О книге
Это самое известное литературное произведение русского писателя, путешественника и этнографа В. К. Арсеньева, описывающее его путешествия 1907 года по горным областям Сихотэ-Алиня. В книге читатель найдёт картины из природы Уссурийского края и жизни населяющих её людей: русских, китайцев, корейцев, удэгейцев и др. Особое место занимает история взаимоотношений писателя с проводником гольдом (нанайцем) Дерсу Узала, ставшего ему другом.
Издана в 1923 году. По словам самого автора, книга была готова к печати уже к 1917 году, как и книги «По Уссурийскому краю» и «В горах Сихотэ-Алиня».
Увлекательный сюжет, развертывающийся на фоне картин природы и жизни малых народов Дальнего Востока, литературный язык поставили эту книгу в ряд лучших произведений России среди географической и приключенческой литературы.
Для широкого круга читателей.
Кто же такой Дерсу Узала?
Дерсу Узала (1849 - 1908) - охотник, нанаец (гольд), всю жизнь проживший в тайге.
У него никогда не было дома, он жил под открытым небом и только зимой устраивал себе временную юрту из коры или бересты. Вся его семья умерла от оспы и он жил в одиночку, промышляя охотой в сопках.
Встреча Дерсу с писателем-этнографом Владимиром Арсеньевым стала легендарной.
В качестве военного топографа Арсеньев в 1902-1907 годах совершил ряд экспедиций по Южному Приморью и горной местности Сихотэ-Алинь, собрал богатейший научный материал о рельефе, геологии, растительном и животном мире этого края и населяющих его малых народностях.
Арсеньев уговаривает Дерсу стать проводником его отряда, и во время путешествия между ними зарождаются теплые отношения. А когда на озере Ханка Дерсу спасает капитана от неминуемой смерти, они становятся настоящими друзьями.
Владимир Клавдиевич и «лесной человек» Дерсу прошли (1906-1907) вместе многие километры уссурийской тайги и стали большими и добрыми друзьями. После экспедиции 1907 года Арсеньев пригласил полуслепого Дерсу пожить в его доме в Хабаровске.
Дерсу очень любил своего «капитана», но жизнью в городе тяготился. Ему, вольному сыну лесов, было душно в четырех стенах. Весной 1908 года он распростился со своим добрым другом и пошёл пешком в Приморский край, на свою родину, к истокам реки Уссури.
Его нашли убитым близ станции Корфовская, совсем недалеко от Хабаровска. Сумерки застали его в пути. Дерсу развел костер у самой дороги, чтобы скоротать холодную весеннюю ночь. Это был его последний костер.
**Очень рекомендуем посмотреть советско-японский художественный фильм "Дерсу Узала" (1975), режиссёр Акиро Куросава, по мотивам произведений В. К. Арсеньева «По Уссурийскому краю», в роли Дерсу Максим Мунзук. Он получил премию «Оскар» как лучший иностранный фильм (1976).
А.Плоткин, https://ecotours.ru/
Об авторе
Арсеньев Владимир Клавдиевич (1872–1930), подполковник царской армии, натуралист, путешественник, этнограф, писатель-гуманист, популяризатор науки, исследователь Дальнего Востока; член Российского географического общества, почетный член Вашингтонского национального и Британского королевского географических обществ.
Родился в Санкт-Петербурге в семье железнодорожного служащего — выходца из крепостных крестьян; мать — крепостная крестьянка. После окончания в 1895 году Петербургского юнкерского пехотного училища служил в полку города Ломжа (Польша), в 1900 году был переведен во Владивосток.
В 1902–1903 годах предпринял ряд экспедиций для изучения Южного Приморья, с января 1903-го стал начальником конно-охотничьей команды. Во время русско-японской войны 1904–1905 годов руководил гарнизонной разведкой, был награжден тремя орденами.
В 1906–1910 годах исследовал горы Сихотэ-Алиня. По указу Николая II в 1910 году был освобожден от службы и переведен в Главное управление землеустройства и земледелия с сохранением воинского звания и чинопроизводства.
Первую сводку о природе и населении Уссурийского края Арсеньев опубликовал в 1912 году. В 1918 году путешествовал по Камчатке. Летом 1922 года посетил Гижигинский район, по возвращении чудом спасся от тайфуна на Охотском море. В следующем году отправился на Командорские острова, а в 1927 году прошел по маршруту Советская Гавань — Хабаровск. Во всех экспедициях изучал быт, обычаи, промыслы, религиозные верования, фольклор народов Дальнего Востока.
В 1910–1918 годах Арсеньев заведовал краеведческим музеем в Хабаровске, одновременно преподавал в Дальневосточном университете и во Владивостокском педагогическом институте (стал профессором в 1921 году), а также в народных университетах Хабаровска и Владивостока. Состоял членом 20 научных обществ и учреждений Сибири и Дальневосточного края. Активная деятельность и душевные качества заслуженно принесли ему почти легендарную славу.
Арсеньев создал новое, краеведческое направление в отечественной научно-художественной литературе. Его многократно переиздававшиеся книги "По Уссурийскому краю" (1921), "Дерсу Узала" (1923) и "В горах Сихотэ-Алиня" (1937) проникнуты любовью к природе Дальнего Востока, дают поэтическое и в то же время научное изображение жизни тайги, рассказывают о мужественных людях.
По официальной версии, Арсеньев умер от крупозного воспаления легких. Это заключение вызвало недоумение у многих его современников, а скоропалительные (на следующий день после смерти) похороны усилили подозрения в его загадочной гибели. Судьба родных не менее трагична: вдова была расстреляна в 1938 году по ложному обвинению в шпионаже (реабилитирована посмертно в 1958 году); дочь осуждена на 10 лет лагерей (1941–1951); брат, арестованный в 1937 году, бесследно исчез.
Именем Арсеньева названы приток Уссури, две горы (в Сихотэ-Алине и на острове Парамушир), вулкан на Камчатке, город и поселок.
Развороты книги
Отзывы
Русский учёный и писатель Владимир Арсеньев путешествует по тайге, где встречает местного охотника Дерсу Узала – мудрого, доброго и отважного человека. Старый и опытный следопыт знает и уважает тайгу и ее обитателей, он разговаривает с великим духом леса и безо всяких карт ведет через глухомань и буреломы молодых ученых, приоткрывая завесу тайны и неповторимой красоты сибирской природы.
Роман познакомит читателя с природой Уссурийского края и народами, населяющими его, их бытом, обрядами и легендами. Арсеньев правдиво и увлекательно повествует о жизни в тайге, где каждый неверный шаг грозит охотнику смертью, где животных убивают не для развлечения или ради трофеев, а для пропитания, где люди помогают друг другу выжить, не прося ничего взамен.
Дикая красота непроходимой тайги с ее реками и скалами, главный герой Дерсу, непревзойденный следопыт и охотник с его природной мудростью и нетронутым цивилизацией восприятием мира, - все это делает путевые описания захватывающей книгой о приключениях.
***
«Днём, при солнечном свете, мы видим только землю, ночью мы видим весь мир»
В. К. Арсеньев
Не получалось никак раньше собраться с мыслями, чтобы рассказать о произведениях Владимира Клавдиевича Арсеньева, и вот, наконец! Хоть отзыв помещаю под книгой «Дерсу Узала», но, прочитал я сразу и «Дерсу Узала» и «Сквозь тайгу», поэтому пишу свои впечатления, как об одном цельном произведении.
«По Уссурийскому краю», «Сквозь тайгу», «Дерсу Узала» - эти книги для вас, если:
если вы устали от суеты и шума города, если вам, как и мне, даже дома вечером нельзя остаться в тишине из-за езды автомобилей под окнами;
если вы хотите, пусть на час, да даже на полчаса, но оказаться наедине с собой и со своим внутренним созерцателем, тем единственным, кто всё ещё слышит и понимает природу;
если вы хотите бросить всё и уехать подальше с рюкзаком за плечами, туда, где самое высокое — это не высотки на бульварах Хабаровска, а скалы, сопки и уходящие ввысь на десятки метров тополя, кедры, но город не отпускает вас, держит крепко;
если вы хотите прочесть про настоящие человеческие характеры, про неумолимость Дальневосточной тайги, про невымышленные опасности и про труд жить.
Наконец, если вы гуляете во время обеденного перерыва, или в свободное от пар или уроков время на улице по уединённым улочкам, куда заглядываете лишь вы, да заблудившиеся прохожие, зато со всех сторон доносятся птичья трель, а весенний воздух пахнет проснувшейся жизнью, то возьмите с собой эти книги. Возьмите их. И позвольте таёжным тропам, по которой ходили Владимир Клавдиевич Арсеньев со своим верным, бескорыстным другом Дерсу Узалой, пролечь внутри вас. Впустите их и вновь почувствуйте себя не оторванным от дерева листочком, кружащемся без опоры, а частью чего-то большого, чего-то сурового, но прекрасного. Того, что мы зовём Природой.
«Часам к четырем пополудни мы подошли к скалам. Величественное зрелище представилось нашим глазам. Семь гранитных штоков высилось кверху. Они действительно имели причудливые формы: один из них был похож на горбатого человека, опирающегося рукой на голову какого-то фантастического животного; другой — на старуху, одетую в длинную мантию; третий — на гигантскую жабу; четвертый — на нож, воткнутый черенком в землю….
Все грани и углы скал сглажены деятельностью сильных северо-западных ветров. Эти скалы представляют собой классический образчик эоловой эрозии, когда ветры в течение долгого времени могут обтачивать выдающиеся части камней сами по себе, без участия песка. Быть может, шлифовальным материалом служили обледенелые снежинки.
Высокие громады, молчаливо поднимающиеся кверху, хаотически нагроможденные глыбы у подножия их, заваленные буреломом, и лес, полный таинственной тишины, создавали картину мрачную и дикую. Когда над скалой проходило облако, то казалось, будто оно стоит на месте, а скала двигается, наклоняется и вот-вот со страшным грохотом опрокинется на землю»;
«В переходе от дня к ночи всегда есть что-то таинственное. В лесу в это время становится сумрачно и тоскливо. Кругом воцаряется жуткое безмолвие. Затем появляются какие-то едва уловимые ухом звуки. Как будто слышатся глубокие вздохи. Откуда они исходят? Кажется, что вздыхает сама тайга»;
«… поднялся на ближайшую сопку. Красивая панорама развернулась перед моими глазами. Сзади, на востоке, толпились горы; на юге были пологие холмы, поросшие лиственным редколесьем; на севере, насколько хватало глаз, расстилалось бесконечное низменное пространство, покрытое травой. Сколько я ни напрягал зрение, я не мог увидеть конца этой низины. Она уходила вдаль и скрывалась где-то за горизонтом»;
«С первого же шага буйные травы охватили нас со всех сторон. Они были так высоки и так густы, что человек в них казался утонувшим. Внизу, под ногами, - трава, спереди, сзади — трава, с боков — тоже трава только вверху — голубое небо. Казалось, что мы шли по дну травяного моря».
Пусть я там и не был, пусть не совершал смелый, полный опасностей и лишений поход, но читая такие живые строки, мне казалось, будто я шёл позади отряда и наблюдал всё своими глазами: и Великую тайгу во всей её первозданной силе, красоте, грозности; и смешного лакомку-медведя, пытающегося добраться до мёда; и Дерсу Узалу, кричащего на притаившегося амбу; и коварные отряды бандитов — хунхузов; и звёздное небо ночью, каким его можно прочувствовать лишь в тайге; и крепкую дружбу между русским офицером и гольдским охотником, между цивилизацией и природой.
«Чем ближе я присматривался к этому человек, тем больше он мне нравился. С каждым днём я открывал в нём новые достоинства. Раньше я думал, что эгоизм особенно свойственен дикому человек, а чувство гуманности, человеколюбия и внимания к чужому интересу присуще только европейцам. Не ошибся ли я?».
Именно Дерсу Узала — сын тайги — оказался вместилищем всех тех качества, что делают из нас людей. Наверное, потому, он и занял прочное место в мировой литературе.
P. S. Владимир Клавдиевич сумел так описать свои путешествия, что они стали частью меня. Как же мне не хотелось расставаться с Дерсу Узалой, но книги были прочтены! И как хорошо, что есть два замечательных фильма, сумевших ещё на несколько часов продлить моё прибывание на хребтах Сихотэ-алиня. С огромным удовольствием я вновь пережил все приключения.
Оба фильма так и называются: «Дерсу Узала», только один 1961 года выпуска, а другой — 1975 г.
#trkultura
Искаев Роман
***
Наконец, я нашла своего любимого литературного персонажа. До сегодняшнего дня я никому не отдавала предпочтения. Были конечно герои, к которым я испытывала бо́льшую симпатию, чем к остальным (первое, что приход на ум - капитан Блад), но так, чтобы я влюбилась в персонажа - это впервые. Дерсу Узала - теперь моя первая литературная любовь. Я не буду описывать, чем именно мне так близок этот персонаж (чтобы это понять, нужно самому прочесть дилогию Арсеньева, в которой он так любовно описывает своего героя). Скажу только, что Дерсу - это мой идеал человека. Причем человека, которым я и сама хотела бы быть, но это невозможно.
Почему я говорю о Дерсу как о литературном персонаже - Дерсу Узала и есть литературный персонаж, созданный в воображении Владимира Арсеньева. Настоящий Дерсу - Дерчу Очжал - конечно же не был таким идеальным, многие сцены Арсеньев опустил (в то время, как в дневниках они присутствовали), некоторые изменил, подгоняя под литературный замысел романов (об этом я ещё расскажу в рецензии на книгу "По следам Дерсу Узала"). Арсеньев создал идеальный образ человека, живущего в гармонии с природой, мудрого, рассудительного, внимательного и, как бы мы сегодня сказали, толерантного к другим "люди", но совершенно чуждого условностям и узам городской суеты.
Я под огромным впечатлением от дилогии Арсеньева о Дерсу и оцениваю ее целиком, хотя если говорить о книгах по отдельности - роман "По Уссурийскому краю" мне понравился чуть больше. В "Дерсу Узала", как мне показалось, ещё больше чем в первой книге описаний местностей, рек, гор, перечисления растений и птиц - от которых я, честно говоря, под конец просто устала. Но все равно - оба романа однозначно попадают в список моих любимых книг.
sleits, livelib.ru
***
Повесть о простом и прекрасном Первый раз прочитала книгу, и была покорена заглавным персонажем. Дерсу Узала - это сочетание талантов и добродетелей (Афанасьев, наверно, и хотел создать такого героя):
как Шерлок Холмс, он по следам воссоздает картину происшедшего и дает характеристику участников;
как Робинзон Крузо, из подручных средств он способен моментально соорудить нужные вещи; как Иоанн Кронштадтский, он щедро помогает нуждающимся...
Он знает несколько языков, он находчив, склонен к самопожертвованию, честен (и уверен в честности других), ко всем - и людям, и животным - относится с добротой и пониманием. Таких героев в мировой литературе наперечет (в жизни их тоже мало).
Это что касается спутника капитана - повествователя. А что касается автора - он дает нам чудесные описания природы, картины восходов, закатов, бурь и гроз, которые не надоедают, такой язык и настрой у писателя. Мне запомнилось сравнение дерева в инее с белым кораллом - нигде такого не встречала.
Гибель Дерсу в конце книги переживается как личный удар.
staro-orlovskaya, livelib.ru
***
Дерсу Узала - коренной житель Уссурийского края. Он не просто знает местные реки, горы, тропинки, приметы... он распознаёт звуки, понимает поведение и язык животных. Только для него всё живое - это не звери, птицы, рыбы, а ЛЮДИ. Так он называет любую божью тварь.
Дерсу - "лесной человек", никто лучше него не проведёт экспедицию по намеченному маршруту. Поэтому Арсеньев понимал, что ему очень повезло с проводником. И тут дело не только в профессиональных навыках, а в большой человечности этого необыкновенного гольда. Потеряв семью во время эпидемии оспы, он не очерствел душой, не озлобился, но жил одиноко.
Владимир Клавдиевич Арсеньев - военный топограф, у него свои задачи по разведке территории, по изучению пород, растительного и животного мира, и он всё это заносит в дневники, исследует, классифицирует. Но наряду с научными трудами, пишет книгу про Дерсу, потому что полюбил этого человека, который не раз выручал Арсеньева и даже спасал ему жизнь, а потом стал настоящим другом.
Образ Дерсу автор запечатлевает с большой душевной теплотой и уважением. И если кто-то во время отдыха вдруг засмеётся над рассказами проводника о местных духах, то тут же укажет на их собственные страхи и предубеждения. Он уважал старика за доброту и справедливость (всегда поделится добычей поровну со всеми нуждающимися), за опыт следопыта - умение читать по следам (кто прошёл, когда, какой национальности, какого возраста), за любовь ко всему живому. И когда Дерсу Узала потерял зрение, а меткость - главное для охотника на пушного зверя, то забрал полуслепого старика с собой. Только город - не место для лесного человека.
Трагическая смерть оборвала жизнь старика, так и не успевшего возвратиться домой...
varvarra, livelib.ru
***
Владимир Арсеньев, написавший книгу, был путешественником. Он занимался исследованиями Уссурийского края. Книга скорее даже не художественная, а документально-художественная, изобилует бесконечными названиями рек, деревьев, растений, зверей. Кажется, будто ты идешь вместе с его экспедицией, переживаешь лишения, борешься с трудностями, охотишься на зверей, встречаешь охотников и жителей тех мест, слушаешь советы проводника-гольда Дерсу.
И порой удивляешься совершенно другому восприятию мира китайцами, корейцами, туземцами, староверами, которых экспедиция встречает по пути. Сам Дерсу считает людьми всех зверей, он видит живую душу у всех предметов. Этот человек сроднился с природой, читает ее послания и звуки. Он - дитя природы. Наивный, мудрый и человечный, готовый поддержать и помочь в любой момент, готовый рисковать своей жизнью ради спасения людей.
Вынужденный приехать жить в город, он не принял его правила, не принял жестких рамок и условий. Он понял, что в городе надо жить не так, как хочет он, а как этого хотят другие. Чужие люди окружали его со всех сторон и стесняли на каждом шагу. И он снова едет в тайгу. В общем, если вам хочется побродить по тайге, помечтать о путешествиях, почувствовать дух экспедиции, эта книга вам понравится.
NataliyaKoroleva, livelib.ru
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/493183/