О книге
Это роман о мужчине и женщинах, а значит точно — о любви. А еще он об иллюзиях и надеждах, отчаянии и самообмане, идеалах и разочаровании… Собственно, просто о жизни со всеми ее вынужденными компромиссами и нюансами человеческих переживаний и взаимоотношений. Фицджеральд писал о себе и, конечно, о поколении, которое однажды назовут «потерянным». О людях, которые после Первой мировой войны перестали ощущать, что жизнь держится на прочных основах, и которым оставалось только «приладиться к ритму века, жить в согласии с этим ритмом». И для Фицджеральда этот ритм однозначно был джазовым — динамичным, активным, при этом немного хаотичным и надломленным. Именно Фицджеральд назовет 1920-е годы «веком джаза».
Издавать взрослую книгу с огромным количеством иллюстраций — затея для Издательского Дома Мещерякова не новая, но для книжного рынка все-таки не самая неочевидная. Вадим Мещеряков прокомментировал это решение так: «У ИД Мещерякова давняя и особая любовь к творчеству Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Мы уже публиковали его произведения в разных сериях. Но в какой-то момент захотелось издать его романы не просто качественно, но и с интересным визуальным рядом. Задача на самом деле нетривиальная, не так много художников вообще берется иллюстрировать творчество этого писателя. Художнице Натальи Акимовой, которой мы предложили поработать над иллюстрациями к роману «Ночь нежна», эта задача показалась очень интересной <...> Издательство очень довольно [тем, какой получилась книга] — красивой, эффектной и очень атмосферной. Собственно именно такой, какой мы и стремимся делать каждую нашу книгу. Кстати, в работе находится и еще один роман писателя — «Великий Гэтсби», над иллюстрациями к которому работает Екатерина Волжина»
В рисунках Натальи Акимовой есть и тот самый джазовый ритм, и символизм, и особая кинематографичность — тем более удивительная, что цветные иллюстрации кажутся кадрами фильма эпохи немого кино. Такая созвучная тексту Фицджеральда работа не могла остаться незамеченной: за иллюстрации к роману художница награждена дипломом XIV Международного конкурса «Образ книги».
В 1998 году роман был отмечен под № 28 в списке 100 лучших англоязычных романов XX века по версии издательства Modern Library.
В 2012 роман был включен в список «1001 книга, которую нужно прочитать, прежде чем умереть».
Развороты книги
Об авторе
Фрэнсис Скотт Фицджеральд — американский писатель, известный своими романами и рассказами, описывающими так называемую американскую «эпоху джаза» 1920-х годов.
Родился 24 сентября 1896 года в городе Сент-Пол, штат Миннесота, в обеспеченной католической ирландской семье. Своё имя он получил в честь своего двоюродного прадеда, автора текста государственного гимна США «Знамя, усыпанное звёздами» Френсиса Скотта Ки (1779-1843). При этом, достаток в его семье обеспечивался не благодаря отцу, а благодаря семье его матери, урождённой Маккуиллан. Именно благодаря родне Фицджеральд получил возможность учиться в престижных учебных заведениях: 1908-1910 — в Академии Сент-Пола, 1911-1913 — в Ньюмэн Скул, 1913-1917 — в Принстонском университете.
В Принстоне играл в университетской футбольной команде, писал рассказы и пьесы, которые побеждали в университетских конкурсах. Тем не менее в 1917 году, незадолго до выпускных экзаменов, Фицджеральд уходит добровольцем в армию, однако в боевых действиях он так никогда и не участвовал.
В 1919 году Фицджеральд демобилизовался, некоторое время работал рекламным агентом в Нью-Йорке. Ещё во время службы в армии он познакомился с Зельдой Сейр, происходившей из богатой и почтенной семьи (она была дочерью судьи штата Алабама) и считавшейся главной красавицей и самой завидной невестой штата. Именно с ней связана вся последующая биография и всё творчество Фицджеральда.
Несмотря на помолвку, Фицджеральд и Сейр поженились не сразу, поскольку семья Сейр была против брака, так как на тот момент у Фицджеральда не было хорошей работы и постоянного заработка. Видимо, желание жениться на Зельде и заставило Фицджеральда искать успеха на литературном поприще, ибо только успех позволил бы ему рассчитывать на благосклонность её семьи. Именно поэтому он садится переделывать свою рукопись «Романтический эгоист», которую ему на тот момент так и не удалось опубликовать, так как она уже пару раз возвращалась ему издательствами.
Этот роман выходит в марте 1920 года под названием «По эту сторону рая» и моментально приносит Фицджеральду успех. Месяц спустя после его публикации он женится на Зельде, которая послужила прототипом героини романа Розалинды. Сюжет романа взят из собственной жизни автора. Популярность романа открывает Фицджеральду дорогу в мир большой литературы: его произведения начинают печатать в престижных журналах и газетах: Scribner’s, The Saturday Evening Post и других. Помимо известности, эта работа приносит неплохой заработок. Такие неожиданные изменения в финансовом положении Фицджеральда позволили ему и Зельде жить настолько красиво и широко, что светская хроника называла их принцем и принцессой своего поколения. В этом же году выходит в свет первый сборник рассказов Фицджеральда «Эмансипированные и глубокомысленные».
Став одними из главных персонажей светской хроники, Скотт и Зельда стали жить, что называется, напоказ: они наслаждались весёлой богатой жизнью, состоявшей из вечеринок, приёмов и путешествий на европейские курорты. Они постоянно «выкидывали» какие-нибудь эксцентричные выходки, которые заставляли говорить о них весь американский высший свет: то катание по Манхэттену на крыше такси, то купание в фонтане, то появление в голом виде на спектакле. При всём этом их жизнь состояла также из постоянных скандалов (часто на почве ревности) и непомерного употребления алкоголя, как у него, так и у неё.
Всё это время Скотт также умудрялся достаточно много писать для журналов, что приносило весьма ощутимый доход (он был одним из самых высокооплачиваемых авторов тогдашних «глянцевых» журналов).
За первой книгой в 1922 году был опубликован второй роман Фицджеральда «Прекрасные и проклятые», описывающий мучительный брак двух одарённых и привлекательных представителей артистической богемы. Выходит также сборник рассказов «Рассказы о веке джаза».
В 1924 году Фицджеральд уезжает в Европу, сначала в Италию, потом во Францию. Живя в Париже, он знакомится там с Эрнестом Хемингуэем. Именно в Париже Фицджеральд заканчивает и публикует роман «Великий Гэтсби» — роман, который многие критики, да и сам Фицджеральд, считают шедевром американской литературы того периода, символом «эпохи джаза». В 1926 году выходит сборник рассказов «Все эти печальные молодые люди».
Однако следующие годы жизни Фицджеральда оказываются очень тяжёлыми. Ради заработка он пишет для The Saturday Evening Post. Его жена Зельда переживает несколько приступов помутнения рассудка, начиная с 1925 года, и постепенно сходит с ума. Вылечить её не удаётся. Фицджеральд переживает мучительный кризис и начинает пить ещё сильнее.
В 1930 году у Зельды произошло помутнение рассудка, после чего она всю жизнь страдала шизофренией. В 1934 году Скотт написал роман «Ночь нежна», во многом автобиографический, — в нём Фицджеральд описал свою боль, битву за сохранение брака и обратную сторону их роскошной жизни. Однако в США книга большим успехом не пользовалась. Поэтому в 1937 году Фицджеральд решает стать сценаристом в Голливуде, где знакомится с Шейлой Грэм и влюбляется в неё. Последние годы жизни Фицджеральд живёт с ней, правда, во время очередных запоев он становится буйным и даже жестоким.
В октябре 1939 года Фицджеральд приступил к созданию романа о жизни Голливуда — «Последний магнат», который остался незаконченным. За три года жизни в Голливуде он также написал серию рассказов и статей, в основном автобиографического характера, опубликованных после его смерти в сборнике «Крушение».
Фицджеральд умер от сердечного приступа 21 декабря 1940 года в Голливуде, штат Калифорния, в доме Шейлы Грэм.
Цитаты из книги
"Никакая ощутимая, реальная прелесть не может сравниться с тем, что способен накопить человек в глубинах своей фантазии"
***
"Жизнь видишь лучше всего, когда наблюдаешь её из единственного окна"
Отзывы
"Ночь нежна" — жемчужина творчества Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, роман, который сам автор называл своим любимым произведением. Рассказывая историю Дика Дайвера и его жены Николь, Фицджеральд замечает самые тонкие оттенки, все нюансы отношений героев, показывая, сколь хрупким может быть счастье и как легко его разрушить.
"Ночь нежна" мне понравилась. Об этом я могу судить по тому, что после прочтения она долго не отпускает. Удивительно тонкое и чувственное произведение, написанное в 1934 году. Заставляющее задуматься о жизни в целом. Вся яркость и атмосфера той эпохи, переданы непревзойденно точно.
Эта книга многогранна, в ней есть и любовь, и страсть, и крушение иллюзий, и самообман, и сложные решения...
Книга описывает личную трагедию Дика Дайвера - молодого талантливого психиатра и затрагивает шесть лет его жизни от момента знакомства с ним, несколько раз уходя в прошлое и перескакивая через некоторые временные отрезки.
Потрясающие психологические портреты героев! Хорошо переданы их эмоции и чувства. Книга увлекает трагизмом судьбы главного героя, который пытался не потерять себя среди мира денег, богатых людей, но тем не менее себя погубил.
Действие книги происходит во Франции, Швейцарии, немного в Италии, поэтому приятно погрузиться в атмосферу Европы, уже и еще не раздираемой войнами.
Книга о любви, о любви трагичной, сжигающей и убивающей личность героя и любви молодой девушки, которая также запуталась, но выбрала путь славы и мир денег.
Счастливого конца нет. Но тем не менее книга интересна и прочитать её стоит. Великий, по истине чувственный тонкий роман с потрясающе выверенной композицией и стилем. И, конечно, иллюстрации придают книге невероятный шарм, как будто смотришь кино, но героев подбираешь сам.
Читайте, открывайте для себя что то новое. Рекомендую всем!
***
Очень люблю вот такие эксклюзивные вещи от ИДМ! Несомненно станет вашим украшением библиотеки. Иллюстрации Натальи Акимовой завораживают, очень точное попадание в атмосферу романа... Спасибо издателям!
Агата
***
"Ночь нежна" удивительно тонкий и глубоко психологичный роман американского классика, который многие критики ставят даже выше "Великого Гэтсби", а сам автор называл "самым любимым своим произведением". И это неслучайно: книга получилась во многом автобиографичной, Фицджеральд описал в ней оборотную сторону своей внешне роскошной жизни с женой Зельдой. Вожделенная американская мечта, обернувшаяся подлинной трагедией. В историю моральной деградации талантливого врача-психиатра он вложил те боль и страдания, которые сам пережил в борьбе с шизофренией супруги...
Но это книга не о болезни или смерти - она о любви.
***
Я еще раз прочла эту книгу. И не просто, а как и с "Лолитой" - подвела под этот монастырь еще некоторое количество близких людей. В этот раз книга ударила по мне еще больнее, еще острей было прочтение, и еще плачевней последствия(в переносном и буквальном смыслах). Попробую кое-как о ней рассказать. Уж простите за это "кое-как", иначе не получится.
Эта книга о внутренней и внешней трагедии одного хорошего человека... Его звали Диком Дайвером, он был многообещающим врачом-ученым, и просто - блестящим молодым человеком. Но однажды встретил девушку, которая силой своей любви смяла его волю, затолкала себя в него, влюбила и держала до последнего, пока не высосала досуха. Можно ли ее обвинить? Нет, это был ее единственный способ спастись. Иначе она погибла бы сама... Но разве Дику от этого легче... О, бедный Дик! Мне безумно жаль тебя... Ты во всем виноват сам, но я - я буду последней, кто тебя обвинит... Твоя душа для меня навсегда - родная, живая, трепетная, великая в своем самоотречении и никому не нужном страдании. Нет, не ищите в нем величия вы, прочие!
Для того чтобы его понять нужно прожить жить Дика, Николь и Розмари. Ах, как жаль, что я ее тоже прожила. Трижды. Одну свою, и две - прочтением. И еще пару раз проживу - столько, сколько буду перечитывать этот гениальный - мой - роман. Семейная сага, тонкие наблюдения, лямур-тужур - только мрачноватый и со вкусом горечи. Если интересно - читайте. Будет увлекательно, но кончится ничем. Совсем как в жизни.
***
На улице разбушевалась гроза. Давно не было в наших краях такого дождя, и эту ночь никак не назовешь нежной, но наверное, она больше подходит для того, что бы сказать хоть немного об этом удивительном романе.
Такая же буря чувств, как сейчас на улице, у меня в душе. Окно открыто, но я не хочу его закрывать, пусть ветер остужает мою горячую голову, мне нужен воздух. Я прошла этот путь и я так понимаю Дика.
Спасая другого человека он потерялся и запутался сам. Часто всего так и случается, редко бывает по-другому. И мне его жаль. Отличный парень был, и что в итоге- ни дома, ни друзей, ни врагов. Конечно, всё могло быть иначе, просто надо было не обращать внимания, жить и прожигать жизнь, развлекаться, практиковать, наслаждаться. Но не из тех людей был Дик. Он прежде хотел быть нужным. Нужным, востребованным, и когда он понял, что всё, что мог он сделал, тогда он потерялся. Но тогда ещё можно было его спасти..
Только хотел ли это сам Дик? Никто не виноват в том, что случилось. Всё было ясно с самого начала и молодой врач понимал на что он шёл, как мог сопротивлялся, но видимо, ему надо было пройти этот путь. Тяжёлый и грустный путь. Очень неоднозначный роман. Заставляет думать и не отпускает. И вроде стихла гроза за окном, и свежий воздух действительно делает ночь нежной, но так ли на самом деле она нежна, как кажется? Что мы знаем (не первый раз я задаю этот вопрос!) о благополучной семейной паре твоих знакомых, или что думаем о молодом человеке, который под зонтиком летнего кафе грустно вертит стакан пива в руке? Что творится внутри их души- мы не можем знать, а если бы знали, так ли нам это было интересно?
Роман современен, не смотря на то, что написан в 1934 году. Эта проза не устаревает, ибо проблемы, поднятые Фицджеральдом актуальны и сейчас, в наше время. Просто ещё раз убеждаюсь, что не вправе мы никого судить, потому что у каждого своя правда, и пусть даже нежная, но всё-таки ночь, но так ли это плохо, как нам кажется на самом деле? А разве могло быть иначе? Вопросы, вопросы, вопросы.. Порывы ветра доносят капли дождей, голова остывать не хочет и я погружаюсь в новые раздумья, пытаясь понять, простить, утешить.. А ещё сказать Дику. Многое ему надо сказать, но самое главное, что он лучший.
amanda_winamp
***
Роман Ф.С. Фицджеральда "Ночь нежна" - одно из самых известных и любимых у нас произведений американской литературы. История главного героя романа, молодого психиатра Дика Дайвера, увлекает лиризмом, светлым юмором, психологической достоверностью, объясняемой не только мастерством изложения, но и внутренней близостью его героя самому автору. Фицджеральд высоко ценил красоту, изящество, внутренний аристократизм, что нашло отражение в его произведениях.
***
Для меня пока что это лучшее произведение Фицджеральда, которое поначалу кажется не тем, какое оно есть на самом деле. Любовная интрижка, банальная и скучная, на деле оказывается лишь занавесом, за которым скрывается печальная тайна семейной четы. Доктор и пациент - или муж и жена? На какие жертвы мы готовы ради любимых? Способны ли мы к состраданию и посвящению своей жизни другому, больному человеку, особенно если этот человек болен душевно, что порой переносится гораздо тяжелее физического недуга? Это трагическая история, которая раскрывается постепенно, наращивая мощь, и оставляет после себя сотни вопросов.
Ольга Фомина
***
Фицджеральд пишет необыкновенно легко, будто невесомо. Он пишет о любви и реальной жизни. Он вплетает в истории о жестокой реалии свой легкий слог, немного упрощая, разбавляя серьезность, добавляя эту некую легкость, показывая читателю, что жизнь такая и есть, серьезная, но и одновременно все лишь игра. Это история о любви, о также и о всех проблемах, о всей грязи, о всех неприятных и отталкивающих сторонах, которые эту любовь окружают. Читатель погружается в историю постепенно, как-будто и правда знакомится с новыми людьми, со временем лучше узнавая героев, он также узнаёт и их реальную жизнь, скрытую от первого взгляда. Эти проблемы все больше копятся по мере продвижения по истории, чтобы в конце разом обрушиться на бедного читателя, просто раздавив его под собой. Хоть сначала я, вместе с главной героиней, и влюбилась в великолепного и блестящего Дика. В конце из-за всех этих пробоем, не моих в общем-то, однако ощущаемых мной так остро, я даже не могла его пожалеть. Я не знаю, что было бы со мной, окажись я вдруг на месте героев. Но я точно знаю, что попасть в эту историю не хотела бы ни за что на свете.
Анастасия Попова
***
Смогут ли Дайверы сохранить свой брак? Смогут ли вернуть былые чувства? Смогут ли восстановить гармонию в семье? Будут ли они еще так же счастливы, как 10 лет назад или разойдутся как в море корабли? И кто тогда будет виноват в раздоре? Отличный роман о психологии отношений. Всем любителям данной темы очень рекомендую. Эта книга учит смотреть на отношения с разных сторон, глазами разных героев. А это очень важно уметь делать по жизни.
Мария Непошивайленко
***
Потери - это неотъемлемая часть человеческого существования, и иногда, чем больше вы теряете, тем более уязвимы и нежны. Это психологическая история, которая следует за жизнью Дика Дайвера, и рассказывает историю его супружеских отношений на протяжении многих лет. Его жизнь терпит крах и моральные ценности тлеют. Он потерян и удручён психологическими проблемами своей жены. Тема одиночества, печали и саморазрушения уже стали традиционными для Фицджеральда, при этом он умело вписывает в роман темы гламурной жизни привилегированного общества на французской Ривьере. Определенно, роман отражает собственный опыт Фицджеральда в его борьбе с алкоголизмом и сложным браком с женщиной, страдающей психическим расстройством. Очень трогательная и печальная история, которая однако будет полезна каждому.
Ольга Кулькова
***
Книга о "прожигателях" жизни
Роман однозначно фантастический. Роман не о любви, не о верности, не о доблести и других высоких чувствах, о которых пишутся романы. Он о том, что человека не сделают счастливым ни семья, ни дети, ни деньги, ни любовь. А только он сам. Когда он живет в гармонии с собой, когда он воплощает свои мечты в реальность. Возможно это звучит немного «высокопарно», но вспомним наши юношеские мечты и даже цели. Как все тогда было прекрасно, и казалось весь мир лежит у ног. И на что в итоге мы их сменили? На дома, машины, Лазурный берег и т д и т п.
Вот и Дик Дайвер нам это наглядно показал. Он «счастливчик». Ему всегда по жизни везло, он красив, умен, обаятелен, его обожают все, он душа любой компании, он богат, и очень талантлив. Казалось бы, что еще нужно для успеха? Когда он был молод, у него были «наполеоновские» планы на жизнь. Стать самым выдающимся психиатром своего времени, написать книгу, которая должна была стать квинтэссенцией его самого. Он женится на очень богатой Николь, которая больна психически. И как бы все делается из самых благородных побуждений – помочь ей вылечится. Но за этим всем он теряет себя. Он красиво отдыхает, путешествует, растит детей, его жена излечивается. Вроде бы все прекрасно, НО он так и не сделал ничего для себя. Он жил для других. К сорока годам он начинает это понимать. Начинается его разложение: он начинает пить, он перестает быть любимцем для всех, теряет, как он считал, друзей, его оставляет жена. И в итоге он остается ни с чем. Он просто прожил свою жизнь ни сделав ничего, вообще никак себя не реализовав.
Каждый из нас задавал себе те вопросы, которые задавал себе Дик Дайвер. Как я живу? Я живу или существую? Зачем мне эта работа? Зачем мне эта женщина/мужчина? Как и он, мы задавали себе эти вопросы, но оставляли их без ответов, продолжая дальше «прожигать».
mihail.sherban
***
Последние две страницы оказались самыми тяжелыми и грустными. Порой мне казалось, что Дик сам тяжело душевно болен. С высоты своих знаний он видит в людях все их слабости, после чего испытывает глубокое отвращение к ним. Он невольно сам себя возвышает над этими людьми.
Он нуждался в Николь, как и Николь отчаянно нуждалась в нем. Подарить нормальную жизнь Николь – в этом он находил свой смысл жизни и своё призвание. Но Николь выздоровела и уже сама захотела свободы. Автор описывает Николь только с положительной стороны. Мне кажется, что она ушла от него, потому что хотела дать ему свободу. Она его отпустила.
Дик и сам устал от такой жизни. Он слишком много дал. Но я не думаю, что он смог бы обрести когда-нибудь счастье, если бы даже не не было никогда в его жизни Николь.
Невольно вспоминается Печорин.
«Ты можешь убежать от обстоятельств и людей, но ты никогда не убежишь от своих мыслей и чувств.»
– Эрих Мария Ремарк
Sara Al
***
Первая часть книги очень атмосферная. Летняя, курортная, роскошная. Красивые и состоятельные мужчины и женщины, радость и веселье, изысканные манеры, этикет интеллигенции прошлого века. И конечно, курортный роман. Ах, как приятно было читать вместо отпуска.
Во второй реальная жизнь героев, скрытая от публики. Ее читать, как возвращаться из этого прекрасного отпуска к вечным житейским проблемам. Оказывается, у богатых и веселых тоже куча проблем. И реальных, и надуманных.
Третья рассказывает о том, как из самого обаятельного и привлекательного превратиться в настоящего злыдня. И если первые две части от нас очень далеки. Мы же не миллионеры, где мы и где она, солнечная Ривьера?! То в третьей нет нет да и задумаешься, ах ну зачем он не сдержался? Пара гадких слов и настроение у всех испорчено. И понимаешь, а ведь и я иной раз такой же злыдней бываю. Чур меня, в такое превратиться!
Первая часть многим нравится, затем люди понимают, что эти психи им надоели, читать скучно и нудно. Целиком и полностью книга однозначно понравится только любителям сложного, очень образного слога. Невероятные сравнения. Игра слов такая буйная, предложения так нагромождены, что некоторые приходится неоднократно перечитывать, чтобы понять. Но картинки в воображении рождаются моментально. Я обожаю такой такой слог, волнующий воображение, поэтому мне книга понравилась.
Очень интересно Фицджеральд описывает людей. Может долго рассказывать о внешности, не указывая ни цвета глаз, ни формы носа и губ, ни прически. Удивительно. А мы читаем и как-то героя себе представляем. Позволю себе цитату: "это лицо будто было задумано сильным и значительным, с крупной роденовской лепкой черт, с той яркостью красок и выражения, которая неизбежно рождает мысль о темпераментном, волевом характере, но при отделке резец ваятеля стесал его до обыкновенной красивости".
Так же удивительно описан званый ужин. Много много страниц, но не вдаваясь в то, какие были блюда, кто во что одет. Даже диалогов почти нет! Только калейдоскоп образов.