Представьте мир, в котором существуют единороги. Только это не нежные сказочные создания, а плотоядные существа, мощные и опасные для окружающих. Такова вселенная подростковой фэнтези-трилогии «Скандар», где от людей долгое время скрывали существование магии. В ней много приключений, а сюжет несется на полных парах с самых первых глав, подкидывая читателям все новые загадки и клиффхэнгеры. Но главное очарование книг не в этом и даже не в головокружительных полетах на единорогах, которых тут хватает с лихвой.
Мы нашли пять причин, почему в историю мальчика Скандара и его друзей могут влюбиться и подростки, и взрослые.
Опасные единороги и их связь с наездниками
Единороги, придуманные британской писательницей А. Ф. Стедман, опасны и кровожадны. Долгое время они обитали на скрытом от посторонних глаз Острове. Новые особи появляются раз в год, и каждому новорожденному единорогу предназначен свой наездник, с которым образуется невидимая прочная нить. Для этого среди 13-летних подростков проводят отбор, определяющий их магический потенциал. Если сказочное животное не получает наездника в момент рождения, оно превращается в жуткого монстра, сметающего все на своем пути.
Прирученные единороги тоже далеки от образа милейших волшебных пони. Они плотоядны и своенравны, но их связь с хозяином так сильна, что способна сдерживать их инстинкты. Человек и волшебная лошадь ощущают эмоции друг друга. Например, Удача Негодяя посылает утешительный импульс Скандару, когда чувствует, что тот расстроен. Если человек погибнет, его единорог тоже умрет. Если же убьют животное, его хозяин как будто потеряет частицу души и больше никогда не будет прежним. Эта невидимая нить чем-то похожа на связь людей и их деймонов из «Северного сияния» Филипа Пулмана.
Остров с духом Лагеря Полукровок
Школа, где учатся наездники, находится на Острове. Испытания и тренировки проходят на свежем воздухе, а сами ученики обитают в домах, расположенных прямо на деревьях. В них есть все для комфортной жизни, в том числе вкусная и привычная еда (Скандар, покинувший родную Англию, радуется наличию майонеза). Но все равно в обстановке сохраняется атмосфера летнего лагеря, с поправкой, что подростки живут тут круглый год. И, конечно, это заставляет вспомнить Лагерь Полукровок из цикла Рика Риордана о Перси Джексоне.
Изображение сгенерировано нейросетью
Школа магии, в которую хотят далеко не все
Долгое время, приручая единорогов, жители Острова обходились своими силами. Но в какой-то момент местных подростков стало недостаточно, и число диких особей выросло до угрожающего количества. Поэтому местные жители обратились за помощью к ближайшей Великобритании.
Для простых смертных, которые еще недавно не знали о магии, попасть на Остров и пополнить ряды наездников — мечта. Они с замиранием сердца следят за ежегодными соревнованиями сильнейших — Кубком Хаоса. И, конечно, готовы ночами зубрить информацию о единорогах, чтобы пройти экзамен и попасть в число потенциальных наездников.
Для старшей сестры Скандара Кенны провал стал настоящей трагедией, от которой она не смогла оправиться даже год спустя. А вот для ребят с Острова участие в ритуале — вынужденная необходимость. Некоторые и вовсе не хотят быть наездниками, как новая подруга главного героя Фло. Всю жизнь она мечтала пойти по отцовским стопам и стать мастером седел, но судьба распорядилась иначе. Фло получила редкого серебряного единорога, чья сила особенно велика, и для нее это становится тяжелым испытанием.
Такой взгляд на магическую школу — отличное напоминание подросткам (и их родителям), что многое зависит от нашего восприятия и целей. Выбирать свой путь порой стоит не по степени крутости учебного заведения, а по тому, чего мы хотим от нашей жизни. Иначе даже учеба в школе магии может превратиться в сплошное мучение.
Для друзей важен именно ты
Скандар рос в непростых условиях. Его мама внезапно умерла, когда он был еще малышом. Отец так и не пережил горе и большую часть времени находится в подавленном состоянии. Моменты просветления и радости для него так редки, что Скандар с Кенной относятся к ним настороженно. Из-за того, что отец из-за своего состояния часто теряет работу, семья живет бедно, и у Скандара за несколько лет учебы так и не получилось завести друзей. Но все меняется, когда он попадает на Остров.
Уже в очереди к Инкубатору, где хранятся яйца единорогов, он знакомится с дерзкой говорушкой Бобби, тоже приехавшей из Британии. А потом встречает местных Митчелла и Фло. Они невольно узнают страшный секрет Скандара, наделенного запретной магией. Тайна связывает четверых ребят, но их дружба держится не только на этом.
Фло и Бобби с самого начала разделяют опасные способности нового друга и его самого. А вот Митчелл поначалу настроен к Скандару враждебно, и у него есть свои скрытые причины. Но постепенно принимает друга таким, какой он есть.
По мере того, как растет доверие внутри четверки, каждый из ее участников показывает свои слабые стороны, а остальные дают ему необходимую поддержку и принятие. А это и есть настоящая дружба.
Писательница А. Ф. Стедман
Сложные темы бок о бок с приключениями
Уже в первой части трилогии «Похититель единорогов» происходит так много событий и приключений, что захватывает дух. Но при этом книги трилогии успевают затронуть много важных и сложных тем, беспокоящих самих подростков. Например, неидеальность родителей, которую порой трудно принять. Но для дальнейшего движения это все равно придется сделать.
Скандар и его сестра Кенна фактически становятся опекунами своему сломленному и беспомощному отцу. Митчелл страдает от вечного родительского неодобрения. А их соученица Эмбер так стесняется правды о своем отце, что придумывает о нем невероятные истории, а еще задирает окружающих, чтобы справиться с постоянной неуверенностью.
Еще одна важная тема — переживание вины. Так, Скандар делает то, что не удалось его сестре, — попадает на Остров и получает единорога. Но в его голове прочно засела мысль, будто его везение напрямую связано с неудачей Кенны. Это так гложет героя, что он даже боится лишний раз писать в Великобританию.
И, конечно, вечная мысль, что мы в ответе за тех, кого приручили, сквозной нитью проходит через весь сюжет и влияет на него. Так что «Скандар» — это тот случай, когда развлекательная литература способна подкинуть столько же пищи для размышлений, как и классика.