О книге
В сборнике представлены две военные повести.
Первая переносит читателя в начало XX века. Закончена для России Первая мировая война. С фронта возвращается домой офицер-пулемётчик, ненавидящий убийства. Из трофеев привёз он только полевой бинокль Цейса. Но ему, его семье и его племяннику придётся сделать непростой выбор в новой войне, гражданской. И уцелеть.
Вторая повесть о Второй мировой войне. Моряки не сдаются. В плену, в немецком концлагере они не слабеют духом. Ежедневно рискуя жизнью, несколько военнопленных готовят восстание. Ведь с ними сбережённое от врага знамя Девятого полка морской пехоты. И воинская часть жива, пока у неё есть знамя. Даже если придётся отдать за него жизнь.
Для широкого круга читателей.
Об авторе
Мамин Николай Иванович - русский прозаик.
Подписывался также псевдонимами: Николай Ман и Николай Ропчин.
Николай Мамин родился в большом волжском селе Балакове. Ныне это крупный город с машино- и судостроительными заводами, начало которым было положено семьей купцов Маминых. Отец Николая, русский инженер и промышленник Иван Мамин, имя которого было занесено в Большую Советскую Энциклопедию, сконструировал первый в России дизельный двигатель для речных судов и построил завод этих двигателей; причем сын его, Николай Мамин, никогда не скрывал своего происхождения - скорее, наоборот, он гордился им и писал о нем во всех анкетах.
Окончив школу, молодой Николай Мамин приезжает в Ленинград. Начав работать на предприятии, отслужив затем 4 года в военном флоте, в начале 30-х годов он начинает литературную деятельность, сначала в литературной студии (вместе со ставшими потом известными поэтессами Ольгой Берггольц и писателем - маринистом Леонидом Соболевым), а затем становится профессиональным писателем. Писательская судьба его складывается блестяще: его проза, стихи, очерки печатаются в популярных журналах «Знамя», «Звезда», «Молодая гвардия», «Смена»; выходит первая книга рассказов; готовится вторая; он принят в Союз писателей. И в 1936 году все разом обрывается: арест. Повод - смехотворный: у него дома находят при обыске среди прочих книг книгу репрессированного автора. В результате забраны и уничтожены все рукописи, рассыпан набор новой книги. И вот - 10 лет в «Ухталаге».
Территория «Ухталага» была растянута на тысячу километров, и работали там десятки тысяч человек: валили лес и возили на строительство воркутинских шахт. Сам Николай Иванович, начав лесорубом, потихоньку делал там «карьеру»: работал потом шофером, механиком. Однако писать не было никакой возможности. Правда, от того времени остался у него с десяток истрепанных ученических тетрадок - они сейчас находятся в Красноярском литературном музее. В них мельчайшим почерком (видимо, из экономии бумаги) написаны лагерные дневники, где - чернилами, где - карандашом, так что тексты эти теперь порой трудно разобрать.
В 1946 году Николай Иванович освобождается из заключения и тотчас окунается в литературную работу: ездит по странам, изучает жизнь (10 лет отключения из жизни много значат!), пишет и подготавливает к изданию новую книгу. Но в 1949 году - новый арест; опять - уничтожение всех рукописей и 10-летняя ссылка в глушь Красноярского края, в село Мотыгино; повод - переквалификация прошлой судимости: сталинской репрессивной машине не удалось за 10 лет истереть человека в пыль.
В его ссыльном «личном деле» чудом сохранилась анкета от 1951 года. На издевательский вопрос «Как вы работаете над повышением своего идейно - теоретического уровня?» он отвечает: «Систематически не работаю, так как даже газеты не всегда достанешь». Сохранилось также его письмо, датированное 17.03.52 г., к С.В. Сартакову, бывшему тогда руководителем Красноярской писательской организации. Это письмо на четырех страницах - настоящий вопль одинокого в пустыне и мольба о помощи. Он продолжает писать очерки и рассказы, рассылает их, пытаясь опубликовать хотя бы под псевдонимом, но его непременно разоблачают и публиковать не дают. От отчаяния он пишет Сартакову: «Впервые… я решился взять действующими силами своей повести образ И.В. Сталина, любовь к нему молодежи и берущую от этой любви истоки трудовой доблести». Он надеется таким образом «сделать вещь, которая впоследствии, может быть, послужит основанием к пересмотру моего дела». Но это не помогло ему - он освобождается только после смерти Сталина, в 1956 году, по реабилитации из-за невиновности.
Мамин переезжает в Красноярск, включается в литературную жизнь, пишет и издает книги. Но для его неуемной души мало было пережитого. Он много ездит по краю, а в 1968 году задумывает плавание Северным морским путем с экспедицией.
Путешествие закончилось трагически: авария судна в Беринговом море, высадка на берег, безуспешная попытка найти местную метеостанцию и - гибель Николая Ивановича 9 октября 1968 года после перехода вброд речки в условиях начавшейся зимы. Похоронен он в далеком поселке Беринговском.
Остались неопубликованными: «Военное море», «Пуща» (повесть о новой литовской деревне), поэма «Сказание о кронштадтском пушкаре Петре и корабельном коте Мартоне», незаконченная поэма «Субмарина его величества», «Баллада о летучем голландце».
Отзывы
Предлагаемые читателю повести "Валеркина любовь", "Полевой цейс", "Златые горы", "Знамя девятого полка" писателя Н. И. Мамина, изданные в издательстве "РуДа", казалось бы, просты: сюжеты их содержат реальные, подсмотренные в современной писателю жизни бытовые коллизии; герои их взяты из повседневности и узнаваемы; легко узнаваема и география повествований: это те самые места, где приходилось жить самому автору; угадываются названия городов, сел, рек и речек, слегка измененные автором.
Эти повести не издавались более сорока лет; хочется надеяться, что они заинтересуют и сегодняшнего читателя, в первую очередь – юного: ведь темы мужества, товарищества, любви, душевной щедрости, уважения и доверия к человеку являются нестареющими, вечными в литературе, сохраняют и умножают неумирающую красоту мира и особенно ценны и дефицитны, когда общество начинает забывать о них.
Николай Иванович Мамин старше Великого Октября ровно на одиннадцать лет. И вся сложная полувековая история Советской власти, словно кирпичиками и гранитными глыбами, прочно уложена в его крепкой писательской памяти биографиями самых разных людей, с которыми его сталкивала судьба. Потому так ярки и впечатляющи его образы; потому в его книгах такое многообразие профессий — от лесоруба, шофера, моряка до партработника, комиссара, контрадмирала; потому так широк охват исторических событий — Октябрьская революция, Великая Отечественная война, наши дни.«Знамя девятого полка», «Витязи Студеного моря», «Златые горы», «Валеркина любовь», «Крохальский серпантин», «Полевой «цейс» — этими повестями Николай Мамин далеко не исчерпал всего того, о чем хотел бы поведать своему современнику.