Три новых подростковых романа, на которые стоит обратить внимание
Скоро очередные длинные праздники — дети могут отвлечься от учёбы и немного отдохнуть на диване с захватывающей книгой (вместо учебника) в руках. Книжный обозреватель Ксения Лурье рассказывает о трёх новых романах, которые поднимают важные для подростков темы — буллинг в школе, потеря близких и отношения внутри семьи. Родителям тоже можно почитать.
1. Роман-дневник и идеальная метафора переходного возраста
«Отель „Большая Л“», Шурд Кёйпер
Мир тринадцатилетнего Коса переворачивается за каких-то пару майских недель. У его папы случается сердечный приступ прямо посреди футбольного матча, когда мальчик должен забить решающий гол. Девчонка мечты трижды отвергает, хотя, что уж говорить, тут он сам каждый раз виноват: то глупость какую сморозит, то проткнёт ей язык зубочисткой. В этом весь Кос — выдумщик и фантазёр, у которого всё вечно валится из рук. Именно ему вместе с тремя странными сёстрами («полудохлыми девчонками», как он их называет) предстоит спасти семейный отель, который хотят отобрать кредиторы за долги.
Семье необходимо наскрести семь тысяч евро в короткий срок. В кассе — ни цента, постояльцы разбегаются, словно тараканы, повар отказывается работать (ему не платили уже четыре месяца), а управляющего из страховой не присылают, ведь страховка не была вовремя оплачена.
У этих событий есть одна важная причина. Всё пошло кувырком, когда три года назад от рака умерла мама Коса. С тех пор его папа стал более неуклюжим, рассеянным, а в отель пробралась печаль. Каждый из семьи горюет по-своему. Отец больше курит и ест, в результате чего у него случается инфаркт. Девятнадцатилетняя Либби, как самая старшая, пытается занять место матери. Пятнадцатилетняя Брик одевается как гот и сочиняет ироничные песни про депресняк у Белоснежки, бренча круглые сутки на маминой гитаре. Девятилетняя Пел верит, что мама в раю, разговаривает с её фотографиями и вечно старается приютить и обогреть любое животное, от гусениц до морских котиков.
Ну а Кос храбрится как может, пытается быть настоящим мужчиной, поддерживает папу и не плачет, совсем. Он так лихо творит глупости, врёт напропалую и сочиняет невероятные истории, что предстаёт перед читателем тем ещё чудаком, но невыплаканная боль вскоре даёт о себе знать.
Несмотря на множество проблем, которыми наполнена жизнь Коса и его семьи, роман Шурда Кёйпера полон абсурда, гротеска и юмора.
Это настолько драйвовый текст, что все сумасбродства и сумасшествия, собранные здесь, становятся идеальной метафорой взрывного переходного возраста
Таковы подростки с гормонами, первой влюблённостью, страхами, адреналином, дурацкими решениями, серьёзными ошибками, истериками и эмоциональностью. Интересна и форма текста. У романа два автора: изначально Кос, который надиктовывает происходящее на катушечный магнитофон, то есть ведёт дневник, и возлюбленная Коса, Изабель, которая прослушала запись и решила написать книгу, вставляя временами в скобках свои комментарии.
Чаще всего дневники ведут девочки. А вот герой-мальчик, пытающийся записать свои мысли, чтобы в них разобраться, — явная отсылка к меланхолическому Холдену Колфилду из «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера или скромному Чарли из «Хорошо быть тихоней» Стивена Чбоски, каждый из которых с помощью размышлений пытался разобраться в себе и пережить психологическую травму.
Вот только Кос не совсем такой. Да, проговаривание произошедших событий помогает ему многое понять, но этот мальчишка отлично совмещает в себе интровертивность вместе с экстравертностью. Он способен на глупости, проказы и отчаянные поступки ради справедливости, словно герой Астрид Линдгрен, знаменитый проказник Эмиль из Лённеберги. И в этом удачном совмещении, а также в балансе эмоций, от горя к радости и наоборот (не зря Кос долго размышляет о том, что перед смертью необходимо смеяться, как делала это его мама), и состоит уникальность романа «Отель „Большая Л“», где недописанное название сначала складывается в «Отель Боль», а к финалу превращается в «Отель „Большая Любовь“».
2. Почему не стоит прятаться от реальных проблем за игрой и фантазиями
«Шпион и лжец», Ребекка Стед
Ещё один отличный роман для младшего подросткового возраста американской писательницы Ребекки Стед. В 2010 году она получила Медаль Джона Ньюбери за наиболее выдающийся вклад в детскую литературу благодаря роману «Когда мы встретимся».
В «Шпионе и лжеце», кажется, есть все самые острые и актуальные проблемы подросткового возраста, кроме разве что любовной. Двенадцатилетний Джордж подвергается школьному буллингу из-за своего имени, в конце которого пишется немая S, как во французском Жорж. Родители так назвали сына в честь художника Жоржа Сёра. Но что отмороженным двенадцатилеткам до какого-то там известного художника?
Пара самых неприятных и одновременно популярных одноклассников Картер Диксон или Даллас Луэллин называют Джорджа просто Жо (не надо гадать, на что намекая), постоянно подкалывают, издеваются над его недостатками и неудачами. Кроме того, семья Джорджа переживает не лучшие времена. Отец потерял престижную работу архитектора, открыл свой небольшой бизнес, о котором мечтал, но им всё равно пришлось продать чудесный дом и переехать в квартиру. Да ещё и лучший друг Джейсон изменился за лето, а в сентябре, придя в школу, сел за стол крутых и перестал с Джорджем разговаривать.
Но всё меняется, когда Джордж случайно вступает в шпионский клуб и знакомится со странным и не по годам умным соседом — мальчиком по имени Верней
У того есть не менее странные младшая сестра Карамель и старший брат Голубь (и да, это их настоящие имена). Вместе с Вернеем (иногда им помогает Карамель за доллар в час) Джордж следит через видеодомофон за Мистером Икс с четвёртого этажа, который всё время носит чёрную одежду и выходит из дома с двумя таинственными чемоданами. Верней уверен, что Мистер Икс убивает людей, а в чемоданах выносит их останки. Мальчишкам необходимо во что бы то ни стало попасть в квартиру таинственного соседа и найти улики.
Именно название романа «Шпион и лжец» задаёт основную интригу. Если читатель буквально в начале истории понимает, кто здесь шпион, то вот раскрыть фигуру лжеца не так-то просто. Ребекка Стед использует популярный в литературе приём ненадёжного рассказчика, но делает это так ловко, что читатель далеко не сразу осознаёт, что главный герой и является тем самым лжецом (хотя не только он). Что на самом деле скрывает Верней и почему он не ходит в школу? Почему папа Джорджа по вечерам долго разговаривает по телефону с какой-то Софией? И почему Джордж ни разу за весь рассказ не встречается с мамой, которая работает медсестрой в палате интенсивной терапии?
Несмотря на школьный буллинг и семейные проблемы, Ребекка Стед дарит Джорджу очень заботливых родителей, странных, но удивительных и нестандартно смотрящих на мир соседей, а также добрых преподавателей, подбадривающих мальчика: учительницу физкультуры мисс Уорнер и учителя естествознания мистера Ландау. Эта книга изобилует положительными, разносторонними и очень интересными персонажами, которые любят творчество и мыслят не шаблонно. Верней и Карамель очень напоминают потрясающую девочку Мину, разносторонне развитую и тоже обучающуюся на дому, из книг английского детского писателя Дэвида Алмонда «Меня зовут Мина» и «Скеллиг».
Центральной проблемой Джорджа становится скорее не то, как бы найти лучшего друга или близкого понимающего человека. Ему в этом уже невероятно повезло. Такие люди у Джорджа есть. Ему необходимо стать героем, то есть взять ответственность на себя и самому справиться с буллингом, придумав отличный план, одновременно не оскорбляющий неприятелей и объединяющий всех школьных изгоев. А также признать то страшное событие, которое произошло незадолго до переезда, и перестать превращать реальность в иллюзию, всё сильнее погружаясь в игру в шпионов.
3. Какие тайны может скрывать с виду обычная семья
«Грандиозная заря». Анн-Лор Бонду
Самый приключенческий, невероятный и одновременно реалистический подростковый роман в этой подборке, получивший первую в истории премию Prix Vendredi, учреждённую Национальным союзом издателей для «оригинальных и разноплановых книг современной подростковой литературы».
Книга прославленной французской писательницы Анн-Лор Бонду, как и романы «Отель „Большая Л“» и «Шпион и лжец», также построена вокруг темы семьи. Вот только если две предыдущие книги сконцентрированы скорее на потере близкого человека (на время или навсегда) и её преодолении, то «Грандиозная заря» — это история о формировании самоидентичности подростка через обретение своих родственников и целого семейного рода.
Сам по себе роман — долгий ночной разговор матери с дочерью. Женщина с шекспировским именем Титания забирает дочь Нин накануне шестнадцатилетия прямо перед школьным праздником, который та очень ждала, силком сажает в старую немецкую машину и везёт непонятно куда. Нин, естественно, глубоко обижена на свою мать, которая, кстати, известный автор детективов. «Фея саспенса» — так называют её журналисты. Титания умеет нагнетать обстановку и рассказывать загадочные истории. Этой ночью она привезёт свою дочь в таинственный дом в лесной глуши и поведает невероятную историю своей семьи, выбрав отправной точкой июль 1970 года.
За одну долгую ночь Нин сблизится с матерью так, как никогда. Пятнадцатилетняя девушка с ужасом и трепетом выслушает историю о детстве своей матери, узнает о существовании своих дядей-близнецов Окто и Ориона и познакомится с бабушкой Роз-Эме.
Когда рассветёт и долгая ночь закончится, девушка сможет увидеть и обнять семью, о существовании которой даже не подозревала
Роман Анн-Лор Бонду представляет собой удивительное смешение жанров. Это и готический роман со скрипящими половицами в таинственном доме, хранящем фамильные секреты. И триллер с кражей миллионов и опасным преступником. И история взросления Титании, которую раньше звали Консолатой, но она была вынуждена изменить имя и расстаться с братьями и матерью на долгие годы. И семейный роман, в котором рассказывается история нескольких поколений на фоне мировых исторических событий.
Временами рассказчица встраивает личную историю в историю мировую: 1975 — «Во Франции были узаконены аборты, умер Майк Брант, закончилась война во Вьетнаме, и началась гражданская война в Ливане»; 1981 — «В тот год дела в мире, как обычно, шли так себе. Началась война между Ираном и Ираком, СССР вторгся в Афганистан, Джона Леннона убил какой-то психопат, вьетнамские „люди в лодках“ тонули в Южно-Китайском море, а в Англии Маргарет Тэтчер разгоняла забастовки. Во Франции атмосфера была не менее мрачной. Мы потеряли Жан-Поля Сартра и Джо Дассена, не попали на чемпионат Европы по футболу» и так далее.
Анн-Лор Бонду затрагивает несколько интересных тем. Например, мать Титании, Роз-Эме, с одной стороны, была совсем не идеальной. Во время беременности употребляла наркотики; не предупреждая детей, перевозила их с места на место, что психологически на них сказывалось; периодически жила с разными мужчинами, но они, к счастью, оказывались отличными отчимами). С другой — ушла от мужчины-абьюзера, много работала ради детей, искала независимость, пользовалась каждой появившейся возможностью, подарила детям всё, о чём они мечтали.
Каждый из них, благодаря матери и её вере в мечты, вырос сильной личностью и добился невероятного успеха: Консолата стала писательницей, Орион — знаменитым велосипедистом, а Окто — солистом известной музыкальной группы. Однако не один раз в долгой ночной истории Титании-Консолаты звучит минорная нота: каждый из них обменял бы свою мечту на то, чтобы не расставаться с семьёй на долгие годы. Каждый отдал бы многое, чтобы видеться с Роз-Эме, которой пришлось бежать.
Слушая историю о взрослении своей матери и обретая семью, Нин осознаёт, кто она и чего хочет от мира. Она взрослеет и с радостью и ужасом понимает, что мир намного сложнее и грандиознее, чем казалось. Каждый новый день, начинающийся с алой зари, будет прекрасен, сколько бы страхов, боли, слёз, горьких воспоминаний ни скопилось внутри. Мир прекрасен, когда ты не одинок на этой планете, когда больше не надо никуда переезжать и есть свой дом, своё пристанище, где однажды соберётся твоя семья.
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников.
Информация используется исключительно в некоммерческих целях.
Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.
Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию,
пожалуйста, сообщите об этом.