О книге
Никогда еще писательский дуэт Жвалевский/Пастернак не получал от своих тест-читателей таких разных отзывов на рукопись — от «таких шестиклассников не бывает вообще» до «я чувствовала себя всеми героями сразу». И это отлично! Но кое-что придется все-таки пояснить. Во-первых, у «Банальных историй» нет единого сюжета — это сборник новелл про шестиклассников. Каждая новелла состоит из нескольких частей. Каждая часть — рассказ одного из героев. А во-вторых, если книга про шестиклассников, это не означает, что она лишь для них. Среди персонажей — младшие и старшие сестры, родители, учителя и прочие взрослые. Авторы надеются, что все эти разнообразные читатели выяснят: банальных историй в жизни не бывает.
Художник: Евгения Двоскина
- Простые с виду, но совершенно небанальные сюжеты: в каждом — сюрприз!
- Виртуозное владение «фирменным» приемом смены точки зрения на ситуацию.
- Честность во всем: живые, настоящие герои без фальши и сюсюканья.
Авторы о себе:
— Привет! Мы — Андрей Жвалевский…
— …и Евгения Пастернак!
— Мы белорусские писатели, но пишем по-русски.
— Живем в Минске…
Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак — одни из самых известных современных авторов, пишущих по-русски для детей и подростков. За 13 лет совместного творчества они стали лауреатами и финалистами множества литературных премий: «Алиса», «Алые паруса», «Заветная мечта», «Книгуру», имени Владислава Крапивина, имени Сергея Михалкова, «Ясная Поляна», «Размышления о Маленьком Принце» и др. Очень часто книги Жвалевского и Пастернак выбирают сами читатели при различных читательских голосованиях: «Книга года» Московской библиотеки им. Гайдара, «Нравится детям» Ленинградской и Белгородской областей, «Старт Ап», «Книга года: выбирают дети» и т.д.
Отзывы
Из отзывов тест-читателей:
Хороший оказывается плохим, плохой хорошим, и не все, оказывается, однозначно и предсказуемо с первого взгляда. Словно крутишь кубик и с разных сторон — разная картина мира. Буллинг, детские травмы, разочарования в мире взрослых. Очень актуальна тема «инстаграмности» современной жизни, когда конфетная обертка важнее начинки. И дети — как борцы, как супергерои. Воюют с миром взрослых, зарождая надежду. И продолжают верить в доброе. И формат понравился, он современен — рассказ как длинный пост.
Лейда Муромцева
***
Меня как училку порадовала история про сочинение Милки. Фарс, конечно, но точно передающий тенденции «вертикали школьной власти». Страх. Вот что движет и завучем, и директором, и районным начальником. Бояться надо бы совсем другого — оболванивания детей и воспитания послушных роботов.
Екатерина Котова, учительница русского и литературы, Петербург ***
Все рассказы пронзительны, каждый по-своему. «Новенький» — про тотальное одиночество интроверта, который создает себе мир и, вероятно, будет классным писателем-фантастом, — и про кота. Очень за кота переживала... Злободневные темы, отличные характеры, стиль простой и внятный — просто замечательно всё.
Светлана Герш
***
Это отзыв моей дочери Алены, ей 12 лет. Я набирала на компе за ней. Можно ли это давать шестиклассникам? Да. Понятен ли эпилог? Да. Нужно ли вступление, в котором объясняется структура рассказов? Нет. Что понравилось? То, что это про ровесников. Но это не для тех, кто хочет только экшена. Это чтобы сесть спокойно вечером с чашечкой чая — тепло, уютно, спокойно, и хочется читать.
Лара Коланда
***
Думаю, вам часто говорят, что вы переводчики между взрослыми и подростками. А тут мне представилось чего-то, что вы перевозчики с одного берега на другой. Есть два берега: подростки и взрослые. Они параллельны друг другу и не пересекаются, естественно. Все между ними живое и движущееся, меняющееся. И вы вдвоем на плоту курсируете от одного берега к другому, обеспечивая связь между мирами.
Татьяна Гордеенко
***
В каждой истории я узнала себя. Причем не в одном герое, а во всех и сразу. Это поразительно — насколько точно описаны мысли персонажей. Возникло впечатление, что я просто перенеслась в другую вселенную — такую же настоящую и реальную, как наша. Эта книга для шестиклассников? Нет, не кажется, это еще и для родителей, и для учителей, и вообще для всех взрослых. Это шанс посмотреть на себя со стороны.
Аня Салова
***
Некоторые ученики и учителя очень напоминают мне моих учителей и одноклассников. Но мне кажется только, что можно было бы заменить современные жаргонные слова на литературные, ведь если старшее поколение начнет читать книгу, оно может не понять смысл некоторых слов. С другой стороны, это, возможно, поможет сблизиться старшему поколению с младшим.
Тишина Вероника, 13 лет, город Москва
***
Особенно здорово, что видна сквозная тема — школьный и жизненный абсурд, ожидания, которые оказываются вывернуты наизнанку. Все про взаимоотношения, что, по-моему, для младших подростков вообще самая важная тема, про то, как тебя воспринимают другие и насколько это адекватно. Очень реалистично. Видят только то, что хотят видеть, и не только взрослые, но и сами дети. Поэтому идея рассказа с разных точек зрения (включая котиную) работает отлично.
Ольга Бухина
***
Эпилог чудесен. Тут герои как будто бы за пределами своих историй. Потому что на самом деле именно так их истории выглядят снаружи. Он замечательно срабатывает как точка сборки, и важно, что завершается все на «вдохе», когда момент соприкосновения найден. Есть контакт, все ожили. Все-таки это книга для шестиклассников, а не только про них.
Дария Маркова
***
Эта книга представляет большой интерес для меня как родителя. Но при этом ее интересно и читать вместе с детьми, обсуждая те или иные ситуации, становясь при этом ближе. Читать рассказы мне вообще нравится, особенно вместе с детьми. Для детей вообще эта форма, как мне кажется, ближе. Уж больно они привыкли читать небольшие тексты в сети Интернет. Мои дети крупные произведения часто не дочитывают, а вот рассказы читают с удовольствием.
В этой книге «двухголового автора» (как часто называют Жвалевского и Пастернак читатели) все не просто. Впрочем, в нашей жизни тоже, согласитесь, все не так уж просто, по крайней мере, не так, как подчас хотелось бы. Вопросы в книге затрагиваются самые острые – это детская жестокость, проблема повального увлечения социальными сетями, горькие разочарования, особенно – во взрослой жизни.
А еще нельзя не заметить, что герои в этой книге – живые, реальные. Ну, совсем забываешь о том, что это вымышленные персонажи. Уж больно хорошо описаны действующие лица, их характеры, поступки, переживания, мысли. И все это простым языком, доступным и шестикласснику.
Всем советую приобрести или взять в библиотеке это уникальное издание. А уникально они, прежде всего, тем, что делает детей и взрослых ближе. А потому – не откладывайте в долгий ящик. Заваривайте вкусный чай, и приступайте к чтению в самой лучшей компании – компании своих детей!
***
Открыв однажды удивительных авторов Евгению Пастернак и Андрея Жвалевского, неизменно слежу за их творчеством: читаю все выходящие книги, в качестве тест-читателя знакомлюсь в социальных сетях с черновыми вариантами произведений (удивительная и увлекательная инициатива авторов!), участвую в их встречах с читателями, пропагандирую по возможности творчество писателей для взрослых и детей.
"Банальные истории" - новый шаг и новый опыт талантливых авторов. Сборник рассказов про шестиклассников и для всех, кто готов вглядеться в себя и в других и увидеть за "банальной" историей небанальную личность маленького человека. Это зеркало для ребёнка, учителя, родителя, это подсказка и стимул для тех, кому кажется, что он оказался в безвыходной ситуации. Авторы - всегда адвокаты для героев, которые способны думать и чувствовать, даже в тех случаях, когда, как кажется, глядят на них с иронией; авторы - всегда обвинители для тех, кто превращает уникальную человеческую ситуацию в банальную и для кого окружающие люди (в том числе и дети) обезличены и являются всего лишь статистической единицей.
Будем читать и, закончив книгу, перечитывать её, а потом ждать новых творений Е.Пастернак и А.Жвалевского!
Иванов Игорь
***
Рассказы в книге захватывают сразу. Создается ощущение, что ты находишься в одной квартире с героями, которым порою так тяжело найти взаимопонимание. Погружаясь в их истории, начинаешь думать:а я, случайно, не живу так же? Каждая бпнальная история действительно оказывается небанальной. Рекомендую книгу к прочтению и к обсуждению дома и на уроках и детям, и родителям, и учителям. Это такая литература, которой сегодня так не хватает для чтения и анализа в среднем школьном звене. Быстро ее читать нельзя:прочитал - подумал-обсудил, а потом что-то изменил в себе или совершил добрый поступок
Кадырова Наталья