Бывает, заходишь в детскую, а её, кажется, захватили армии игрушек, почти не оставив места для ребёнка. Другая история — когда все куклы и мишки красиво расставлены на полках, но так высоко, что ребёнку и не достать…
Дети разучились играть
Детские психологи все чаще говорят о нарастающей проблеме — дети разучились играть. По большому счету, их привлекают обладание и исследование, а игровая деятельность сводится к минимуму. Обладание — это желание покупать все новое, что появляется в магазинах детских игрушек. А исследование — это разглядывание и «демонтаж» игрушки с целью изучить ее содержимое. Психологи заметили, что дети, приходя в гости друг к другу, долго рассматривают богатства хозяина, но играют мало.
Если игрушек в комнате много, сложно выбрать, во что поиграть. Сравните это с ситуацией выбора у взрослых. Когда гардероб взрослого человека ограничен 3−5 нарядами, решить, что именно надеть, значительно проще, чем при наличии 10 вариантов. Но если взрослому легко переключить внимание и принять осознанное решение, то ребенку это сделать тяжело. Детская психика не столь подвижна, а выбор не столь осознан.
Стеллаж и контейнеры
Раньше для хранения игрушек использовали большие контейнеры, объемные сетки, коробки. Считалось, что расставлять игрушки по полочкам или сортировать по ящикам дети не будут. Им проще собрать все в один контейнер. Но когда этот контейнер открывается для новой игры, ребенок долго ищет нужную игрушку или увлекается первой попавшейся, даже если изначально у него было желание поиграть во что-то другое.
Время устойчивого внимания ребенка дошкольного возраста ограничено 15−20 минутами. Основную часть этого времени он тратит на выбор занятия или поиск игрушки в большой коробке. 90% энергии тратится не на полезную игру, а на поиск и перебирание игрушек. Либо на те же игрушки, которыми он играл вчера, — и только потому что они лежат сверху. И когда в очередной раз ребенок заинтересуется содержимым своего контейнера, его время и энергия снова будут потрачены непродуктивно.
А ведь мы хотим, чтобы наши дети проводили время с пользой и не расходовали свою энергию впустую. Чтобы все происходило именно так, психологи советуют ограничивать количество игрушек в детской.
Удобно организовать хранение детских сокровищ помогут небольшие стеллажи, подходящие по росту вашему ребенку, а также тумбы, комоды или полки. Из всего богатства игрушек выберите вместе с ребенком то, что интересует его в данный период, и рассортируйте на несколько комплектов.
Отложите не более 5 кукол и столько же машинок, 1 набор кубиков и 1 конструктор. Добавьте к этой компании 3−5 животных. Разложите такие наборы по отдельным ящичкам, корзинкам, коробкам и небольшим контейнерам. Обязательно оставьте 4−7 книжек, пару раскрасок и набор пазлов.
Карандаши или фломастеры лучше хранить в стаканчике — маленьким детям неудобно каждый раз доставать и складывать их в коробки. Если эти принадлежности всегда будут у них перед глазами в готовом к использованию виде, есть большая вероятность, что дети начнут с удовольствием рисовать.
Польза такого способа хранения игрушек
- Складывать по пять предметов в разные контейнеры проще, чем сваливать груду игрушек в один ящик.
- Дети будут сами наводить порядок в комнате, с интересом сортируя игрушки.
- Зная, где что находится, они будут подходить к стеллажу целенаправленно и перестанут тратить время на поиск.
- Время устойчивого внимания вашего ребенка будет потрачено с пользой.
Дополнительная польза стеллажа
- Дети в возрасте до 3 лет любят все сбрасывать на пол. Стеллаж с небольшими коробками и минимумом игрушек поможет быстро навести порядок после разгрома. Кроме того, он станет настоящим помощником в развитии ребенка, потому что в этом возрасте полезнее открывать всякие крышки, ящички и дверки, а не брать предметы с полки.
- В возрасте от 3 до 6 лет полезно деление игрушек на категории: транспорт, посуда, овощи и так далее. В этом снова помогут коробки-ящички на стеллаже. Они организуют пространство, приучат ребенка к системе хранения.
- В этом же возрасте дети начинают читать и считать, поэтому, если вы подпишете коробки или наклеите этикетки на корзинки, им будет интересно пересчитывать содержимое и читать надписи.
- Дети 7−9 лет играют меньше, так как уже ходят в школу. Игрушки не должны отвлекать их от уроков. И в данном случае стеллаж с коробками спрячет игрушки с глаз, они не будут мешать концентрации на учебе.
- А вот подростки предпочтут взрослый полноразмерный стеллаж, в котором будут отсеки, закрывающиеся на замок.
Важно!
Детская игра — это своеобразная подготовка к взрослой жизни, она учит ребенка взаимодействовать с самыми разными предметами.
Если он с детства привыкнет к соблюдению порядка, то в дальнейшем сможет учиться и работать, избежав звания безнадежного неряхи и неорганизованного человека.
Не стоит требовать от ребенка стремления к перфекционизму и идеалу, но минимальный порядок такими мерами поддерживать несложно. Дети, научившиеся самостоятельно убирать и сортировать игрушки, позже с легкостью содержат в порядке свои учебники, тетради и рюкзак.
Lego
А вот детали конструктора Lego, наоборот, лучше хранить в одном большом контейнере. Смысл игры в Lego — это конструирование с помощью имеющихся образцов и собственного воображения.
Чтобы конструировать что-то новое, ребенку нужен максимальный выбор, все детали должны быть под рукой, поэтому как раз в данном случае нужно соединить все наборы и перемешать их в одном большом контейнере или рассортировать в несколько по категориям (цветам, формам, назначению).
Если ребенок будет собирать один и тот же набор по инструкции, он никогда не научится конструировать самостоятельно. А Lego дает прекрасные возможности для творческого подхода.
А куда остальное?
Оставшиеся игрушки уберите в коробки и разместите на верхних полках шкафа, кладовки или гардеробной. Раз в 1−3 месяца меняйте наборы игрушек, вынимая новые из припрятанных коробок. Благодаря такой схеме в детской освободится полезное пространство, создадутся условия для игры и отпадет необходимость часто покупать очередные партии игрушек, потому что каждый раз будет срабатывать эффект новизны.
Итак, организовав удобное, осмысленное хранение игрушек в детской, вы:
- покажете ребенку, что поддерживать порядок можно легко и просто;
- поспособствуете развитию внимания вашего малыша;
- активизируете его полезную деятельность;
- закрепите в сознании ребенка ощущение успеха, что поможет ему во взрослой жизни.
Как своими силами спланировать и обустроить для ребёнка самую лучшую детскую на свете? Книга расскажет о дизайне детской комнаты: о зонировании, стилях, отделке, помогая избежать многих распространённых ошибок. Автор не только дизайнер, но ещё и педагог, поэтому учитывает важную вещь: пространство должно быть не просто комфортным, безопасным, но и развивающим. И ещё один момент, о котором часто забывают родители: ребёнок быстро растёт, поэтому детскую лучше сразу планировать так, чтобы её легко можно было переделать всего через несколько лет.
Источник: https://www.kanal-o.ru/