Юная Лиза Бернадская – героиня повести Марианны Гончаровой – человек, казалось бы, не от мира сего. Она наивна и доверчива, но при этом тактична и умна. У нее врожденное чувство справедливости и безупречный вкус. Она полна любви к жизни, а поскольку не очень здорова, любовь эта проявляется в ней особенно остро. В душе Лизы такая теплая магия, такая истинная открытость и доброжелательность, что за время своей борьбы с недугом она меняет жизнь всех, кто ее окружает. Ее родные и друзья не только объединяются в желании помочь Лизе, но и сами становятся другими – лучше, щедрее, мудрее. Они совершают удивительные поступки, становятся способны на открытия, находят выход из самых, казалось бы, безнадежных ситуаций.
Многие из тех, кому повезло раньше вас прочесть эту удивительную повесть Марианны Гончаровой о Лизе Бернадской, говорят, что не раз всплакнули над ней. Но это не были слезы жалости, хотя жизнь к Лизе и в самом деле не всегда справедлива. Скорее всего, это те очистительные слезы, которые случаются от счастья взаимопонимания, сочувствия, нежности, любви. В душе Лизы такая теплая магия, такая истинная открытость и дружелюбие, что за время своей борьбы с недугом она меняет жизнь всех, кто ее окружает. Есть в повести, конечно, и первая любовь, и ревность, и зависть подруг, и интриги, и вдруг вспыхивающее в юных душах счастливейшее чувство свободы.
Но не только слезы, а еще и неудержимый смех вызывает у читателей проза Гончаровой. Чуть ли не каждый рассказ из второй части этого сборника вам захочется прочитать близким вслух. И вы сделаете это — сами при этом хохоча, захлебываясь словами, отчего-то становясь счастливее…
Мир, созданный Марианной Гончаровой, мир Лизы Бернадской полон надежды. Он говорит нам о том, что как бы ни было трудно, нужно жить, бороться и верить.
Есть в повести, конечно, и первая любовь, и ревность, и зависть подруг, и интриги, и вдруг расцветающее в юных душа счастливое чувство свободы.
Для подростков и их родителей.
Марианна Гончарова – писатель, журналист, переводчик. Автор книг «Поезд в Черновцы»
(Одесса), «Кенгуру в пиджаке», «Левый автобус», «Черная кошка в оранжевых листьях», «Моя веселая Англия», «Отдам осла в хорошие руки», «Этюды для левой руки», «Дракон из Перкалаба», «В ожидании конца света», «Четвертый звонок», «Дорога. Записки из Молескина», «Персеиды», Кошка Скрябин и другие», «Аргидава», «Папа, я проснулась (Изд-ва ЭКСМО, «Азбука-аттикус», АСТ). «Будь на моей стороне…» (Саммит-книга, Киев).
Постоянный автор журналов «Медведь» (Москва», «Фонтан» (Одесса), «Радуга», «Публичные люди» (Киев). Регулярно публикуется на страницах киевского еженедельника «Зеркало недели». В 2013 году с повестью «Дракон из Перкалаба» стала победителем Международного литературного конкурса «Русская премия». Первый победитель Одесской международной литературной премии им. Исаака Бабеля за лучший рассказ (2017г.). Живет в г. Черновцы.
Марианна Гончарова – автор, который меняет взгляд окружающих на привычные вещи. Под добрым и светлым пером писателя они становятся необыкновенными. Малопривлекательные – милыми и неповторимыми, нелепые – забавными и трогательными. Театральный реализм – так можно было бы определить стиль прозы всех книг Марианны. И тот магический кристалл, сквозь который видит своих героев и события Гончарова, с первых же ее книг был, если можно так выразиться, именно театральным. Герои ее повестей, рассказов или миниатюр – неважно, люди это или животные – играют свои роли с таким юмором и обаянием, так достоверно и убедительно, что становятся новой реальностью, без которых многие читатели Гончаровой уже своей жизни не представляют. Некоторые из них к тому же писали автору, что ее книги имеют лечебный эффект, помогают бороться с депрессией, преодолевать жизненные тупики, верить в будущее.
И вообще, то, что под силу Гочаровой, удается в литературе мало кому. Лирика и юмор, трагедия и ирония – эти сочетания в ее книгах абсолютно органичны и естественны.
А вот что сама Марианна пишет о своем, так сказать, «творческом методе»:
«Жизнь - короткая, но очень интересная и забавная штука… Жизнь в любом ее проявлении – тетенька без настроения или вороватый котик, печальное насекомое или юное дерево, усталая лошадь, мальчик, крыса, красавица, младенчик, инфузория-туфелька, высокомерный официант или рассеянный доктор… Все невероятно интересно, нужно только вглядеться и вслушаться…».
Нужна ли подростку какая-то специальная литература или достаточно нестареющей классики из школьной программы? Школьная программа неповоротлива и не меняется десятилетиями. А подростки продолжают искать взрослый умный голос, который тихо скажет со страниц книги — ты не один.
Им нужны книги, разговаривающие взрослым языком, на равных, без «родительского» взгляда сверху, назиданий и сюсюканья. Книги, которые не боятся самых сложных тем.
Подростки часто сталкиваются с миром взрослых болезненно. Они пока не знают, как жить в новых условиях. Например, как вчерашним детям отразить агрессию, сохранить индивидуальные интересы и не стать изгоем. Как полюбить жизнь заново, даже если она похожа на что-то коричневое в конце-то концов.
В мире литературы для подростков есть авторы, способные говорить с читателем на равных. Герои их произведений, пройдя сквозь трудные, жестокие, страшные ситуации, сохраняют себя и обретают важные знания и чувства. "Тупо в синем и в кедах" как раз одна из таких книг.
За свою жизнь всегда нужно бороться, не пасуя ни перед какими неприятностями. В этом и есть ее смысл, считал Эрнест Хемингуэй.
Лиза целых пять лет провела в больницах, где постоянно сдавала анализы и все больше ненавидела белый цвет. Сейчас ей уже можно находиться дома, и подруга бабушки советует начать вести "терапевтический дневник". Собственно, вся повесть "Тупо в синем и в кедах"- это и есть ее дневник, в котором она вспоминает, как протекала болезнь, и рассказывает, что делает сейчас.
При этом язык не повернется назвать эту повесть книгой про борьбу с болезнью; скорее про жизнь с ней. Болезнь тут где-то на периферии, а на первом плане — обыкновенное взросление подростка, которому интересны совершенно разные вещи. Это попытка понять, как справляться с этим миром вообще, когда ближний круг "хороших людей" окружен настоящим кольцом людей не то, чтобы плохих — а скажем так, равнодушных. Мы бежим по жизни, не замечая, что движемся совершенно в противоположную от нашего счастья сторону. Случайные встречи заставляют остановиться и задуматься. Взгляд со стороны нередко помогает увидеть правильный путь.
В какой-то момент о болезни забываешь как о страшном сне — однако в конце романа она снова возвращается, будто напоминая, что это не сказка, а вполне себе реалистический роман. Иногда книга заставляет задуматься, что же такое жизнь на самом деле: драгоценный подарок Создателя или невыносимая пытка. Каждый ответит по-своему, и каждый по-своему будет прав. Тем не менее, выбравший счастье никогда не останется в проигрыше.
Повесть о Лизе – такая настоящая, грустная и радостная одновременно. Я бы искренне хотела, чтобы о ней узнало как можно больше читателей.
***
Новая повесть Марианны Борисовны Гончаровой никого не оставит равнодушным. Это образец высокой литературы, по которой мы уже успели соскучиться! Написанная в жанре школьной повести в форме дневника 17-летней девочки, преодолевающей смертельный недуг, эта книга заставляет читателей разных возрастных групп задуматься о хрупкости человеческой жизни, о любви и жестокости, о дружбе, чести и подлости. И герои, и читатели делают свой выбор. Настоятельно рекомендую к прочтению, ибо в современной русской литературе таких произведений мало!
Во второй части сборника встречаются рассказы, ранее уже публиковавшиеся и новые. Удивительная способность Гончаровой видеть самой и показать читателю "небо в чашечке цветка" позволяет читать и перечитывать ее произведения, одновременно простые и сложные, как и наш мир, который в них отражен. Спасибо издательству за прекрасную возможность вновь прикоснуться к творчеству любимого автора! Книга небольшого формата, на хорошей офсетной бумаге, шрифт четкий, твердый переплет. Прекрасный подарок для книголюбов!
***
Дневник Лизы..... прочитала на одном дыхании. Рыдала, плакала....чудесные люди, настоящие люди. Некоторые цитаты осели глубоко в сердце. Как же прекрасно, что есть современная литература , которую хочется читать взахлёб.
***
Украинскую писательницу Марианну Гончарову прозвали «Амели от литературы», и есть в этом сравнении доля правды: подобно француженке мисс Пулен, Гончарова играючи обходится с повседневностью, балансируя между воображаемым и реальным. Так, ее последний сборник рассказов «Тупо в синем и в кедах» – яркий пример особой оптики, ненавязчивой магии, обладающей терапевтическим эффектом.
Юная героиня одноименной повести, написанной в формате дневника, обитает в собственном мире, в котором верят в чудеса и делают все, чтобы вытащить ее «из-под воды». Борьба с опасным недугом – фон жизни удивительной Лизы Бернадской, не теряющей любопытства к происходящему. Первая влюбленность, школьные передряги, важные вопросы и изменения – сюжет развивается по канонам young adult, но прочесть этот пронзительный текст стоит вне зависимости от возраста.
И если повесть вызывает двоякие чувства, требующие осмысления, то рассказы Гончаровой исключительно легки и остроумны. Избегая излишней сентиментальности, писательница выводит на сцену неприметных, «маленьких» персонажей и превращает житейский случай в трогательное представление, в котором есть место всем и каждому: от смешного Аркаши Дзундзы до высокомерного зайца из сновидения.
Источник:
Информация с сайта "Мама для мам" mam2mam.ru