Должно быть, от родителей – мама филолог, папа журналист – Игорь унаследовал стремление анализировать всё вокруг, проговаривая свои мысли словами. Перед ним незнакомая страна – яркая, безалаберная и нищая Куба, и солнце, и цветы, и девушка Анна, и пепел… при чём тут пепел? Кажется, Игорь уже заговаривается. Ядовитый москит укусил его, что ли?..
Книга, которая вышла в издательстве "Эксмо", о смысле жизни в малых его проявлениях. Автор обладает уникальным слогом, благодаря которому реальность происходящего может захватить с головой. В центре событий "филологическая" семья, на читателя сыпятся цитаты, отсылки, обсуждения и рассуждения разных писателей и литературных героев. Это роман про Кубу. Про юношу, его семью и их отпуск в Гаване. Про молодость и ностальгию. Про разные взгляды на жизнь, и цели.
Подходит читателям от 14 лет.
О книге
Роман Эдуарда Веркина «Пепел Анны» был опубликован в журнале «Урал» № 9 в 2017 году.
Как пишет о своём произведении сам автор, «книжка писалась при жизни Фиделя, но о смерти Фиделя. Но он опередил. Впрочем, остался Рауль, так что все это вполне актуально… Прибыв в Гавану, главный герой застает последние дни великого, но прогнившего и прохлопанного эксперимента по построению будущего. Город наполнен слухами и ожиданием. Слухами о близкой смерти вождя и ожиданием свободы, колбасы и безлимитного интернета. Сама Анна — тоже, в общем — то, девушка будущего, слишком идеалистичная, слишком воспитанная, когда пытается играть по новым правилам, выглядит плохо».
Эдуард Веркин - один из ярких современных российских авторов, лауреат престижных литературных премий, настоящий наследник традиций Чехова, Платонова, Лема, братьев Стругацких, Дика, Брэдбери. В 2012 году роман Веркина "Друг-апрель" был включен в список выдающихся книг мира "Белые вороны", составляемый Мюнхенской международной детской библиотекой.
В своих книгах Э. Веркин с необыкновенным вниманием к мелочам показывает становление личности, переживание героями первой любви, упрямую борьбу с обстоятельствами и "непреложными законами", абсурдность и хрупкость жизни. Он говорит с читателем на своем, уникальном, узнаваемом языке.
"Пепел Анны" - книга для мятущихся душ, для всех кого терзают вопросы, кто думает о выборе и знает, что прежде чем родится новый мир, должен осесть пепел старого. Роман не обманет ожидания как поклонников писателя, так и читателей, открывающих для себя мир произведений Веркина впервые.
Об авторе
Эдуард Веркин - современный писатель, неоднократный лауреат литературной премии
"Заветная мечта", лауреат конкурса "Книгуру", победитель конкурса им. С. Михалкова и один из самых ярких современных авторов для подростков. Его книги необычны, хотя рассказывают, казалось бы, о повседневной жизни. Они потрясают, переворачивают привычную картину мира и самой историей, которая всегда мастерски передана, и тем, что осталось за кадром.
Эдуард Веркин родился 1975 г. в Воркуте. Отец — шахтер, мать — фармацевт.
В 1993 г. поступил на исторический факультет Сыктывкарского государственного университета, затем параллельно на юридический факультет того же вуза. После завершения учебы в 1998-99 гг. работал в одном из вузов Воркуты преподавателем дисциплин обществоведческого цикла. Именно в это время от общей бесперспективности бытия решил заняться литературой.
В 2003 г. по рекомендации местной писательской организации был направлен на Высшие Литературные курсы при Литинституте им. А.М. Горького.
Автор рассказов, повестей, книг для детей. Член Союза Писателей России.
Увлечения: мотоцикл, рыбалка. В настоящий момент на увлечения времени почти нет, поскольку литературная деятельность отнимает слишком много сил.
Красивый образчик современного магического реализма. Тема повести – первая любовь. Главный герой Игорь, парнишка шестнадцати лет, с подачи родителей получает импульс зажить взрослой жизнью: они сводят его с девушкой Анной и помогают завязать с ней отношения – весьма настойчиво, руководя им вплоть до интимной сферы. Но их усилия пропадают зря, потому что любовь не рождается по приказу. Девушка не принимает паренька. Метафорой вступления во взрослую жизнь служит путешествие в далекую заморскую страну. Игорь в ней неминуемо теряется и ничего не понимает. Мать и отец наивно мечтают, что сын повторит их опыт восемнадцатилетней давности. Люди они умные, культурные, и пару сыну подобрали прекрасную, хотя у него уже есть подруга на Родине.
По мелким деталям можно догадаться, что и родители героя – не особо удачная пара. Отец возможно изменяет матери, любовь между ними не чувствуется, и сын растет хорошо образованным, но не любимым и непонятым ребенком. Можно было бы сказать, что вторая тема повести – конфликт отцов и детей, но конфликт латентный: скорее здесь «пустота между отцами и детьми». Внутренний мир родителей – мир бумажного слова, журналистика и литература; Игоря же больше волнуют звездолеты. Он отличный боксер, хотя из него пытались сделать скрипача. Родители волокут за собой огромный воз знаний, от узкоколейки в Алапаевске и Джексонвилла, до вкуса аламарского мороженого 18-летней давности. Это их ощущения мира, их жизнь, и новое поколение не должно снова проживать все это, в этом идея книги. Для новых людей будут свои собственные ощущения. Мать упрямо везет сына пробовать мороженое из своей молодости, и он не отказывается… но, распробовав его, они выбрасывают все оставшееся мороженое в кювет.
Анна, пожалуй, немного постарше и опытней своего неудавшегося партнера. Она с его помощью сжигает старые вещи и книги из своего дома (вместе со своими стихами). Их пепел летит над морем, символ свободы от минулого, ненужного. Частью этого пепла уготовано стать Игорю. Не лично - а воспоминаниям о нем. «Душа выгорает в возрасте от 14 до 18, дальше начинается доживание» - слова матери героя. Но так ли это? Возможно, выгорает не душа, а что-то другое? Анна как персонаж раскрывается не сразу и редкими эпизодами. Она знает где Христофор Колумб открыл Америку, верит, что он похоронен в ее городе. Здесь должен был загореться новый свет, говорит она. Колумб для нее, кубинки, является неким важным образом, схожим по яркости с Гагариным, что кочует из романа в роман Веркина как некий символ-маяк для героев. В «Пепле» образ Гагарина тоже появляется: его именем названа школа. Именно сюда приводит Анна Игоря, чтобы показать место, которое ей дорого… но вскоре на это же место она запросто приводит другого приятеля. У нее много вопросов, ей интересен огромный мир, и Игорь мог бы много рассказать ей о нем – но он рассказывает только скучные и банальные вещи. Он мог бы и раньше подобрать к Анне ключик – к примеру, поговорить о ее предках-конкистадорах, но, сам понимая, что совершает глупость, спрашивал ее о книгах. Анна верила в то, что правда всегда одна и надо ее держаться – а Игорь предложил ей научиться мимикрировать в мире бредовой информации и скользить сквозь нее, как нейтрино. Он сам начал засыпать ее бредом о Ложе Гутенберга и термитах. Игорь Анне не подошел, и она из его жизни исчезла. Они как два куска кремня, которые били один о другой, чтобы вспыхнула искра, но один из камней был мокрым, и искра так и не появилась. Новый свет не родился.
Ближе к концу реальность начинает здорово искажаться – то ли это сон Игоря, то ли последствия укуса москита, но сюрреализм захлестывает. Как всегда, о смысле некоторых образов в произведении Веркина остается только гадать. Кто такие загадочные горбуны со звезд? Есть ли параллель между ними и Игорем - ведь он такой же гость на Кубе, как и они на Земле. Что символизирует вайфай, который тщетно ловят? Свободу? Почему родители героя говорят очевидно безумные вещи? Повесть, как и другие книги Веркина, состоит из множества составляющих, которые можно долго вертеть так и эдак, словно кубики рубика - и когда одна или несколько граней собраны, все равно остаются другие, над которыми нужно ломать голову.
Zhelunov_Nikolai, livelib.ru
***
Филология головного мозга в запущенной стадии
Бывают такие книги, или нет, бывают такие авторы, которых когда читаешь - пропадаешь с головой. Не потому что история интересная, а потому что так написано. А когда из книги выныриваешь, то не только не можешь понять, где ты и с кем ты, но, главное, забываешь, кто ты сам такой. И оторваться невозможно, поэтому снова заныриваешь туда, а когда книга заканчивается, то тоскуешь и никак не можешь привыкнуть к реальности.
Это роман про Кубу. Про юношу, его семью и их отпуск в Гаване. Про молодость и ностальгию. И немного про политику - но для меня это было абсолютно неважно. Как представляется Гавана, звуки, запахи и цвета, ощущения и мысли - удивительно совпадают с моим ощущением и опытом путешествий по солнечной стране. И кажется, побывай я в Гаване, я бы замечала и чувствовала тоже самое. Еще этот роман - Филология головного мозга в запущенной стадии. Так как в центре событий "филологическая" семья, на читателя как из рога изобилия сыпятся цитаты, отсылки, обсуждения и рассуждения разных писателей и литературных героев. В романе это называется - book attack. И радость узнавания, тот самый пресловутый интертекстуальный контекст - просто прекрасен, как будто мы с Веркиным в детстве одни и те же книжки читали и одинаковые сочинения писали.
И главный герой мне тоже близок - я тоже была серьезная и умная в 17-то лет. Мне казалось, что я вижу мир насквозь, и что взрослые - глупые и ничего не понимают
lliiry, livelib.ru
Пожалуйста, проголосуйте если статья понравилась:
(без перезагрузки страницы)
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников.
Информация используется исключительно в некоммерческих целях.
Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.
Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию,
пожалуйста, сообщите об этом.