливого детства

... крепость из картона! Нравится играть в «танки»? Организуйте лазертаг! 4. Научите знакомиться. Простые фразы вроде «Привет! Давай играть вместе?» помогут ребенку сделать первый шаг. 5. Откройте мир подвижных игр. Прятки, «казаки-разбойники», вышибалы — эти игры не только веселые, но и полезные. Они развивают координацию, учат работать в команде и разрешать конфликты. 6. Вдохновляющий опыт: учимся через игру. В Москве работает проект «Точка Счастья. ДЕТИ» для школьников — это увлекательные исторические игры - квесты, где дети ищут артефакты, расшифровывают ...

Дата обновления: 23.09.2025

Еврейский музей и центр толерантности приглашает детей на увлекательные развивающие программы

... творческого потенциала и всестороннюю подготовку к школьному обучению. Специальная программа «У ребёнка 100 языков» , созданная для малышей, раскрывает потенциал каждого ученика через творчество, исследование и игровое обучение. Здесь юные посетители развивают креативность, эмоциональный интеллект и критическое мышление, знакомятся с искусством и наукой. Программа включает интерактивные занятия, знакомство с основами математики, грамоты и литературы, экскурсии по музею и игры на свежем воздухе. Программа рассчитана на две возрастные группы – 3-4 года и 4-5 лет Основные преимущества программы: Развитие базовых навыков математики, грамоты и литературы в игровой форме. Экскурсии по экспозиции музея, помогающие расширить ...

Дата обновления: 29.08.2025

Ольга Ефимова-Соколова "Ваня и Настя в Майнкрафте. В поисках выхода"

... с конструктором. Minecraft не ставит перед игроком каких-либо конкретных целей и предлагает ему свободу действий. И теперь, чтобы погрузиться в этот мир, необязательно заходить в игру. Книги по мотивам Minecraft — прекрасный «мостик» из виртуальной игры к реальным книгам. Юные игроки обожают все, что связано с их увлечением, и будут взахлеб читать о новых захватывающих приключениях в привычной реальности Minecraft. Эти книги прививают любовь к чтению, развивают фантазию, навыки стратегии и тактики. *** Как только принесла книгу, у сына появились вопросы. Кто герои? Что будут крафтить? Прочитал с лету, за день, вопросы появились другие. Откуда автор столько знает о Майнкрафте? Есть ли продолжение?...

Дата обновления: 28.08.2025

Тренд иммерсивного формата в детских спектаклях, играх и квестах

... ресурсы. Сюжет должен быть цельным. В иммерсиве не должно быть случайных задач. Все действия — логичные, последовательные, развивающие общую линию. Сюжет должен быть понятен детям и при этом оставлять место чуду и открытию. Иммерсивный формат в сфере ... ... образования становиться все популярнее и востребований. Предлагаем подборку наиболее ярких проектов на 2025 год: «Иммерсивная игра “Москва. Тайна потерянных бусин”» — проект “Точка Счастья. Дети” Возраст: 7-14 лет. Формат: дети помогают Профессору, Демьяну ...

Дата обновления: 30.07.2025

Как понять, готов ли ребенок к школе: простые советы для родителей

... предложения, пересказывать истории, отвечать на вопросы. Логическое мышление: способность находить связи между предметами и явлениями, решать простые логические задачи. Рекомендации для родителей: Читайте с ребёнком книги, обсуждайте прочитанное. Играйте в развивающие игры: пазлы, головоломки, настольные игры. Поощряйте любознательность, отвечайте на вопросы ребенка. Психологическая готовность Психологическая готовность включает эмоциональную зрелость и способность адаптироваться к новым условиям. На что здесь нужно ...

Дата обновления: 19.02.2025


Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования