Мария Аверина "Контур человека: мир под столом"

Книга Марии Авериной «Контур человека: мир под столом» от издательства "Эксмо" в первые недели вышла в бестселлеры продаж book24.ru, а полуторатысячный тираж почти распродан. 
История детства девочки Маши, родившейся в России на стыке 80—90-х годов ХХ века, — это собирательный образ тех, чей "нежный возраст" пришелся на "лихие 90-е". Маленькая Маша — это "чистый лист" сознания. И на нем весьма непростая жизнь взрослых пишет свои "письмена", формируя Машины представления о Жизни, Времени, Стране, Истории, Любви, Боге.

О книге

Пронзительный роман — история девочки Маши, родившейся на стыке 80-90-х годов XX века, и формирующей свои представления о жизни, стране и любви. Поскольку маленькая Маша не способна удержать в своих воспоминаниях хронику событий, то она «рассказывает» все, как поняла и как запомнила. Каждая из глав-«рассказов» посвящена обычным людям, живущим и выживающим в трудных условиях: от папы-иконописца и мамы, работающей на Севере, до работников детских садов, продавцов в магазинах, прохожих на улицах, политиков, шоуменов, бомжей, «дельцов», «иностранцев», бандитов, священников... 

Калейдоскоп судеб мелькает и отпечатывается в памяти девочки, оставляя в подсознании неизгладимый след на всю будущую жизнь. 

Об авторе

Картинки по запросу Мария Александровна АверинаРодилась в 1985 году в Москве.

Окончила Московский педагогический колледж № 8 «Измайлово», стала учителем начальных классов, проявила творческие способности как художник и фотограф: занималась в колледже изобразительной деятельностью на специализации. Увлекалась серьезно фотографированием, имела в период учебы в колледже две персональные фотовыставки. Люблю читать, замечательно рисую, учусь игре на скрипке с 2013 года, часто участвую в художественных выставках изобразительных работ педагогов.

По окончании колледжа поступила в 2006 году в Московский педагогический государственный университет им. В.И. Ленина на специальность «Учитель начальных классов». Получив высшее образование, в 2009 году окончила курсы профессиональной переподготовки педагогических кадров и получила высшее образование учителя географии в Московском институте открытого образования.

Начала писать стихотворения в 2009 году.

В 2010-2011 году активно занималась стихосложением в Русской театральной школе на отделении «Теория стиха и прозы» у педагога по режиссуре и мастерству актера, Члена Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики, педагога по риторике и технике речи, руководителя мастерской теория стиха и прозы - Горюновой Оксаны Петровны.

В 2010 году получила диплом лауреата 5-го городского фестиваля художественного творчества "Творчество молодых", в номинации - "Литературное творчество", который проводился в Московском Доме научно – технического и художественного творчества.

Конкурс учрежден Правительством Москвы и проходит ежегодно среди обучающихся и студентов государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования системы Департамента образования города Москвы, а также студентов ВУЗов.

Имею диплом V Московского конкурса творческих работ "Территория мира и согласия" в номинации «Литература» в 2010 году. Конкурс проводится ежегодно Государственным учреждением «Московский дом национальностей», который создан при Комитете межрегиональных связей и национальной политики города Москвы под патронатом Правительства Москвы.

В июне 2011 г в Доме журналиста состоялся творческий вечер - спектакль по стихотворениям и рассказам под названием «Контур человека», который выложен в интернете.

В сентябре 2011 года актёры Русской театральной школы исполняли спектакль «Контур человека» в Сокольниках на Общегородской благотворительной акции «Семья помогает семье». Также рассказы были представлены актерами Русской театральной школы в Центральном Доме культуры железнодорожников в ноябре 2011 года.

В настоящее время работаю в Педагогическом колледже № 8 «Измайлово» города Москвы преподавателем спецдисциплин и географии, документоведом, секретарём директора.

Я разносторонний, талантливый и добрый человек, который любит путешествовать и подмечать интересные детали жизни людей разных возрастов и социальных статусов. Общительный и открытый человек, стремящийся учиться и постигать новое.

Отрывок из интервью с Марией Авериной

Мария, позвольте вас в первую очередь поздравить с выходом из печати вашей книги — роман «Контур человека: мир под столом», который появился в продаже в начале октября 2019 года, — и, во-вторых, поблагодарить вас за согласие дать интервью для института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета.

Вашу книгу уже читают в Москве, в Санкт-Петербурге, в Краснодарском крае, в Новосибирске, в Калининграде, а также в малых городах России. За рубежом книгу покупают в США, на Сейшельских островах, в Ирландии, в Германии, в Литве и в Эстонии. Кроме того, высокий спрос на ваш роман показывают страны ближнего зарубежья: это читатели из Беларуси, Украины, Казахстана. С чем вы связываете такой активный интерес к вашему творчеству?

В первую очередь — со своей многолетней блоггерской деятельностью. Более трёх лет в социальных сетях я веду «Литературный клуб», где публикую поэтические произведения не только классиков литературы, но и современных поэтов. И, конечно же, фрагменты из вышедшего романа тоже. География подписчиков-читателей клуба обширна, поэтому книга для многих, что называется, не «кот в мешке», ее ждали.

Во-вторых, как говорится, «все мы родом из детства», это естественно — погружаться в свои воспоминания о детстве, ностальгировать, «перепроживать» какие-либо отдельные моменты своей жизни: вспоминать свои игрушки, своих друзей, ожидание чуда в Новогоднюю ночь. Каждый из нас когда-нибудь уговаривал маму завести котёнка, не получал заветную игрушку или был наказан за провинность. Может быть, в какой-то степени именно это желание хотя бы на время вернуться в самые светлые и беззаботные годы своей жизни и вызывают подобный интерес к книге.

....

Ваша книга представляет собой уникальный образец литературного произведения с точки зрения жанра, её можно назвать романом в рассказах. Какую авторскую задачу решает такое построение книги?

Сам выбор жанра не случаен – он точно отражает не только фактическую (одна глава равна одному «рассказу») структуру, но и смысл развития идеи и сюжета всего произведения. Поскольку маленькая Маша (действие романа развивается от момента появления на свет и до шести лет) не способна удержать в своих воспоминаниях разумную хронологию событий и приключений, в которые погружает ее причудливая реальность «смены времен», то она и «рассказывает» как поняла, как запомнила. А это позволяет максимально отразить ту жизненную реальность, к которой героиня пытается адаптироваться.

Да, мироощущение и впечатления ребёнка в вашем романе опрокинуты в широчайший повествовательный пласт, представляющий историческую действительность…

Ну, во-первых, моё собственное детство прошлось именно на этот «стык времен». Во-вторых, рубеж 80-90 годов ХХ века представляется мне наиболее ярким и интересным, поскольку менялся не только политический строй, но и вкусы, нравы людей, в их жизнь активно входила западная культура. И именно этот переломный момент, изменения, которые происходили в людях под давлением обстоятельств, меня и интересовали.

В названии вашего романа, помимо основного заголовка, «Контур человека», есть ещё уточнение: «мир под столом»? Поведайте, о каком мире идёт речь?

Знаете, есть такое выражение, «пешком под стол ходил» (смеётся). Так вот, маленькая героиня книги наблюдает всё происходящее как бы из-под стола: и в силу роста, и в силу возраста. И потом, не секрет, что многие маленькие дети любят обустраивать под столами свой сообразный «домик-убежище», территорию только своей жизни, отдельной от взрослых. В конечном итоге – территорию своего нарождающегося и становящегося внутреннего мира будущей личности.

Имя центральной героини в вашей книге совпадает с именем автора: Машенька — Мария. Раскройте секрет, на решение какой художественной задачи был нацелен такой выбор?

Прежде всего это традиционное русское фольклорное имя, своеобразное обращение к нашей генетической памяти. Кроме того, самим фактом своего рождения обязанная чуду, Маша, как и в русских сказках, завязывает совершенно особые отношения как с реальным, так и с «потусторонним» и ирреальным миром. На иконе, которая, условно говоря, даёт жизнь маленькой героине также изображена Дева Мария, культ которой важен для русской православной традиции. В какой-то мере Маша — это собирательный образ ребёнка, хранимого Богом. Ну, символ трудно «пересказывать»… Он сам себя множит в книге через огромное количество мотивов.

....

Позвольте, Мария, поблагодарить вас за интервью и пожелать Вам неизбывных сил и неустанного творческого подъёма в вашей литературной деятельности.

Беседу вёл: Юрий Гребенщиков, https://www.mgpu.ru

Отзывы

Эта история про маленькую девочку (собирательный образ) родившуюся в конце 80, начале 90-х годов. И про тех, кто не только застал тот период, но и просто был ребёнком, носил варежки на резинках, катался на санках, кормил котят на улице, просил игрушку у мамы или папы, любил горки и мороженое, а ещё, всех-всех, потому что все дети чистые, светлые, любящие!

Это не просто книга или роман, это - История невероятной силы и глубины, история радости и огорчений, побед и поражений, история нашей страны, спасаемой Богом, потому что люди в этой стране, в нашей стране, добрые, любящие, искренние, готовые на все ради своих детей и внуков.

Эту книгу хочется читать и перечитывать, на столько она легко, искренне и живо написана. Пока читала, мурашки по коже, так это написано, великолепно!

Моя оценка 20 из 10

Книга полюбилась с первых строк и никого не оставит равнодушным!

Спасибо автору за теплоту и сердечность с которой эта книга написана!

GalYa Chirkh

***

Впечатляющая драма не просто об отдельно взятых людях, а обо всех нас, о нашей многострадальной России, о всех кто попал под каток обстоятельств 90-х, кто пережил режим, те страшные годы, когда все стало дозволено.

Написано легко и образно, глубокая, качественная, классическая проза. Роман затягивает и его не возможно не дочитать.

Такую книгу не стыдно подарить.

***

Во все времена писатель, художник слова, являлся представителем времени, в котором жил и творил. Художник ещё и носитель черт этого времени, в каком бы жанре или направлении он ни создавал свои тексты.

Конец прошлого столетия был тяжёлой страницей, которая сейчас кажется ещё не перевёрнутой. Думаю дело в том, что ещё мало времени прошло. Уже сейчас мы стараемся осознать то время, стараемся дать ему оценку. И для каждого это время было разным. Закрепившееся в общественном сознании клише "лихие девяностые" формирует предвзятую, не точную оценку этого периода.

И вот перед нами новый взгляд. Взгляд "из-под стола". Взгляд человека, детство которого пришлось на девяностые. Как мы знаем, детство - самое счастливое время для человека. Казалось бы, маленькая Маша не могла понять, не могла в полной мере ощутить те изменения, которые происходили в целой огромной стране. Но мы знаем, что дети восприимчивы. Поэтому Маша чувствует происходящее, чувствует перемены.

Многие образы и прототипы читаются очень чётко сквозь призму детского восприятия. Они мастерски прописаны автором.

Для меня одна из граней романа - переосмысление эпохи. Такой трудной, неоднозначной эпохи.

Книга обязательна для прочтения всем без исключения. Многогранный, качественный текст современной российской прозы - это то, что мы так любим и то, чего мы всегда так ждём :)

Баскакова Александра

***

Я словно прошла весь путь с маленькой Машенькой и ее замечательной бабушкой. Все пережила вместе с героями книги, начиная от врат, которые должны открыться... написано так искренне!

Читала то со слезами, то с надеждой и радостью...

Я восхищалась этой мужественной бабушкой пока читала, дай Бог всем деткам такую бабушку.

Я думала, что так больше уже не пишут...

Книга волнует читателя, делает его сопричастным к переживаниям героини и вызывает желание читать и дальше...

Понравилась особенно часть про масло и очередь. То, что на прилавках ничего не оставалось, пережить можно было, страшно то, что люди, в большинстве, превратились в стаю, которая либо готова была сожрать, либо растоптать того, кто не ведёт себя, как быдло.

Читала и сразу все вспомнилось, много было перекосов и все не в пользу людей....... я не просто прочитала книгу, я поговорила с автором, поговорила тепло и душевно! спасибо за книгу!

Писцовая Аня

***

Какое счастье сохранить в себе ребёнка, какое счастье понимать своего ребёнка... История невероятной силы, чистоты и любви, той самой которую все ищут, но она оказывается ближе чем думаем, она в наших детях.

Стрельцова Людмила

***

Как жаль, что только сейчас могу прочитать такую замечательную книгу. Я сама бабушка четырёх внуков, много лет проработала учителем начальных классов и, даже зная теоретически психологию, не всегда могла проникнуть в детскую душу. Как много нового, интересного я узнаю сейчас. Спасибо, так тонко и многогранно автор смог передать тонкие чувства маленького человека.

Цымбал Полина

***

Счастлива, что эта книга попала ко мне. Искренняя, добрая, душевная, какая-то по-детски наивная и такая живая, она, не может никого оставить равнодушным. Я просто открыла её и уже не смогла закрыть, так трогательно велось повествование. Между тем, какая глубина в этих главах, в каждой страничке. Эту книгу надо педагогам (любым) почитать, чтобы лучше чувствовали душу ребёнка и понимали, что скрывается за детским упрямством, молчанием, протестом, грустью...

Короткова Валентина

***

Роман-афоризм, роман-притча. Каждый рассказ, каждая глава учит добру, искренности, честности, находчивости, умению сопереживать и помогать ближним. В любой ситуации надо оставаться человеком.

Каждый из нас может поставить себя в этот «контур человека» и побыть на месте героев книги, или вспомнить что-то своё. Я лично так и сделала. Книга очень понравилась. Наслаждалась слогом: диалоги - живые и жизненные, особенно понравился диалог Нины Ивановны и Бабушки, когда они решали куда девать добрую старушку Зинаиду Степановну. Мне это напомнила какую-то далекую сцену из моего прошлого. И так как-то защемило, так это правдиво. Ни слова не выкинешь. По этой книге даже не надо снимать фильм, она сама по себе уже фильм.

Алексеева Юлиана

***

Современный читатель в основной своей массе крайне тороплив. Поглощенный занимательностью сюжета – а в почти извращенной причудливости его ходов сегодня, по большей части, и заключается основное содержание современной литературы! – он жадно переворачивает страницу за страницей в надежде узнать, наконец: «кто убил?», «женится он на ней или нет?», «победит ли светлая Сила темную Силу?» и т.д. и т.п., все в том же духе.

Любителям подобного времяпрепровождения новую книгу молодого автора Марии Авериной «Контур человека: мир под столом», только-только изданную «ЭКСМО», рекомендовать вряд ли стоит. Он отчетливо заскучает, поскольку нет тут ни «брутальных» героев, ни эффектных событийных головоломок, ни всесжигающей иронии, ни занимательного, захватывающего сюжета. Более того, сюжета в его нынешнем понимании, совсем нет! Просто маленькая Маша, родившись в России на излете ХХ века, с неподдельным изумлением рассматривает тот мир, в который волей Бога и Судьбы она попала и с совершенно детской непосредственностью излагает нам свои впечатления.

В то же время книга М. Авериной – своеобразная «шкатулка с секретом», ключ от которой найдется только у вдумчивого, терпеливого читателя, в согласии со знаменитым Питером Бруком, ценящего в искусстве прежде всего способность невидимое сделать видимыми, т.е. у того, кто привык извлекать из текста смысл. Ведь кажущиеся главными героями романа - сама Маша, и ее любимая Бабушка, за чью руку во всех перипетиях будней России конца ХХ века так крепко держится маленькая рассказчица, на самом деле у автора такие же рядовые персонажи, как и множество других лиц и судеб, населяющих страницы этой книги. Время – вот подлинный главный герой, тот самый великий «невидимка», кого никто никогда не видел «в лицо», но чье присутствие мы ощущаем, рассматривая костюмы, в которое Оно рядится, маски, которое Оно примеряет, декорации, в которых Оно разворачивается и события, в которых Оно себя проявляет. И если читать роман без суеты, вслушиваясь в текст и, главное - в те собственные, глубоко-личные чувства, которые он пробуждает, то окажется, что в книге нет ни одной случайной детали, ни одного «просто так», для красоты выписанного портрета или пейзажа, ни одного «проходного» описания. Как бы «кодируя» ими текст, М. Аверина предлагает открывшему книгу в каком-то смысле стать соавтором своего произведения: собственная фантазия читателя, его личные ассоциации, переживания, чувства и мысли, рождающиеся по ходу чтения, на самом деле и придают этой внешне крайне «немудрящей» вещи подлинный объем и глубину. Благодаря этому молодой автор неожиданно оказывается наследником и посильным продолжателем того «символического реализма», который является одним из самых главных стилей классической русской литературы. Ибо выписанные М. Авериной, казалось бы, совершенно бытовые ситуации и неприметные, «простые герои», на самом деле глубоко символичны. И если внимательно «считывать» всю эту «пирамиду смыслов», то окажется, что Бабушка и Маша – это своеобразный собирательный портрет двух поколений: уходящей в прошлое «советской» страны и народившейся, новой, молодой России.

Несомненной удачей молодого автора является и то, что при всей масштабности поставленной перед собой задачи, текст написан лёгким, современным языком, и буквально искрится подлинным юмором, не содержащим ни тени издевки, насмешки или жалящего сарказма. Чувствуется, что Мария Аверина относится к своим многочисленным, даже самым мелким и «проходным» персонажам с огромной любовью и теплотой. И этой своей подкупающе-искренней авторской интонацией вполне успешно увлекает вдумчивого и внимательного читателя в мир своего «многонаселённого», «многоголосного» многопланового и многособытийного романа.

Руководитель «Отделения стиха, прозы и драматургии» Русской театральной школы

К.П. Горюнова

***

Книга Марии Авериной рассказывает о времени «девяностых», на которое выпало детство маленькой героини романа, когда все устоявшееся в нашей стране десятилетиями «переворотилось» и никак не спешило «укладываться». Читатель почувствует здесь живую историю, увиденную детскими глазами — поэтому в книге столько искренности и художественной достоверности. Но за детским взглядом стоит взрослое «перепереживание» всего происходящего, глубокое и серьезное.

Приключения девочки Маши, главной героини, увлекательны, прежде всего потому что ее непоседливая душа очень неравнодушна к миру, в который она пришла вроде бы не вовремя, но на самом деле — промыслительно. Читатель точно не заскучает и откроет в себе, вместе с Машей, невероятные силы живучести и любви.

Герои романа — в основном, женщины, «случайно оказавшиеся на дороге истории» — люди одновременно простые и удивительные, они столько излучают света, столько в них тепла. Читаешь о них — как они детей растили, в очередях стояли, «гуманитарку» ели, сериалы смотрели, да просто жили, спокойно и твердо, потому что так выпало на их долю — и понимаешь, как люди вообще выжили в те нелегкие времена. Они выжили благодаря любви, которая, посреди всеобщего хаоса и разрухи, разливалась удивительным теплом, как это было и в мире Турбиных у Булгакова. Только в книге Марии Авериной в роли кремовых занавесочек выступают Мишка и Слоник, картофельное пюре с котлеткой и вечная Бабушка — спасительница и хранительница. Ей некогда было плакать и горевать. Только однажды, когда в мир пришла нежданная девочка, она плакала и молилась перед иконой Богородицы. А далее просто жила и очень-очень любила и внучку, и дочку, и людей, и жизнь.

Роман Марии Авериной, как и положено роману, захватывает много тем, но самое главное, что эта книга о любви, о Бабушкиной всепобеждающей любви, которую героиня всегда будет нести в себе, и потому ей не будет страшно шагнуть в мир, который выше стола.

Вдумчивый читатель наверняка захочет сравнить свои впечатления от книги Марии Авериной с автобиографической повестью Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом". В чем-то они похожи, но в самом важном решительно отличаются: личный мир девочки, героини Марии Авериной, внутри очень целостен, поэтому он преодолевает ужас от рвущегося по швам мира. Маша — наследница Бабушкиного мира, как и наша Россия — Бабушкина страна — может быть оттого и Богоспасаема.

Ирина Анатольевна Беляева, филолог, историк литературы

eksmo.jpg



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования