Популярность японской массовой культуры среди детей порой вызывает беспокойство у взрослых, которые не знакомы с мангой и аниме. Родители задаются вопросами: что это за комиксы? Подходят ли они для детского чтения? Не перестанут ли школьники читать книги из-за этого увлечения? Предлагаем родителям не пугаться, а познакомиться получше с предметом интереса своего ребёнка. Узнали у эксперта, как развивалась история манги, какие есть её виды и почему манга сегодня — это признанное искусство.
Что такое манга и чем она отличается от других комиксов
В широком понимании манга — это комикс, нарисованный в Японии. Но сегодня мангу создают не только японские художники. Такие авторы (они называются «мангаки») есть даже в России.
Первая характерная черта манги — своя система символов и эстетика, во многом разработанная ещё в 1950-х. Это традиция изображения эмоций персонажей, физиономические особенности (например, большие глаза), некоторые сложившиеся типажи героев.
Второе — мангу отличает от других комиксов её продолжительность. Чаще всего комиксы состоят из множества томов, количество которых может доходить до сотен. Несколько томов манги — это сюжетно связанные между собой главы, как сезон сериала. Поэтому мангу нельзя начать читать, например, сразу с десятого или пятого тома: будет непонятно.
Процесс издания манги в Японии также отличается от традиций других стран. Каждая манга регулярно выходит в специальных журналах (все они имеют свои возрастные ограничения), по одной главе в каждом выпуске. В одном таком журнале может одновременно публиковаться до 20 авторов. Отдельным томом конкретную мангу издают только спустя некоторое время, когда соберётся много глав. Именно поэтому манга почти всегда чёрно-белая: художнику приходится выполнять работу в сжатые сроки, чтобы успеть к публикации журнала.
В издательстве "Эксмо. Детство" вышла серия книг Disney Манга.
Встречайте любимую историю от анимационной студии Disney в формате манги!
Как появилась манга
Современная манга появилась в Японии после Второй мировой войны, в конце 1950-х. Тогда это были напечатанные на дешёвой бумаге книжки «акахон». Художник Осаму Тэдзука нарисовал мангу «Новый остров сокровищ», которую выпустил в таком виде. В своей работе он использовал много приёмов, которые были близки к методам кинематографа и пришлись по душе читателям, закрепившись в традиции манги.
С ростом популярности комиксов появился рынок «аренды манги». Прокатные салоны нанимали художников, чтобы они рисовали для них истории. Такие книги нельзя было купить — можно было только взять на время за небольшую сумму. С распространением телевидения в 1960-х появились первые еженедельные журналы манги. Вплоть до середины 1960-х манга была скорее детским развлечением — многие взрослые считали её несерьёзным и пагубным чтивом, бывало даже, что в школьных дворах преподаватели сжигали мангу.
Со временем ситуация изменилась, и уже в 1970-х появилось новое поколение авторов манги, которые рисовали не только для детей, но и для взрослых. Мангу в Японии полюбили все. Когда, например, в журнале для девочек «Маргарет» вышла заключительная глава классической исторической манги «Роза Версаля», люди самого разного возраста выходили на улицы и плакали. Чтение манги стало таким серьёзным культурным опытом, что люди стремились разделить свои эмоции с другими.
Манга — это несерьёзно?
Манга — это довольно сложное чтение, которое отличается от литературы. Чтобы манга «работала», читатель заполняет пробелы между кадрами на странице своей фантазией, чтобы они сложились в один фильм. К этим особенностям нужно привыкать, и новичка они могут удивить. Хороший мангака — это не просто писатель. Это художник, психолог и драматург, способный грамотно составить раскадровку истории и визуально показать нам персонажей, которым захочется сопереживать. Поэтому искусство манги ближе к аниме и кино, а не литературе.
Распространены предубеждения, что манга — это что-то детское и несерьёзное либо, напротив, — ужасное и развращающее. Такие стереотипы в корне неверны — люди подвержены им, когда не знакомы с миром манги. Этот вид комиксов, конечно, может говорить на совершенно любые темы. Манга может быть и познавательной, и развлекательной. Главное — она способна тронуть сердце читателя совершенно в любом возрасте.
В Японии малыш читает сначала простенькую мангу, предназначенную для его лет. Подрастая, он переходит на журналы для детей постарше. Закончив школу, начинает читать сэйнэн-мангу (для мужчин) и дзёсэй-мангу (для женщин). Это разделение на женскую и мужскую мангу сегодня очень условное: конечно, люди читают те истории, которые им интересны, без ограничений.
Удивляет и жанровое разнообразие в манге — оно такое же широкое, как в литературе и кино. Тут каждый читатель находит что-то себе по вкусу. Увлекаетесь готовкой? Для вас издано множество манги о еде. Интересуетесь психологией или любите философию? Есть манга, в которой поднимаются сложные экзистенциальные вопросы. Хотите почитать что-то успокаивающее, умиротворяющее с прекрасными пейзажами и светлым настроением? Существует специальный жанр — иясикэй. В формате манги можно читать даже исторические биографии, например Пушкина, Екатерины Великой. Или просто посмотреть на милых котиков.
Чем чтение манги полезно для детей и подростков
Манга — это один из способов рассказать историю. Мангаки показывают жизнь такой, какая она есть: с радостными и грустными моментами, что развивает эмоциональный интеллект у детей. Для школьников увлечение мангой дополнительно помогает развиваться сразу в нескольких направлениях.
Во-первых, это рисование и сочинение собственных историй — большинство поклонников манги начинают с подражания любимым художникам, а в итоге создают своих уникальных персонажей и историю. Навык рисования потом можно применять в других сферах. Для кого-то именно из детского увлечения комиксами вырастает будущая профессия.
Во-вторых, манга мотивирует детей учить иностранные языки: на русский переведено 5% от существующей манги: многое приходится читать на японском, английском и других языках. Ребята потом объединяются в команды, чтобы вместе переводить мангу и выкладывать в интернет, делиться друг с другом. Так школьники учатся пользоваться графическими редакторами. В отечественных издательствах манги работают такие же фанаты, которые полюбили мангу ещё в юном возрасте.
Увлечение мангой — это также довольно социальное хобби. Ребята находят друзей, общаются, выражают своё мнение, занимаются вместе косплеем (косплей — любительское перевоплощение в образ выдуманного персонажа, при помощи создания костюма, макияжа и т.д.)
Я сама начала увлекаться мангой в 12 лет, но тогда ещё никто не знал, что такое аниме и манга, и было практически невозможно найти поддержку друзей. Взрослые часто говорили: “Вырастет и перестанет смотреть свои мультики”. Сейчас мне уже за 35. И только благодаря своей любви к манге и своевременной поддержке родителей я знаю три иностранных языка, постоянно выступаю на научных конференциях по манге — в том числе и в Японии, нашла любимую работу, обожаю рисовать.
Для меня увлечение мангой и аниме — это и про замечательных людей. Благодаря манге я нашла и друзей, и мужа. И это не единственный такой случай.
О работе Центра Манги и Комиксов в Санкт-Петербурге
Центр Манги и Комиксов — это проект на базе библиотеки им. А. П. Чехова, то есть маленькая библиотека манги в большой районной библиотеке. Мы ведём канал на ютьюбе и группу во «ВКонтакте», где выкладываем лекции о манге, делимся наблюдениями и обзорами наших изданий.
Основная цель Центра — популяризация манги, не только японской, но и русской. Большое внимание мы уделяем нашим авторам, в том числе начинающим: постоянно проводим мастер-классы по созданию манги и рисованию, приглашаем разных художников и авторов. Одна из важных задач — делиться информацией. Мы регулярно проводим лекции по истории, разным жанрам и направлениям.
При Центре действует три образовательных кружка. У нас также проводятся курсы японского языка с нуля специально для тех, кто хотел бы читать мангу в оригинале. Жизнь в Центре постоянно кипит, а сердцем его являются наши читатели, число которых растёт с каждым днём. Читатели у нас самые разные: взрослые и дети, иногда целые семьи. Некоторые из них уже давно увлечены мангой, а кто-то впервые открывает для себя это искусство. Задача библиотекаря в этом случае — подсказать и направить. Самое радостное, когда манга, которую советуешь, нравится читателю, и у автора появляется ещё один преданный поклонник.
ЮЛИЯ ТАРАСЮК, куратор и ведущий библиотекарь Центра Манги и Комиксов в Санкт-Петербурге, первого в России проекта, посвящённого популяризации манги
Источник: https://media.foxford.ru