Лейла Сазонтова "Жизнь без школы. Как организовать семейное обучение для вашего ребенка"

Лейла Сазонтова "Жизнь без школы. Как организовать семейное обучение для вашего ребенка" 04.08.2020

Лейла Сазонтова "Жизнь без школы. Как организовать семейное обучение для вашего ребенка"

О чем

Книга "Жизнь без школы" будет интересна тем, кто только присматривается к пути хоумскулинга или же уже радостно идёт по нему.

Книга "Жизнь без школы" будет интересна тем, кто только присматривается к пути хоумскулинга или же уже радостно идёт по нему. В книге подробно рассматриваются самые животрепещущие вопросы: как перевести ребёнка на СО, решить вопросы социализации, выстроить учебный процесс, сдать аттестации и при необходимости — вернуться в школу.
«Жизнь без школы» — это не скучная теория: автор делится личным примером (сын Лейлы стал хоумскулером во 2 классе) и историями десятков людей, выбравших свободное образование.

Для кого

Книга будет интересна всем, кто присматривается к пути хоумскулинга или радостно идёт по нему.

Об авторе

Сазонтова Лейла - член Союза журналистов России, автор статей о семейном образовании и консультант по хоумскулингу. Лейла забрала своего сына Льва из школы, когда тот учился во втором классе. С тех пор прошло больше трех лет, а их жизнь без школы продолжается.

— Лейла, вы пишете, что программу обучения дома вы скорректировали таким образом, что каждый день занимаетесь каким-то одним предметом, но задания по математике сын выполняет каждый день. По-вашему, это наиболее сложный предмет? Или математика такая важная, чтобы воспитывать ум, тренировать извилины?

— Наша программа меняется в соответствии с запросами ребенка и классами. Например, во 2-4 классах вообще не было необходимости толком сидеть над какими-то предметами, все было очень просто и быстро. Затем темп снизился, потому что изучаемого материала стало больше (на ту же историю и литературу, к примеру, требуется время, чтобы прочитать книгу, обсудить, осмыслить). Что касается математики (теперь уже алгебры), стараюсь, чтобы сын изучал ее перманентно, чтобы не позабыть. К тому же по этому предмету действительно объемная программа, и чтобы успеть пройти ее, нужно заниматься постоянно.

— Каковы итоги вашего хоумскулинга, что показали экзамены – сын сдал их успешно? Вы прошли несколько вариантов: школа в Питере, продвинутая школа в Перми. Где будете сдавать ОГЭ и ЕГЭ или еще не думали об этом?

— Для меня главный показатель — психологический комфорт ребенка. Сверяясь по этому ориентиру, я вижу, что наш хоумскулинг успешен. Оценки — дело очень второстепенное, но и они радуют. Да, мы пробовали разные варианты аттестаций, но до сих пор не нашли оптимальный. Со временем я пришла к выводу, что хоумскулеры для любой школы неудобны. Не знаю, где сын будет сдавать экзамены в 9 и 11 классе. Недавно я написала, что наш путь семейного образования — это такое ночное плавание на лодке с налобным фонариком. Мы то сбиваемся с курса, то находим фарватер, при этом стараемся ничего особо не загадывать, поскольку двигаемся на ощупь.

— У вас сейчас 7-й класс. Как много репетиторов у вас?

— Буквально месяц назад появился репетитор по алгебре и геометрии. Он спокойно относится к хоумскулингу и при этом нравится ребенку. Плюс сын занимается иностранным языком в классическом университете в нашем городе, в Перми. Но я не могу сказать, что этот набор неизменный: в любое время количество репетиторов может увеличиться при необходимости. Случиться это может в двух случаях: если поймем, что какой-то предмет дается сложно или если глубокое знание (не в рамках школьного курса) какого-то предмета понадобится для поступления в вуз.

— Последовали ли какие-то ваши друзья и знакомые вашему примеру?

Есть ли жизнь без школы?— Да, у меня есть знакомые, которые перешли на семейное образование после нас. Кроме того, спустя год после нашего перехода я начала понемногу консультировать семьи, которые думали о хоумскулинге. Сейчас среди них есть те, кто решился на жизнь без школы. Хотя с большинством знакомых все несколько сложнее. Многие друзья моего сына или дети наших друзей просят у родителей “не учиться, как Лев”, но их родители отказывают им в такой “блажи”. Причины они называют разные: не хватит времени, нужно много денег, нет педагогического образования. Хотя на самом-то деле причина одна: у семьи нет достаточного желания. В своей книге я четко отвечаю на вопрос “Кому не подходит семейное образование?”. Ответ прост: не подходит оно тем родителям (не детям, заметьте!), кто не готов взять полную ответственность за воспитание и образование своего ребенка.

— Наш опыт с дочкой показывает, что после хорошей подготовки сдать ЕГЭ на высокий балл «семейникам» не составляет труда. Те школы, которые знают таких учеников, охотно принимают их сдавать экзамен. Могут ли отказать в школе принять ребенка-хоумскулера, отказаться аттестовывать его и как действовать в этом случае?

— Первыми двумя предложениями вы меня вдохновили: нам это только предстоит, и я планирую через год серьезно озаботиться выпускными экзаменами. По закону ребенка должны принять, попросив предварительно подтвердить компетенцию (как правило, это наличие аттестации за предыдущий класс). По идее сложности в этом не должно возникнуть: школа при проведении экзаменов играет номинативную функцию посредника. Однако в случае возникновения проблем всегда можно обратиться за помощью в местный департамент или отдел образования.

— Кто был вашим примером, когда вы приняли решение о семейном обучении? Было страшно?

— Я такой человек, который если хочет чего-то, пробьет стену головой и не будет искать себе пример или помощника. Но было страшно, не скрою. Несколько недель я ходила и раздумывала о семейном образовании. Потом как-то сидели с подругой в кафе, и я ей говорю: “Даш, а я Леву из школы забираю”. И как только произнесла эти слова, я для себя поняла: вот, окончательное решение только что принято. А дальше все уже было делом техники: написать заявление, подписать договор со школой, сходить в департамент образования…

— Ребенок не просился обратно в школу?

— Нет, не просился. Я периодически спрашиваю его, возвращается ли он в школу. Ответ пока однозначный: не собирается. Но если он передумает, то мы сменим траекторию, и я верну его документы в школу. Однако он привык жить в своем темпе, никуда не торопиться, ни от кого не зависеть, и перспектива все поменять его не очень-то радует.

— Все жалуются, что дети просиживают день напролет в гаджетах. У вас не так?

— У нас тоже так. Другое дело, что на семейном образовании свободного времени куда больше, и часок-другой гаджетов не так сильно пугают. Я изо всех сил стараюсь искать положительные аспекты в использовании гаджетов, компьютеров. Понимаю, что это будущее, в котором жить нашим детям. И запрещать сегодня подросткам пользоваться гаджетами — это значит усложнять ребенку общение с миром и отрубать доступ к информации. То есть представьте. На дворе 2019 год. Детям в школе задают написать реферат. Сейчас в интернете столько информации, что этот реферат можно максимум за час подготовить. Но некоторым детям родители запрещают это делать, и они вынуждены, к примеру, плестись до библиотеки, искать книги, переписывать предложения… Так, собственно, мы и убиваем жажду знаний и мотивацию. Я против такого. Хотя, не скрою, и у нас бывают ссоры из-за бесконтрольного использования гаджетов.

— Традиционный вопрос, который всегда задают родителям хоумскулеров: хватает ли вашему сыну общения, откуда у него берутся друзья?

— Вопрос не очень традиционный. Обычно спрашивают: “А как же социализация?” И тогда я рассказываю, о том, что социализация — это не общение, а процесс передачи ценностей, что школа с этим едва ли справляется и т.д. А что касается общения, недостатка не ощущаю. Он занимается в секциях, клубах, гуляет — везде ему есть, с кем общаться. Сын очень коммуникабельный, при этом я вижу, что он растет настолько целостным человеком, что ему и в компании с самим собой вполне уютно. Мы его никогда не учили ходить строем или оглядываться на толпу, поэтому все, что ему нужно, он делает и достигает сам.

Текст: Маргарита Кобеляцкая, журналист, журнал «Читаем вместе»

Цитаты

Сначала пишите планы вместе, а когда ребенок привыкнет к этому, то ваша задача будет лишь напоминать, причем делать это дружеским тоном.

***

Составляйте план на день Здесь принцип такой же, только план на день включает список более мелких дел (прочитать 10 страниц книги, вынести мусор, позвонить бабушке и т.п.).

***

В комнате у моего сына висит большая пробковая доска, на которой наклеены стикеры со всеми днями недели и обязательными заданиями на каждый день.

***

Важно, чтобы ребенок ориентировался, в какой день у него тренировка или музыкальная школа, а когда можно спокойно гулять с друзьями и без зазрения совести проводить время перед гаджетом.

***

Только не перестарайтесь: для закрепления любой новой привычки нужно время. Не стремитесь сделать все и сразу: вводите новшества не чаще одного раза в неделю.

***

Список задач тоже лучше прописать и повесить рядом с визуализированными целями — так они будут чаще напоминать о себе, что очень важно при особенностях кратковременной памяти детей. И не забывайте оценивать прогресс: раз в неделю обсуждайте с ребенком, насколько вы приблизились к намеченной цели.

О серии

Серия «Академия Альпина.Дети» — это бестселлеры для родителей в карманном формате. В серию вошли книги, которые отвечают на конкретные родительские запросы: воспитание, тайм-менеджмент, жизненные навыки и другие. А еще их удобно носить с собой, читать в метро или на детской площадке во время прогулки с ребенком.

Отрывок из книги Лейлы Сазонтовой «Жизнь без школы. Как организовать семейное обучение для вашего ребенка»

Семейное образование предусматривает освоение общеобразовательной программы вне школы. Ребенок занимается дома, а в учебном заведении, к которому прикреплен, проходит промежуточные аттестации (зачеты, диктанты, контрольные), а также государственную итоговую аттестацию. Такой образ жизни называется хоумскулингом (от англ. homeschooling — домашнее обучение).

В определенном смысле такое образование — это одни сплошные каникулы. Не потому, что можно ничего не делать, а потому, что и ребенок, и родители вырабатывают собственный распорядок и ритм. Уроки, перемены и звонки становятся неким атавизмом. Кому такая форма обучения подойдет в первую очередь?

  1. Детям, отстающим от программы. По сути, это те дети, к которым учителя (и родители!) не нашли верного подхода. Хоумскулинг, предполагающий индивидуальный подход, при должном старании поможет найти этот самый подход и — в качестве бонуса — повысить успеваемость.
  2. Одаренным детям. Бывает, что ребенку смертельно скучно в школе: он и по математике давно дроби освоил вместо положенного сложения в столбик, и вместо изучения простых тем по окружающему миру давно готов ставить опыты по химии и эксперименты по физике. Семейное образование не загоняет в подобные рамки, позволяя учиться в комфортном темпе, обгонять программу или чуть-чуть от нее отставать.
  3. Детям, имеющим проблемы со здоровьем. У хоумскулеров нагрузка по определению меньше: экономится время на дорогу до школы, не нужно носить тяжелый рюкзак (а он действительно очень тяжелый!), не нужно вставать в 6:45 после того, как накануне допоздна учил уроки. И если выбор стоит между сохранением здоровья ребенка и школьной социализацией, то он очевиден.
  4. Детям без мотивации. Переход на семейное обучение не гарантирует появления мотивации. Но у родителей, по крайней мере, будет гораздо больше возможностей пробудить у ребенка интерес, показав, как знания о мире складываются в огромную целостную картину и как полученные навыки могут пригодиться в жизни, а не только на контрольных и при подготовке к ЕГЭ.
  5. Путешественникам. Сегодня все больше людей работают удаленно. Если вы относитесь к их числу, то почему бы вам не позволить и ребенку быть независимым и свободным? В конце концов, школа представляет собой куда меньшую ценность, чем опыт, который может получить ребенок, путешествуя вместе с родителями.
  6. Тем, кто точно знает, чего хочет. Некоторые дети очень рано понимают, кем они хотят быть или чем заниматься. Семейное образование для таких детей — настоящая находка: в этом случае можно направить максимум усилий на то, что нравится, а не брести годами по программе вместе с ровесниками. Это касается и детей, серьезно занимающихся музыкой или спортом. Когда тренировки, репетиции, выступления и соревнования занимают бóльшую часть жизни, гораздо проще осваивать школьную программу по индивидуальному графику, а не разрываться на части.

Есть ли те, кому семейное образование противопоказано?

Есть. Но не дети, а родители. Точно могу сказать, что пробовать хоумскулинг ни в коем случае не стоит равнодушным родителям, которые привыкли отдавать образование своих детей «на аутсорсинг». Отныне у вас не будет возможности обвинить в чем-то школу. Согласитесь, очень удобно говорить: «Мой Боренька по-английски и двух слов связать не может, чему его только в этой школе учат!» Или: «С таким учителем неудивительно, что Ксюша не может запомнить таблицу умножения». Я знаю, потому что сама работала в школе и паломничество недовольных родителей не прекращалось.

В общем, если вы сомневаетесь в том, что готовы взять на себя полную ответственность за образование и воспитание ребенка, наверное, хоумскулинг на данном жизненном этапе не для вас.

Семейное образование подходит внутренне активным и любознательным родителям. Освободив ребенка от школы, вы заново окунетесь в мир знаний, в уравнения, опыты и правописание падежных окончаний. А еще откроете для себя много нового и интересного. Если чувствуете, что справитесь, то стоит попробовать.

Как распорядиться свободой?

Семейное обучение предоставляет ребенку много свободного времени, и потребуется определенная сноровка, чтобы использовать его во благо: для получения знаний и развития навыков и талантов, а не только для игр и гаджетов. Чем раньше ребенок начнет грамотно организовывать свое время, тем спокойнее и эффективнее пройдут его школьные годы.

Вот несколько советов по детскому тайм-менеджменту. Выбирайте те, что вам больше подходят, и пробуйте применять их в повседневной жизни.

1. Научите ребенка планировать свою неделю.

Важно, чтобы он ориентировался, в какой день у него тренировка или музыкальная школа, а когда можно спокойно гулять с друзьями и без зазрения совести проводить время перед гаджетом. В комнате у моего сына, например, висит большая пробковая доска, на которой наклеены стикеры со всеми днями недели и обязательными заданиями на каждый день. Ребенок, подходя к доске или пробегая мимо, видит, что, к примеру, в понедельник у него занятия в музыкальной школе, шахматы и математические задачи. В этом случае забыть о делах гораздо сложнее.

2. Составляйте план на день.

Здесь принцип такой же, только план на день включает список более мелких дел (прочитать 10 страниц книги, вынести мусор, позвонить бабушке и т. п.). Составлять такой план лучше с вечера, чтобы ребенок утром его перечитал и представлял, какие дела его ждут в течение дня. Сначала пишите планы вместе, а когда ребенок привыкнет к этому, то ваша задача будет лишь напоминать, причем делать это дружеским тоном: «Давай посмотрим, что ждет тебя завтра!»

Только, пожалуйста, удержитесь от соблазна упрекать его в забывчивости: «Ты что, опять забыл? А план тебе на что?» Так вы отобьете все желание планировать. А нам это не нужно, сами понимаете.

3. Мотивируйте ребенка.

Покажите ребенку как бы между прочим свой ежедневник: он увидит, что и для вас составление списка дел — важная задача. Предложите за каждое выполненное задание ставить галочку — наглядность очень мотивирует. Договоритесь, что закажете пиццу или сходите в развлекательный центр, когда наберете определенное количество галочек.

Если говорить о нашем семейном опыте, то план есть и у меня, и у сына. Конечно, в этом списке нет пунктов «пообедать», «умыться», «поиграть» и т. п. Но вот главные мероприятия и дела дня там всегда присутствуют.

4. Научите ребенка определять приоритеты.

Объясните: есть задачи, которые требуют больше внимания и/или времени, а есть те, которые и выполняются легче, и времени займут совсем немного. Поэтому в списке дел лучше всего отмечать другим цветом самые важные дела, которые нужно сделать первыми.

5. Дробите сложные задачи.

Чем сложнее задача, тем непосильнее она кажется. И это касается не только детей, но и взрослых (вспомните, как трудно приступить к новому большому рабочему проекту!). Помогите ребенку разделить объемную сложную задачу на несколько мелких, с которыми ему легче будет справиться. При этом они должны быть четкими и конкретными. Например, я не прошу своего ребенка «много читать» — такая задача абстрактна и не имеет точных границ, которые удовлетворяли бы и меня, и его.

Вместо этого мы договорились, что каждый месяц будем прочитывать минимум четыре книги. А это одна книга в неделю, или 20–30 страниц (в зависимости от объема книги) ежедневно. Что получаем в итоге? 52 книги за год — этим может похвастаться далеко не каждый взрослый.

6. Никакого навязывания.

Многие дети школьного возраста любят взрослые лайфхаки. Поэтому идея введения тайм-менеджмента обычно воспринимается на ура. Однако не навязывайте ребенку новые привычки и уж ни в коем случае не ругайте, если что-то пошло не так. Гораздо полезнее договариваться и, может, даже выполнять задачи на спор. И тогда тайм-менеджмент станет тем инструментом, который не только помогает эффективно использовать свое время и достигать любых целей, но и сплачивает семью, делая ее одной командой.

Отзыв

Эта книга бесспорно будет полезна не только начинающим хоумскулерам, но и тем родителям, которые в принципе интересуются темой альтернативного образования. С одной стороны, это очень личная история о том, как найти и выстроить по-настоящему индивидуальную образовательную траекторию для своего ребенка за рамками обычной школы, преодолев все страхи и сомнения. С другой – отличное и понятное руководство к действию, отвечающее на самые важные вопросы, которые возникают при выборе семейного образования.

Шароватова Юлия, руководитель проектов «Онлайн-школы “Фоксфорд”

Alpina-Kids.png


Теги: 

Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 

Информация с сайта "Мама для мам" mam2mam.ru