О книге
Как жили на земле первобытные люди за много тысяч, или десятков тысяч лет назад? Какие у них были обычаи и страсти, семейное устройство и войны, религия и сказки и игры? Часть ответов на эти вопросы Вы найдёте в книге.
Роман «Жертвы Дракона» основан на распространённой легенде о девушке, отданной в жертву дракону, и юноше, защитившем её. В роли Дракона выступает один из последних ящеров третичного периода. В роли юноши — первобытный мятежный охотник Яррий, не желающий слепо покоряться колдунам, шаманам и судьбе.
Повесть «На озере Лоч» относится к более поздней эпохе свайных построек. Эта повесть о войне двух племён и о любви, которая помогает победить вражду.
Читательский адрес: для среднего и старшего школьного возраста.
Об авторе
Его настоящее имя - Натан Менделевич Богораз. Родился будущий ученый на Украине в большой семье раввина Менделя Богораза. Детские годы прошли в Таганроге.
В 1880 году пятнадцатилетний Натан переехал в Петербург, стал студентом естественного отделения физико-математического факультета Петербургского университета. Со второго курса он перешел на юридический факультет, где было особенно много студентов-социалистов. Богораз вошел в кружок "Народной воли", которым руководил террорист Андрей Желябов. В ноябре 1882 года за участие в студенческой нелегальной сходке юноша был арестован и выслан сначала в Ростов-на-Дону, а вскоре - по собственному выбору - в Таганрог.
В 1885 году Богораз принял православие и получил новое имя – Владимир, и отчество по крестному отцу – Германович. Имя Натан он все же сохранил в виде конспиративного имени и литературного псевдонима: Н.А. Тан.
Своему двойному имени на протяжение всей жизни он придавал особое значение, рассматривая его как отражение двух своих ипостасей, различных интересов и устремлений: Богораз – ученый, этнограф и лингвист; Тан – это революционер, писатель, поэт свободы.
В конце 1886 г. Богораз был вновь арестован, а в мае 1889-го был сослан на 10 лет в Среднеколымск, населенный потомками казаков-землепроходцев, осевших в этих краях с XVI веков. Богораз стал записывать их песни, былины и баллады. Эти записи, а также стихи и рассказы собственного сочинения юноша отправлял в Петербург, Москву, в сибирские газеты и с нетерпением ждал обратной почты, которая приходила три раза в год. Почта 1895 года принесла первую весть о научном признании трудов Богораза: от Восточносибирского отделения Географического общества ему было сделано приглашение участвовать в так называемой Сибиряковской экспедиции.
В своей автобиографии, написанной в 1926 г., он вспоминает: «Я научился говорить по-чукотски, по-ламутски и даже по-эскимосски. Вызнал и усвоил всякие шаманские хитрости. Порою бывало и так, что приедет шаман и просит: "А ну-ка, погляди в твою колдовскую книгу, выскажи, какое заклинание против весенней слепоты". "Колдовская книга" - записная тетрадь. Пишешь на морозе карандашом, руку отморозишь... Потом на ночлеге в тепле пишешь вместо чернил оленьей кровью. Записи эти у меня целы до сих пор, не выцвела кровь».
Почти три года – с 1895 по 1897-й – Владимир Богораз всесторонне исследует язык, общественный строй, быт и культуру чукчей и эвенов, кочевавших по притокам Колымы – Большому Анюю, Олою и Омолону. В ряде длительных поездок его сопровождал чукча Айнганват, оказавший ему «большие услуги для ознакомления с языком и разъяснения различных малопонятных явлений чукотской жизни».
В октябре 1896 года под именем Н.А. Тан были опубликованы первые художественные произведения из цикла «Чукотских рассказов»: «На стойбище» и «Кривоногий». По мнению критиков, рассказы были перегружены чукотскими словами и сопровождались несколькими десятками сносок, поясняющих смысл того или иного чукотского слова.
Десятилетняя ссылка подошла к концу, в январе 1899 года 34-летний Владимир Богораз прибыл в Петербург. Он приступил к работе в Музее антропологии и этнографии, куда годом ранее поступили коллекции, собранные начальником Анадырской округи Николаем Гондатти. Это обширное собрание насчитывало около девятисот предметов по этнографии чукчей, коряков, кереков, эвенов и азиатских эскимосов. Именно к научной регистрации этих коллекций и были привлечены Владимир Богораз, Владимир Иохельсон и Лев Штернберг, или «этно-тройка», как называл этот союз трех единомышленников, соратников и близких людей сам Владимир Германович. Результатом работы стало эссе Богораза «Очерк материального быта оленных чукчей, составленный на основании коллекций Николая Гондатти».
В 1899 году Владимира Германовича вновь высылают из Петербурга. Богораз уезжает в Америку, а вскоре в качестве руководителя Анадырского отдела принимает участие в Джезуповской экспедиции, организованной известным антропологом и лингвистом Францом Боасом.
За время экспедиции Богораз посетил летние стойбища оленных чукчей на берегах Анадырского лимана, стойбища оседлых коряков и ительменов Камчатки. Через поселки кереков и южных групп кочевых чукчей вернулся в Ново-Мариинск, перезимовал там, а затем пароходом отбыл во Владивосток и далее - в Америку.
Прибыв в Нью-Йорк, он поступил на работу в Музей естественной истории, но продолжал заниматься обработкой чукотских материалов. Итогом работы стала монографии «Чукчи» (1904-1910 гг.), частично переведенные на русский язык в 1934-39 годах. Этот труд поставил Богораза в ряд крупнейших этнографов мира.
Осенью 1904 года, в самый разгар Русско-японской войны, Владимир Германович получил разрешение вернуться в Россию. В 1914 году в патриотическом порыве пятидесятилетний Богораз отправляется добровольцем на фронт Первой мировой войны. Обеспокоенный революционным порывом учёного американец Боас писал: “События, подобные настоящим, случаются только единожды в век, но изучение Богоразом чукчей – это дело вечности!».
После Октябрьской революции 1917 года Владимир Германович возвращается к научной деятельности: работает в Музее антропологии и этнографии Академии наук, читает лекции по языкам и этнографии Севера на Северном факультете Института живых восточных языков, на северном отделении Педагогического институте им. Герцена и в Ленинградском историко-лингвистическом институте.
В октябре 1928 г. учёный получил приглашение на XXIII Международный конгресс американистов. За пять дней он прочитал более тридцати докладов, чем изумил весь научный мир. Этот факт восхитил даже американского этнографа, скептика по жизни Ф. Боаса. Вся Америка признала тогда величие советской этнографической школы.
Богоразу принадлежала инициатива создания Института народов Севера – первого специального учебного заведения, студентами которого были представители народностей Крайнего Севера. В 1932 году вышел первый букварь на чукотском языке - «Красная грамота», составленный Богоразом совместно с бригадой чукотских студентов.
Владимир Германович стал председателем Ленинградского филиала Комитета Севера. По его мнению, коренное население Севера само по себе было богатством, и целью «освоения Севера» должен был стать подъём благосостояния местных жителей.
10 мая 1936 года Владимир Богораз скоропостижно скончался в вагоне поезда на пути из Ленинграда в Ростов-на-Дону. Похоронен в Ленинграде на Литераторских мостках Волкова кладбища.
Владимир Германович был человеком неординарным, щедро и многосторонне одаренным, наделенным неуемной энергией. Он стоял у истоков отечественной этнографической школы, подготовил и дал путевку в жизнь многочисленной плеяде учеников и последователей, наверняка запомнивших слова своего учителя: «Узнать и изучить народ можно, только если живешь одной жизнью с этими людьми».
Развороты книги
Отзывы
Очень легко смешать в кучу все памятники далекой старины; когда думаешь о них, ощущение перспективы теряется и кажется, что все это было сделано за каких-нибудь несколько веков. История похожа на поездку по железной дороге, события проносятся мимо, как телеграфные столбы, и, пока они близко, вы ясно видите, какое расстояние их разделяет; но если оглянуться назад, то события как бы сливаются в одно и промежутков между ними не видно.
Но промежутки эти не менее важны, чем исторические события, они представляют собой те периоды, когда люди готовились принять решение, может быть, восстанавливали силы после великих бедствий или собирались с духом для нового рывка вперед. Народы, подобно произведениям их труда, на пути своего развития растут, расцветают и приходят в упадок, но за упадком неизменно следует возрождение.
История — не просто набор дат, а долгая повесть о жизни человека, его труде и достижениях; и если это действительно так, то мы не имеем права пренебречь деяниями доисторических людей, которые, имея в своем распор
Владимир Тан-Богораз принадлежит к той плеяде русских писателей-реалистов, вступивших в литературу в 90-е годы XIX века, к которой относятся Серафимович, Куприн, Вересаев, Гусев-Оренбургский и многие другие. В их ряду он занял свое особое место, открыв для русского читателя и русской литературы жизнь сибирских инородцев — чукчей, якутов, юкагиров. Повесть «Жертвы дракона» проникнута глубокой мыслью о том, что современный культурный человек сделал, подобно своему доисторическому прародителю и младшим диким братьям, «только первые шаги по дороге прогресса», что путь перед нами широко раскрыт и далек бесконечно.
***
Приятное издание. Хорошо, что издательство РуДа запустило целую серию о жизни первобытных людей. Редкий гость данное направление на полках книжных магазинов.
Обложка матовая, с частичной лакировкой. Блок клеёный. Шрифт средний. Иллюстрации черно-белые, чёткие. Рисунков не много, но вполне достаточно для книги, расчитанной для подростков.
welll