Вторая книга Луизы Эрдрич выiшла на русском языке в
издательстве "Эксмо" вслед за первым, нашумевшим и быстро нашедшим своего читателя романом "Лароуз". Писательница с индейскими корнями продолжает работать в своей теме. "Круглый дом" – история преступления, совершённого в одной из индейских резерваций.
О книге
Критики называют "Круглый дом" "Убить пересмешника" в атмосфере индейской резервации".
Он находится на грани взросления. И получает жестокий удар: его мать подвергается жестокому насилию с расистским подтекстом. Это преступление полностью меняет его семью навсегда. Теперь ему предстоит свершить справедливость и отомстить обидчику.
"Круглый дом" – завораживающий литературный шедевр, одновременно история взросления, триллер и семейный роман. Этому литературному шедевру надо отдать должное, он просто завораживает.
Об авторе
Луиза Эрдрич — известная американская писательница. Из-под ее пера вышло более 20 произведений, среди которых есть и романы, и детская проза, и стихи, и даже нон-фикшн. Однако в США Луиза Эрдрич более известна как один из самых влиятельных авторов второй волны эпохи Возрождения коренных американцев. И это не удивительно, ведь она сама наполовину оджибве.
В своем творчестве Луиза Эрдрич активно поднимает тему истории, культуры и жизни индейцев. Ее роман «Лароуз», вышедший в России в ноябре, стал настоящим путешествием в мир индейской резервации. Книгу тепло встретили зарубежные критики и читатели. Галина Юзефович назвала роман «трагическим, мощным, просторным».
Отзывы
Последнее лето детства
Для кого-то последнее лето детства связано с друзьями, для кого-то с любовью, - то есть, либо с тем прошлым, либо с тем настоящим. Для, Джо, вспоминающего свои тринадцать, лето 1988 года обернулось жестким вхождением в мир взрослости, то есть насилия, беспомощности, преступления и наказания.
Парадоксально, но злободневная по своей проблематике книга Эрдрич, воспринимается из нашего далека не как рассказ о жертвах насилия (здесь в этой роли Джеральдин, мать Джо), не как актуальный текст о бессилии племенного индейского суда на своей территории (притеснения индейцев продолжаются и поныне), а как история взросления. Правда, не только мальчишки, но всего племени, его самосознания. Передоверяя повествование подростку, Эрдрич совершает ошибку по отношению к первоначальному чисто публицистическому запалу. А то, что финал не трагичен, а, наоборот, неоднозначен, лишний раз подчеркивает, что художественное начало возобладало в книге над остросоциальным и очерково-этнографическим.
Но на пути к основному конфликту главное не заснуть, не заскучать. Болеющая за коренных жителей Америки Эрдрич поначалу как-то уж чересчур основательно окунает читателя в быт индейской резервации конца 1980-х.
Подростковый возраст – это переходный период, когда человек ходит по грани и его может качнуть в любую сторону, к добру и к злу. Но в случае с Джо это еще и ситуация гремучего синтеза детского максимализма, с присущей ребенку обостренной жаждой справедливости, неприятием «взрослой» трусости, слабости, компромисса и мужской решительности. Джо – типичное дитя своего времени, любитель «Звездных войн», «Звездного пути». Но продукция массовой культуры странным образом пробуждает в нем желание идти тропой предков, приобщиться к мудрости позаброшенного круглого дома (воплощения традиции и моральных заветов), а не вслед за искаженным христианством, абстрактный гуманизм которого, как в кривом зеркале отражается в современном американском шемякином правосудии.
Когда право отобрано, остается поступать по сердцу и по совести. Мифологическая картина мира индейцев в романе оказывается более адекватной современности, чем юриспруденция со всеми ее тонкостями.
В итоге роман Эрдрич возвращает нас к вопросу о том, что такое истинное правосудие? То, которое зрит в корень проблемы, или то, что разменивается на мелочи, тонет в крючкотворстве, пособничая тем самым злу?
По этой причине роман имеет смысл читать не только тем, кто хочет узнать о том, как живут другие народы и континенты. В груде исторических и этнических деталей мерцают смыслы небесполезные для российского читателя.
Может благодаря этим абстрактным темам – взросления, идентичности, связи традиции и современности, правосудия и морали, «Круглый дом» смотрится выигрышнее в сравнении с изданным у нас полгода назад «Лароузом». Здесь нет той слезливости, и вся индейская экзотика, что нынешняя, что бывшая (о которой, к примеру, вспоминает дедушка Мушум) не смотрится подобно дешевой бижутерии, разложенной для туповатых и невзыскательных туристов-читателей.
В заключении, следует сказать пару «ласковых» слов об аннотации к роману от наших горе-издателей. Верить ей не стоит, она не соответствует книге, ее духу, содержанию, смыслу. «Круглый дом» - серьезная проза, полная сомнений и осторожного нащупывания верного решения проблем, копившихся столетиями, а не книжка о тринадцатилетнем Рэмбо, решившем обвешаться пулеметными лентами, как следует из сопроводительного текста.
Kelderek, livelib.ru