Влас Дорошевич "Первая прогулка богдыхана: китайские сказки"

А почему бы на время не забыть о заботах, рутине и серых буднях? Почему бы не сделать паузу и отдохнуть, почитав что-нибудь для души? Мы предлагаем вам очень действенную терапию – сказочную! Вашему вниманию предлагается открыть удивительный и загадочный мир китайских сказок, легенд и былей, прикоснуться к традициям и верованиям одной из самых древних мировых цивилизаций.

О книге

Российский «король фельетона» и «король репортажа» Влас Михайлович Дорошевич (1865—1922) не смог отказать себе в притязании на еще один титул — создал собственное царство литературно-этнографической сказки. Он много странствовал, в Китае впервые побывал в 1897 году, после путешествия на Сахалин. Его «китайские сказочки», полные восточной экзотики, неподражаемой народной мудрости и юмора, не могли ввести в заблуждение русскую цензуру, доносившую по начальству, что газета «Русское слово», «несмотря на неоднократные замечания, не прекращает печатать аллегорические сказки Дорошевича». 

Сказка, давшая название этому сборнику, рассказывает о том, как любознательный богдыхан Сан-Ян-Ки вынужден был притвориться мертвым, чтобы впервые в жизни прошествовать по улицам Пекина и хотя бы таким образом узнать, как живет его народ. Первое путешествие стало для него и последним — богдыхана, узнавшего правду, придворные уложили в могилу живьем. А первое, что сделал его наследник на троне, — отрубил голову придворному историку, первому церемониймейстеру и верховному жрецу. И что прикажете делать цензору? Ясное дело, запретить! 

Иллюстрации: Вера Коротаева

Об авторе

Власий Михайлович Дорошевич (5 [17] января 1865, Москва, Российская империя — 22 февраля 1922, Петроград, РСФСР) — русский журналист, публицист, театральный критик, один из известных фельетонистов конца XIX — начала XX века.

Отец — журналист Сергей Соколов — рано умер. Мать, писательница Александра Ивановна Соколова, происходила из дворянского рода Денисьевых, получила образование в Смольном институте. Фамилию получил от приёмного отца, домовладельца Михаила Ивановича Дорошевича, усыновившего 6-месячного ребёнка, оставленного матерью в дешёвом номере гостиницы. Спустя 10 лет А. И. Соколова через суд сумела вытребовать сына к себе, однако при этом самому Власу была нанесена тяжёлая душевная травма, и впоследствии он не раз обращался к теме «О незаконных и о законных, но несчастных детях». 

Учился в нескольких московских гимназиях, откуда неоднократно исключался за плохое поведение и неуважение к начальству. Гимназический курс завершил экстерном. Работу в газетах начал, ещё будучи учеником московской гимназии. Был репортером «Московского листка», «Петербургской газеты», писал юмористические заметки в «Будильнике». В начале творческой деятельности сблизился с известным книгоиздателем И. Д. Сытиным. 

Настоящая известность пришла к нему со времени работы в 1890-х годах в одесских газетах. В 1897 году Дорошевич предпринял путешествие на Восток. Издал книгу очерков о Сахалине и о Сахалинской каторге. С 1902 по 1917 годы редактировал газету И. Д. Сытина «Русское слово». В этот период издание стало самым читаемым и тиражным в Российской империи. С августа 1918 по май 1921 года жил в Севастополе, отказавшись от сотрудничества с контрреволюционными газетами. 

По окончании Гражданской войны в Крыму уже тяжело больным сделал заявление о «полном присоединении» к советской власти. В мае 1921 года возвратился в Петроград, где вскоре умер от туберкулеза. В похоронах участвовали 4 человека.

Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Отзыв

Влас Дорошевич - автор, журналист и литератор, страстный путешественник и коллекционер, живший на рубеже XIX и XX веков. Он объездил множество стран, причем в Азии ему нравилось больше всего, а вернувшись домой, он опубликовывал путевые заметки и — как раз те самые сказки, которые выглядели точь-в-точь как аутентичные образчики изученного фольклора. Штука заключалась в том, что все эти сказки на самом деле были придуманы самим Дорошевичем, который использовал увиденное и услышанное для придания сюжетам экзотической стилистики. Сюжеты же были довольно злободневные, автор поднимал вневременные социальные проблемы, и благодаря этому остался в истории как человек, который ловко обходил цензуру, прикрываясь, как Радищев когда-то, опытом путешествий. Учителем же своим он на самом деле считал Салтыкова-Щедрина.

В библиографии Дорошевича есть сказки, «привезенные» из разных стран, но китайская тема его волновала, пожалуй, больше остальных. Резко реагируя на любые проявления социального угнетения и будучи при этом большим поклонником древних цивилизаций, он критически относился к вторжению европейцев в Китай. Сам он посещал Китай во время поездки на Сахалин; здесь, как и во всех своих поездках, он не боялся погружаться в среду как можно глубже, посещал как светские мероприятия, где собиралась туземная элита, так и курильни, в которых собирался народ совсем другого достатка и образования. Собственно, Дорошевич собирал и настоящие сказки, чтобы потом у него получилось что-то максимально близкое к китайскому народному творчеству.

Основополагающие мифы узнаваемы. В паре сказок верховный правитель заставляет всех поверить в свою смерть, чтобы незамеченным отправиться в паломничество по городам и весям — и ничего хорошего он там, конечно, не встречает. В другой — правитель созывает всех ученых своего государства, чтобы узнать, чем они все занимаются. Да, Дорошевич много корпел над стилистикой, но все же не включался в это дело со слепым фанатизмом, а всегда помнил о современном ему читателе. Может, поэтому по части иронии и саркастических заметок сказки его не сильно отличаются от острых журналистских репортажей.

Источник: https://gorky.media

vremya-logo-h500.png



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования