Какой объем рекомендован для первого чтения, почему в России не принято делить книги по уровню сложности текстов, какие темы больше всего нравятся юным читателям? Об этом и многом другом — в новом интервью на «Летидоре».
В России до сих пор не так много хороших книг, которые 5-7 летние дети могут прочесть легко и с удовольствием. По этой причине многие современные родители испытывают трудности с поиском детских
Наш постоянный автор и блогер Анна Федулова пообщалась на эту тему с Ириной Поперёковой — педагогом начальных классов, выпускницей Таллинского педагогического университета, педагогом Монтессори (младшая группа Московского Монтессори Центра), автором и издателем проекта «Я читаю сам!».
Как родитель-книголюб, я давно обратила внимание на то, что в отличие от западных стран, где все детские книги делятся по уровням чтения, мы как-то очень резко перескакиваем с букв на тексты. И начинающим читателям, особенно современным, действительно не хватает некого переходного этапа, который подготовил бы их к самостоятельному чтению больших и даже средних объемов. Как вы думаете, почему в российской системе не принято деление текстов по уровню сложности?
Мне очень нравится ваш вопрос. Мало кто задумывается над тем, что детям вообще нужен переходный этап от букв к текстам. А он, конечно, очень нужен и важен, если мы хотим, чтобы дети любили читать.
Дети, которые только начинают читать книги, обычно сами просят книжки попроще, потому что чувствуют, что им по силам, а что чересчур тяжело. Но родители имеют другое мнение: «Раз умеешь читать слова, то и большой рассказ прочтешь. Отдохнешь и еще почитаешь». И неосознанно отбивают желание читать вообще. Продавая свои книжки на конференциях и фестивалях, я наблюдаю за детьми, которые внимательно выбирают для себя маленькие книжки, а родители говорят, что они уже большие и могут читать большие книги, а эти им уже ни к чему.
В этот момент грустно смотреть на ребенка. Именно так его желание читать отбивается, а его мотивация сходит на нет.
С чем связано то, что у нас нет книг по уровням? На мой взгляд, есть две значимые причины.
Первая — отсутствие специалистов и определенных условий для создания специальных книг для первого самостоятельного чтения. К сожалению, это так. Например, в Англии этим занимается целая команда разных специалистов, связанных с педагогикой, на базе Оксфордского университета.
Ведь вопрос не только в написании коротких текстов, а в создании самих книг с подходящим форматом, с ритмичным и равномерным распределением текстов разной сложности, с иллюстрациями, которые отображают написанное под рисунком, и во многом другом, что важно для первого чтения.
У таких книг есть определенная задача: дать возможность ребенку на простом примере научиться следить за сюжетной линией и воспринимать историю целиком. Как это сделать? Это многогранная педагогическая задача.
Главная цель — дать детям такие книги, которые привьют любовь к чтению.
Для всего этого нужны исследования и комплексный профессиональный подход. На первый взгляд не видно, какая колоссальная работа стоит за маленькими книжками. Но результат говорит сам за себя.
В нашей стране такого подхода, к сожалению, нет. Отсюда жалобы родителей на то, что дети не любят читать.
В последнее время издательства, глядя на западный книжный рынок, начали осознавать нужность отдельных книг для первого самостоятельного чтения и стали переводить мини-серии с других языков или делить слова на слоги в наших старых текстах. Но этот метод не решает проблему первого самостоятельного чтения, а лишь дает возможность «залатать дыры».
Вторая причина — недостаточное понимание среди родителей, для чего вообще нужны специальные книги. В нашем детстве букварь и азбука заменяли все первое чтение. Технически все научились читать. А то, что у многих такой подход отбил желание читать, уже не связывают с первым процессом обучения.
Меня саму сильно удивляет, почему до сих пор в российской системе не принято деление текстов по уровням сложности. Ведь это так просто, естественно, эффективно и даже выгодно! Проще простого дать сперва легкие рассказы, потом чуть сложнее и еще чуть сложнее. Не надо ни контролировать ребенка, ни стоять над душой и много раз поправлять, раздражаясь, ни получать в итоге ребенка, который не любит читать. Искать каждую книжку, которую ему под силу прочесть, тоже нет необходимости. Вот удивительно, правда. Почему-то взрослые боятся, что легкость сделает наших детей тупыми.
Видимо, амбиции в достижении чего-то большего мешают увидеть, что для достижения сложного необходимо начать с простого.
Вы придумали свои первые книги для собственных детей, верно? Тяжело ли им давались первые шаги? С чего начали обучение?
Вы знаете, вернее будет сказать, что не для своих детей я придумала книги, а уже на опыте своих детей я увидела и поняла, чего не хватает детям для успешного первого чтения.
Произошло это неожиданно для меня самой. Так получилось, что наша семья переехала жить в Европу и дети пошли учиться в международную школу, где мой сын начал читать первые книжки на английском языке по Оксфордской системе образования. Я поразилась до глубины души, как он легко начал читать на иностранном языке, тогда как его друзья в России с трудом и неохотой берут книги в руки на родном языке.
И вот когда я увидела своими глазами, как английская серия по уровням эффективно работает с моим ребенком и детьми в школе, то впечатлилась процессом и результатом. Как педагог, я все проанализировала и провела небольшие исследования.
Я вдохновилась и стала сама создавать подобное для русских детей, учитывая наш язык, быт и культуру.
Мои дети обучались чтению просто и естественно в садах Монтессори. Я в этом участия не принимала. Только поддерживала их интерес при любом проявлении. В методе Монтессори не обучают специально читать. Чтение считается следствием письма: сперва необходима долгая подготовка руки, развитие речи, написание букв, слов. А уже потом чтение, причем не по слогам, а слов целиком.
Здесь тоже нужна продуманная, поэтапная работа. Сначала дети читают односложные слова. При чтении каждого слова улавливают смысл. Потом двусложные. И далее идет постепенное усложнение без деления слов на слоги, потому что слоги дробят значение слов, отчего смысл теряется.
А зачем читать, если нет понимания? Получается бессмысленное, неинтересное занятие, а отсюда и нелюбовь. В этом деле главное — не спешить и идти постепенно, от простого к сложному.
Вообще изначально слова делили на слоги, чтобы упростить чтение. То есть создавали сложное, чтобы потом упростить. Зачем?
Ведь легче и проще идти изначально от простого к сложному, усваивая каждый шаг и двигаясь вперед. Чувствуете разницу? Взвалить на себя тяжесть и потом разбираться с этим или вначале взять простое и потихоньку усложнять?
Вы издаете книги, которые ребенок сможет читать самостоятельно. В них нет художественной составляющей. Это некие жизненные наброски, в которых ребята узнают самих себя. Чем руководствуетесь при выборе текста и тематики?
Да, вы правильно подметили, художественности мало в первых книгах. Она приходит позже. Но в первых книгах для самостоятельного чтения она и не нужна.
Художественную литературу дети слушают, когда взрослые читают им книги. То есть у них есть пример красивых литературных текстов. Когда дети сами начинают читать, важно уловить сюжет, как я уже отмечала. И, конечно, сюжет должен быть интересным, иначе не произойдет ни контакта, ни диалога с книгой.
Некоторые книги для первого чтения называют тренажерами.
Если вы хотите, чтобы книга была тренажером, не ждите, что ребенок будет любить читать.
Все очевидно в данном случае, правда? Кому-то техника чтения, а кому-то любовь к книгам на всю жизнь — задачи разные.
Большую часть сюжетов я беру из своей семейной жизни. Психология дошкольника говорит нам, что социализация — главный интерес детей 3-7 лет. Им интересны они сами и близкий круг, то есть жизнь, которая их окружает. Поэтому сюжеты все жизненные и реальные, волнующие детей.
Прочитав историю, дети начинают вовлекаться и рассказывать, как было у них. Это и есть диалог. Именно поэтому мы, взрослые, читаем книги.
Раньше вы писали тексты сами, сейчас вам помогают другие авторы. Сколько времени понадобилось, чтобы аргументировать свою идею и стать полноценно действующим и востребованным проектом?
Да, мои коллеги-педагоги помогают редактировать. За что им огромное спасибо! Вы даже не представляете, сколько времени уходит на редакцию таких простых рассказов. Подбор каждого слова, словосочетания, построение предложения. Любая мелочь важна, чтобы ребенок прочитал и интуитивно впитал язык. При этом формируется и грамотность.
Когда пример простой, то легко воспринимать, понимать и учиться. Поэтому и нужны такие специально адаптированные книжки.
Проект существует уже третий год, но я все еще доношу свою идею до педагогов и до общества. Честно скажу, я не предполагала, что это будет так сложно.
Когда мы с коллегами обсуждаем очередную книжку, все кажется понятным. Но как только переходим к делу, то всплывает наше собственное прошлое, то, как учили нас. Важно не забывать, что это уже устаревший вариант. Приходится сопоставлять, искать и подбирать. Этот процесс очень интересный. Проект все еще развивается, и пока трудно сказать, что он полноценно действующий и востребованный, но отклик уже большой.
Для меня показателем востребованности проекта будет появление в книжных магазинах отдельной полки с книжками для первого самостоятельного чтения.
Тогда можно будет сказать, что идея до общества донесена, проект состоялся.
А пока мы встречаем в магазинах только один вид книг — это книги, которые взрослые читают детям. И среди них приходится выискивать по крупинкам книжки для самостоятельного чтения.
Не могу не спросить о цифрах. Первое чтение ребенка — это сколько слов или предложений? И, руководствуясь вашим опытом, в каком возрасте оптимальнее всего начинать читать самостоятельно?
Первое чтение и первое чтение книг — разные понятия. Первое чтение подразумевает чтение слов, словосочетаний и отдельных предложений. А первое чтение книг — это уже чтение цепочки предложений, связанных по смыслу, то есть сюжет.
Для чтения первых, даже самых простых книг нужно уметь читать слова и предложения, не фокусируясь на самом прочтении.
На книгах не учатся читать! Это большая ошибка, которая приводит к нелюбви к чтению.
Под каждую задачу — свой материал. Для первого чтения слов подходят карточки и игры, а для первого чтения книг лучше дать детям книжки по уровням сложности.
Каков должен быть возраст ребенка для начала чтения — самый часто задаваемый вопрос. Книги, которые взрослые читают детям, делятся по возрастам. Книги, которые ребенок читает сам, делятся по уровням. И это принципиальная разница.
Дети начинают читать в разном возрасте. Точкой отсчета является умение читать отдельные слова и предложения. Вот тогда можно предлагать ребенку книги 1-го уровня.
По статистике, естественный интерес к чтению книг дети проявляют примерно в 4,5 года, но это, конечно, индивидуальный процесс.
Наш старший сын научился читать сам (многие в это не верят, но это действительно возможно). Второму потребовалась моя помощь. Сейчас им 9 и 7, и они свободно читают даже сложные тексты. Третьему сыну 5,5 лет и ему (по сравнению со старшими) требуется еще больше внимания и разъяснений. В его случае нет уверенности в том, что к 7 годам он освоит обычные книги. Зато дочь (ей сейчас 2,5 года) уже вовсю готова учиться и, если нажать кнопку пуска, то к 4 годам есть все шансы получить полноценного читателя. Это я к тому, что все дети разные, даже в одной семье. Как же нам ориентироваться в получаемых рекомендациях? Ведь не все родители понимают, что нет единого стандарта.
Конечно, массовость никогда не могла обслужить индивидуальность. Поэтому главный ориентир выявляется при наблюдении за конкретным ребенком. Нужно найти индивидуальный подход к каждому.
Опять-таки нужно понимать, какие задачи в жизни вы ставите. Есть люди, которые всесторонне улучшают качество своей жизни, исходя из своих возможностей и внутренних потребностей, а есть те, которые исполняют предписанное. Каждый выбирает свое. А рекомендации всегда носят вспомогательный характер.
Кто-то просто возьмет их на заметку, а кто-то воспримет как призыв к исполнению.
Позволю себе еще одно философское отступление. Мы с семьей часто бываем в Великобритании, в самых разных ее городах. Здесь несколько иное отношение как к самому чтению, так и к рекомендованным спискам литературы. Ученик в конце семестра должен отчитаться лишь об определенном количестве прочитанных (выбранных на свое усмотрение) книг. То есть нет конкретных фамилий и указаний свыше. Есть лишь огромные школьные и городские библиотеки. Как вы считаете, возможна ли такая система в нашей стране?
Мои дети учатся в международной школе по английской системе образования. В школе действительно нет рекомендованных списков. У нас даже толком и отчитываться не надо. При этом дети читают много разнообразных книг. Работа построена так, что учителя в процессе обучения наблюдают за детьми, кто сколько прочитал, и, если видят, например, что ребенок увлекся только одним жанром, мягко знакомят его и с другими.
То есть учитель направляет и знакомит, а ребенок находит свое любимое на данный момент и зачитывается.
Обучение строится не на отчетности, а на понимании — кому, сколько и чего надо.
Спросите, откуда взять столько времени учителю? Так построен процесс: продуманно и эффективно. Акцент в обучении делается на содержании, а не на количестве технически прочитанного текста.
Количество произведений в школьной программе меньше, чем в российской, в разы. Работа при этом глубокая, продуманная и творческая.
Будут ли в нашей системе образования работающие способы обучения — вопрос философский. Было бы здорово. Многое зависит от нас самих. Не знаю ни одного родителя, которому бы нравилась российская школьная система образования. Но никто почему-то не бастует, не высказывается публично, не предлагает конкретных действий. Все сидят и делают домашние задания за детей. А в детских анекдотах смеются над этим. Что тут скажешь?
Чтобы жить так, как мы хотим, надо делать самим. А не ждать, что кто-то за нас сделает нашу жизнь лучше.
Для этого надо созреть. Наверное, наше общество еще зреет.
А как, на ваш взгляд, учителям следует справляться с очевидной разницей в подготовке учеников? Ведь кто-то из родителей муштрует азбуку с двух лет, а кто-то дает детям свободно развиваться аж до семи. В итоге в первый класс приходят и те, и другие. Первым — скучно, а вторым — сложно. Как быть?
По первому образованию я учитель начальных классов. Столкнувшись с проблемами традиционной школы, которые практически невозможно решить, я выбрала альтернативную методику, где детей воспринимают как личностей, учитывая их внутренние потребности, возможности и способности.
В методе Монтессори процесс обучения построен так, что у каждого ребенка свой индивидуальный план развития. Как быть с детьми в традиционной школе, честно скажу, я не знаю. Каждый учитель подстраивается, как может, а результаты их усилий родители могут оценить сами.
Можете ли вы согласиться с высказыванием, что российская система образования, плавно выросшая из советской и толком не преобразованная, безнадежно отстала? Или все же у нее есть шансы на выживание? И если есть, то при каких условиях?
Шансы всегда есть. Но сломать или перестроить такую систему и правда сложно. Пока меняется одна ее часть, другая уже успевает устареть. В результате всегда получается отставание.
Из происходящего сейчас в России меня радует создание все большего количества альтернативных школ и постепенный уход на семейное образование, то есть два непосредственных действия, направленных на обучение детей, а не на обслуживание административной системы.
Наверное, в будущем новые школы просто заменят старые.
Мне так видится. Ненужное отомрет за ненадобностью. Если, конечно, позволят всему идти своим чередом.
Список книг для детей, рекомендованных нами для первого самостоятельного чтения:
Книги Татьяны Руссита (серия «Четыре буквы»)
Книги из серии «Расчитайка»
Книги Ирины Поперёковой (серия «Я читаю сам»)
Книги про Пипа Юлии Луговской (серия «Просто читать»)
Книги Олеси Жуковой «Первые книги для чтения с крупными буквами»
Серия книг про Слонни и Свинни (автор Мо Уиллемс)
Серия книг про Чика и Брики (автор Аксель Шеффлер)
Серия книг про Машу и Мишу (автор Фелисити Брукс)
«Весёлые истории в картинках»: «Приключения Бенни и Пенни» и «Приключения медвежонка Патрика», комиксы для первого самостоятельного чтения (автор Джеффри Хейз)
Любые книги Джулии Дональдсон от издательства «Машины творения»
Серия книг «Начни читать» от издательства «Росмэн»
Серия «Первые книги после букваря» от издательства «АСТ»
Автор: Ирина Поперёкова, педагог начальных классов, педагог Монтессори (младшая группа Московского Монтессори Центра), автор и издатель проекта «Я читаю сам!».
Источник: https://letidor.ru/